Конспект урока по технологии Орнамент из листьев. Что такое орнамент? 1 класс (к учебнику Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой)
Тема: Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
Цель: формировать представление об орнаменте, их разнообразии, способствовать умению различать особенности орнамента; развивать наблюдательность, умение сравнивать; прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Планируемые результаты: познакомить с понятием «орнамент», вариантами орнаментов, научаться находить ответы на вопросы в учебнике, использовать приобретенные знания и умения для решения простых художественно-конструкторских задач.
УУД: п – выполнять анализ работ, сравнивать готовую работу с образцом; р – принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; к – доносить свою позицию до других, слушать и понимать других; л – проявляют интерес к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
- На прошлом уроке вы познакомились с одним из правил составления композиции. Каким?
- Посмотрите на представленные работы. (показывает образцы изделий)
- Есть среди этих работ, композиции, построенные не по изученному ранее правилу?
Предлагает сформулировать тему урока и учебную задачу.
Освоение новых знаний и способов действий.
- Рассмотрите композиции или их рисунки на с. 16 в учебнике.
- В чем их отличие от выполненных на прошлом уроке?
- На представленных композициях узор повторяется. Такой повторяющийся узор называется орнаментом. Найдите орнаментальную композицию среди представленных в учебнике. Орнаментом украшают различные предметы (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурные сооружения, произведения декоративно-прикладного искусства. (демонстрация картинок предметов с различными узорами)
- Орнаменты бывают разных видов. (демонстрация видов орнаментов с объяснением)
Геометрический орнамент – состоит из точек, линий и различных геометрических фигур: овал, круг, ромб, треугольник.
Растительный орнамент – состоит из листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент – состоит из фигур разных реальных и фантастических животных.
- Орнамент может быть расположен в полосе, в круге, в квадрате.
- Узор может быть расположен не только в центре, но и по краю.
- Элементами орнамента могут быть точки, линии, геометрические фигуры, растения, животные.
Физкультминутка (на выбор учителя)
Закрепление знаний и способов действий (практическая работа).
Организует выставку готовых образцов. (учебник, с. 17)
- Сегодня я предлагаю вам, следуя традициям народных мастеров, создать элемент орнаментального узора из листьев для ковра.
- Какие материалы нам понадобятся для работы? Какие листочки подойдут для такой композиции? Составьте свою композицию из тех же деталей. Какие инструменты понадобятся нам для работы?
Организует планирование предстоящей работы.
Предлагает по рисункам рассказать о последовательности работы над композицией. В процессе изучения инструкции демонстрирует приемы нахождения центра, нанесения клея на детали.
Задание 1: составить орнамент из засушенных листьев.
Наблюдает за работой, при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?- Чему научились?
- Что было трудным?