Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, ОС Школа 2100

РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
(170 часов из расчета 5 часов в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК (Образовательная система «Школа 2100») для 4-го класса:
учебником «Русский язык» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.),
рабочей тетрадью к учебнику «Русский язык» (автор Н.А.Исаева),
тетрадью «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (автор Бунеева Е.В.),
«Тетрадью по чистописанию» (автор Яковлева М.А.),
пособием для учащихся «Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» (автор Комиссарова Л.Ю.),
методическими рекомендациями для учителя (авторы Бунеева Е.В., Исаева Н.А.).
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Реализация программы основана на следующих принципах:
*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
*деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач).
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс русского языка изучается в 4 классе по 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
2) дальнейшее овладение родным языком;
3) овладение орфографией и пунктуацией;
4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
5) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Еще один аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Последний аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.


Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. [Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Программа «Риторика» (для четырёхлетней начальной школы).]
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4-ем классе являются следующие умения:
– эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.













ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»



– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– дальнейшее овладение родным языком;
– развитие чувства языка
– овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения


4-й класс



владеть типом правильной читательской деятельности;
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам;
читать и составлять простые таблицы;
писать подробное изложение доступного текста-повествования;
писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
использовать в речи предложения с одно- родными членами, сложные предложения;
подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.



выполнять фонетический разбор доступных слов;
выполнять разбор по составу доступных слов;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова.
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения;
писать ь после шипящих на конце имён существительных 3-го склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2-го склонения;
писать частицу не с глаголами;
писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;
писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В 4-ом классе на обучение русскому языку отводится 170 ч (5 часов в неделю).
Вводные уроки. (2 ч)
Повторение. (27 ч)
Предложение. Текст. (39 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово (102 ч).
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (21 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

П* - повышенный уровень.
___________
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 4-м классе
(170 часов – 5 часов в неделю)
п/п
Название раздела, темы
Всего
часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля


Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
1
Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях).
Вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.



Контрольное списывание.
1

Контрольное списывание.


Раздел I. Повторение.
16



1.1
Повторение фонетики и графики.
1
Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.
Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.
Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.


1.2
Повторение фонетики. Слог и ударение.
1



1.3
Что такое графика.
1



1.4
Фонетический разбор слова.
1



1.5
Повторение орфографии.
1



1.6
Входной диктант.
1

Входной диктант.

1.7
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.
1



1.8
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.
1



1.9
Повторение состава слова.
1



1.10
Повторение изученного о частях речи.
1



1.11
Повторение изученного по синтаксису.
1



1.12
Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль».
2



1.13
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».
1



1.14
Контрольный диктант № 1.
1

Контрольный диктант № 1.

1.15
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).
1




Раздел II. Предложение. Текст.
Простое предложение.
Предложения с однородными членами.
14



2.1
Как отличить простое предложение от сложного.
1
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.
Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.
Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.
Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).


2.2
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.
1



2.3
Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.
1



2.4
Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю».
2



2.5
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
2



2.6
Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю».
2



2.7
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1



2.8
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 1.
1

Проверочная работа № 1.

2.9
Развитие пунктуационных умений.
1



2.10
Контрольный диктант № 2.
1

Контрольный диктант № 2.

2.11
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.
1




Раздел II. Предложение. Текст. (продолжение)
Сложные предложения с союзами и,
а, но.
13



2.12
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
1
Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.
Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.
Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П)
Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).
Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).
Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.


2.13
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
2



2.14
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
1



2.15
Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.
1



2.16
Запятая в сложном предложении.
3



2.17
Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
1



2.18
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 2.
1

Проверочная работа № 2.

2.19
Обобщение.
1



2.20
Контрольный диктант № 3.
1

Контрольный диктант № 3.

2.21
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант.
1

Контрольный словарный диктант.


Раздел II. Предложение. Текст. (продолжение)
Предложения с прямой речью.
12



2.22
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
1



2.23
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.
1



2.24
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.
1



2.25
Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.
1



2.26
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
1



2.27
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.
2



2.28
Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».
2



2.29
Развитие пунктуационных умений.
1



2.30
Контрольный диктант № 4.
1

Контрольный диктант № 4.

2.31
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте).
1




Раздел III. Слово.
Части речи и члены предложения.
Что мы уже знаем об имени сущест-
вительном.
5



3.1
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
2
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.
Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.
Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.
Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.
Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.
Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.
Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.
Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.








3.2
Роль имён существительных в предложении, в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».
2



3.3
Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Изменение имён существительных по
падежам.
12









3.4
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
1



3.5
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
1



3.6
Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.
3



3.7
Именительный и винительный падежи.
1



3.8
Родительный падеж.
1



3.9
Дательный падеж.
1



3.10
Творительный падеж.
1



3.11
Предложный падеж.
1



3.12
Обобщение знаний о падежах. Развитие речи. Составление устного рассказа. «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».
1



3.13
Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3.
1

Проверочная работа № 3.


Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Три склонения имён существительных.
7



3.14
Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
1



3.15
Развитие умения определять склонение имён существительных.
2



3.16
Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
2



3.17
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.
1



3.18
Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Правописание мягкого знака после
шипящих на конце существительных.
8



3.19
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
1



3.20
Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.
3



3.21
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4.
1

Проверочная работа № 4.

3.22
Развитие орфографических умений.
1



3.23
Контрольный диктант № 5.
1

Контрольный диктант № 5.

3.24
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.
13



3.25
Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
1



3.26
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.
1



3.27
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.
2

Контрольный словарный диктант.

3.28
Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета».
2



3.29
Развитие орфографических умений, повторение.
1



3.30
Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка».
1



3.31
Развитие орфографических умений, повторение.
1



3.32
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5.
1

Проверочная работа № 5.

3.33
Повторение. Подготовка к диктанту.
1



3.34
Контрольный диктант № 6.
1

Контрольный диктант № 6.

3.35
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Что мы знаем об имени прилагательном.
5



3.34
Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.
2
Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.
Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.
Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.
Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).
Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.


3.35
Роль прилагательных антонимов в речи.
1



3.36
Морфологический разбор имени прилагательного.
2




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Словоизменение имён прилагательных.
4



3.37
Изменение имён прилагательных по падежам.
2



3.38
Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании.
2




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных.
12



3.39
Правило правописания безударных падежных о
·кончаний имён прилагательных.
1



3.40
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Развитие речи. Свободный диктант.
2



3.41
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
1



3.42
Развитие речи. Обучающее изложение «Первое путешествие».
2



3.43
Развитие орфографических умений.
1



3.44
Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
1



3.45
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6.
1

Проверочная работа № 6.

3.46
Повторение, подготовка к диктанту.
1



3.47
Контрольный диктант № 7.
1

Контрольный диктант № 7.

3.48
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Что мы знаем о глаголе.
4



3.49
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
1
Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).
Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).


3.50
Значение и грамматические признаки глагола.
2



3.51
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Словоизменение глаголов.
2



3.52
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
1



3.53
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
17



3.54
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
1



3.55
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.
1



3.56
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.
1



3.57
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
2



3.58
Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам.
1



3.59
Разбор глагола как части речи.
1



3.60
Контрольный диктант № 8.
1

Контрольный диктант № 8.

3.61
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться.
1



3.62
Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.
1



3.63
Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание.
2

Контрольное списывание.

3.64
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
2



3.65
Развитие речи. Обучающее изложение «Первые школы».
2



3.66
Работа над ошибками в изложении.
1




Раздел III. Слово (продолжение).
Части речи и члены предложения.
Разбор глагола по составу.
13



3.67
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
1



3.68
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.
2



3.69
Развитие речи. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени.
1



3.70
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.
1



3.71
Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы».
1



3.72
Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.
1



3.73
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7.
1

Проверочная работа № 7.

3.74
Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант.
2

Контрольный словарный диктант.

3.75
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту.
1



3.76
Контрольный диктант № 9.
1

Контрольный диктант № 9.

3.77
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I. Повторение (продолжение).
13



1.15
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».
4
Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.
Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.


1.16
Развитие речи. Контрольное изложение «Странный дуэт».
1

Контрольное изложение «Странный дуэт».

1.17
Комплексное повторение изученного материала.
3



1.18
Развитие речи. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».
1



1.19
Итоговый контроль и работа над ошибками.
4

Итоговый контроль





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 4-м классе
(170 часов – 5 часов в неделю)
__________________
П* повышенный уровень.
Раздел
программы
№ урока
Дата прове-дения урока
Фактическая дата прове-дения урока
Программное содержание
Планируемые результаты






Предметные
Метапредметные и личностные (УДД)


1


Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях).
Вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


2


Контрольное списывание.



Раздел I.
Повторение (16 ч).
3


Повторение фонетики и графики.
Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.
Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.
Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


4


Повторение фонетики. Слог и ударение.




5


Что такое графика.




6


Фонетический разбор слова.




7


Повторение орфографии.




8


Входной диктант.




9


Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.




10


Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.




11


Повторение состава слова.




12


Повторение изученного о частях речи.




13


Повторение изученного по синтаксису.




14


Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль».




15


Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль».




16


Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».




17


Контрольный диктант № 1.




18


«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).



Раздел II. Предложение. Текст.
(39 ч).
Простое предложение. Предложения с однородными членами. (14 ч)


19


Как отличить простое предложение от сложного.
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.
Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.
Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.
Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


20


Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.




21


Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.




22


Развитие речи.
Обучающее изложение «Что я люблю».




23


Развитие речи.
Обучающее изложение «Что я люблю».




24


Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.




25


Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.




26


Развитие речи.
Обучающее сочинение «Что я люблю».




27


Развитие речи.
Обучающее сочинение «Что я люблю».




28


Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.




29


Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 1.




30


Развитие пунктуационных умений.




31


Контрольный диктант № 2.




32


«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.




Сложные предложения с союзами и, а, но. (13 ч)


33


Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.
Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.
Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П)
Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).
Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).
Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


34


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.




35


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.




36


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.




37


Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.




38


Запятая в сложном предложении.




39


Запятая в сложном предложении.




40


Запятая в сложном предложении.




41


Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».




42


Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 2.




43


Обобщение.




44


Контрольный диктант № 3.




45


«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант.




Предложения с прямой речью. (12 ч)




46


Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


47


Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.




48


Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.




49


Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.




50


Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.




51


Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.




52


Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.




53


Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.




54


Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».




55


Развитие пунктуационных умений.




56


Контрольный диктант № 4.




57


«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте).



Раздел III.
Слово.
(102 ч)

Части речи и члены предложения. Что мы уже знаем об имени существительном. (5 ч)


58


Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.
Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.
Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.
Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.
Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.
Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.
Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.
Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



59


Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.




60


Роль имён существительных в предложении, в речи.




61


Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».




62


Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.




Части речи и члены предложения. Изменение имён существительных по падежам. (12 ч)




63


Наблюдение за словоизменением имён существительных.




64


Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.




65


Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.




66


Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.




67


Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.




68


Именительный и винительный падежи.




69


Родительный падеж.




70


Дательный падеж.




71


Творительный падеж.




72


Предложный падеж.




73


Обобщение знаний о падежах. Развитие речи. Составление устного рассказа. «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».




74


Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3.




Три склонения имён существительных. (7 ч)




75


Что такое склонение? Три склонения имён существительных.




76


Развитие умения определять склонение имён существительных.




77


Развитие умения определять склонение имён существительных.




78


Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.




79


Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.




80


Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.




81


Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.




Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 ч).




82


Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.




83


Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.




84


Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.




85


Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.




86


Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4.




87


Развитие орфографических умений.




88


Контрольный диктант № 5.




89


«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (13 ч).




90


Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.




91


Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.




92


Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.




93


Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.




94


Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета».




95


Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета».




96


Развитие орфографических умений, повторение.




97


Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка».




98


Развитие орфографических умений, повторение.




99


Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5.




100


Повторение. Подготовка к диктанту.




101


Контрольный диктант № 6.




102


«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование.




Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 ч).


103


Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.
Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.
Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.
Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.
Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).
Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



104


Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.




105


Роль прилагательных-антонимов в речи.




106


Морфологический разбор имени прилагательного.




107


Морфологический разбор имени прилагательного.




Словоизменение имён прилагательных (4 ч).




108


Изменение имён прилагательных по падежам.




109


Изменение имён прилагательных по падежам.




110


Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании.




111


Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании.




Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (12 ч).




112


Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.




113


Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.




114


Развитие речи. Свободный диктант.




115


Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.




116


Развитие речи. Обучающее изложение «Первое путешествие».




117


Развитие речи. Обучающее изложение «Первое путешествие».




118


Развитие орфографических умений.




119


Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».




120


Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6.




121


Повторение. Подготовка к диктанту.




122


Контрольный диктант № 7.




123


«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.




Что мы уже знаем о глаголе (4 ч).




124


Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).
Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



125


Значение и грамматические признаки глагола.




126


Значение и грамматические признаки глагола.




127


Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.




Словоизменение глаголов (2 ч).




128


Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.




129


Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.




Правописание безударных личных окончаний глаголов (17 ч).




130


Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.




131


Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.




132


Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.




133


Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.




134


Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.




135


Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам.




136


Разбор глагола как части речи.




137


Контрольный диктант № 8.




138


Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться.




139


Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах
2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.




140


Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.




141


Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единствен- ного числа. Контрольное списывание.




142


Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.




143


Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.




144


Развитие речи. Обучающее изложение «Первые школы».




145


Развитие речи. Обучающее изложение «Первые школы».




146


Работа над ошибками в изложении.




Разбор глагола по составу (13 ч).




147


Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.




148


Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.




149


Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.




150


Развитие речи. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени.




151


Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.




152


Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы».




153


Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.




154


Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7.




155


Развитие орфографических умений.




156


Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант.




157


Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту.




158


Контрольный диктант № 9.




159


«Пишу правильно» (работа над ошибками).



Раздел I.
Повторение (11 ч).
Повторение (11 ч).


160


Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».
Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.
Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). П* П* Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные результаты:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


161


Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».




162


Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».




163


Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».




164


Итоговый контрольный диктант.




165


«Пишу правильно» (работа над ошибками).




166


Развитие речи. Контрольное изложение «Странный дуэт».




167


Комплексное повторение изученного материала.




168


Развитие речи. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».




169


Итоговая контрольная работа.




170


Работа над ошибками.














ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольное списывание
2

Контрольный словарный диктант
3

Проверочная работа
7

Контрольное изложение
1

Контрольный диктант
9

Итоговый контрольный диктант
1

Итоговая контрольная работа
1



ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Для учителя:
Бунеева, Е.В., Исаева, Н.А. Русский язык. 4 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебнику
«Русский язык», 3 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Презентации к урокам составителем программы выполнены в программе PowerPoint.
На уроках используются аудио записи в формате wave и mp3.
Для ученика:
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык. Учебник для4-го класса.– Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. Ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2014. (Образовательная система «Школа 2100»).
Исаева, Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной). – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. – Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
компьютер.
Тематические таблицы по предмету.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 144115














          "48:<@BDF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·