Рабочая программа ФГОС Узнаём сами


г. Хабаровск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 77
«Утверждаю»
Зам.директора по УВР
__________ .
«___» ___________ 2014 г. «Рассмотрено»
на заседании МО МОУ СОШ № 77
от 31.08.2014г. Протокол №1
Руководитель МО__________Вергун Е.С.
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению
«Проектная деятельность»
«Узнаём сами»
136часов (из расчета 1 час в неделю)
Возраст обучающихся 6,5-11 лет
Срок реализации 4 года
Составитель Гнатюк Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности;
формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» ( 32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» ( 37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
 «Исследовательская практика» ( 48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Содержание программы
1 класс
( 33 часа)
N|N МОДУЛИ
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
9 ч 8 ч 11 ч 4 ч
1. Светофор мысли: включаем внимание!
1 ч Что такое исследование и кто такие исследователи?
1 ч «Букет цветов»
( групповой проект, изготовление панно) 1 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Светофор мысли: включаем память!
1 ч Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.)
1 ч «Золотая волшебница Осень» ( групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени )
2 ч 3. Светофор мысли: включаем логику!
1 ч Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку.
1ч «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме)
1 ч 4. Светофор мысли: включаем воображение!
1 ч Хочу всё знать!
( Учимся определять тему исследования, проекта)
1 ч « Книжка – малышка» ( инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).
1 ч
5. Светофор мысли: пространственные представления.
1 ч «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)
1 ч "Звериная" зарядка.
(групповой проект, игра)
1 ч 6. Светофор мысли: учимся наблюдать.
1 ч Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.)
1 ч « Волшебные правила здоровья»
(групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток)
1 ч 7. Секрет порядка.
1 ч Любопытные опыты.
1 ч Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект)
1 ч 8. Учимся сравнивать.
1 ч «Нескучная школа» Учимся работать в группе.
1 ч «Снежинка» (групповой проект)
1 ч 9. Я – изобретатель.
1 ч «Сколько весит школьный рюкзак»
(инд. или гр. Проекты)
2 ч Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
основы проведения исследовательской работы;
что такое мини – проект и творческий проект;
методы исследования: наблюдение, опыт;
способы поиска необходимой для исследования информации;
правила сотрудничества в процессе исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
подбирать материал, необходимый для исследования;
оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
2 класс
34 часа
N|N МОДУЛИ Дата
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы» 8 ч 10 ч 12 ч 4 ч 1. «Миллион изменений».
(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)
1 ч Учимся определять направления темы.
1 ч «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты)
2 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
1 ч Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой)
1 ч «Дорога и мы»
(групп. и инд. проекты)
2 ч
3. Как сотрудничать со взрослыми.
1 ч Учимся анализировать и обобщать.
1 ч « Праздники моей семьи» ( инд. проекты)
1 ч 4. « Самый – самый!» Психологическая игротека.
1 ч Виды оформления проектов.
1 ч «Разговор о правильном питании»
(групповой проект)
1 ч 5. Искусство выдумывания историй.
(речевой тренинг)
1 ч Что такое эксперимент?
1 ч
«Корабли» (инд. и групповые проекты)
2 ч 6. Рисование в масштабе. (графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой)
1 ч Секреты знакомых предметов.
( практикум проведения опытов и экспериментов)
2 ч «Комнатные растения в нашем классе»
(групп. проект)
1ч 7. Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления).
1 ч Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут)
1 ч « Новогодняя красавица» ( инд. и групповые проекты)
2 ч 8. «Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)
1 ч Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования)
1 ч «Инопланетяне»
( инд. проект.)
1 ч 9. Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус»)
1 ч Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
выбирать пути решения задачи исследования ;классифицировать предметы, явления и события;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
3 класс
34 часа
N|N МОДУЛИ
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
7 ч 10 ч 13 ч 4 ч
1. Тайны памяти.
1 ч Что такое «копилка сведений проекта»?
1 ч «Моя родословная»
(инд. проекты)
1 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Как улучшить свою память?
1 ч Анкетирование как метод исследования.
1 ч «Куклы» (инд. и групповые проекты)
2 ч 3. Конкурс математических развлечений.
1 ч Компьютер – друг и помощник.
1 ч «Кругосветные путешествия»
( инд. проекты)
1 ч 4. Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.
1 ч «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»
(групп. проект)
2 ч «Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)
2 ч 5. Что значит для меня ощущение успешности?
(психологический тренинг)
1 ч Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»
1 ч «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)
2 ч 6. Что значит умение договариваться?
1 ч «Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)
1 ч « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)
2 ч 7. Новые приборы
в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка)
1 ч Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)
1 ч «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)
2 ч 8. Микроисследование «Что такое хорошая школа».
2 ч «Вредные звуки»
( инд. проект)
1 ч 9. Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
метод исследования: анкетирование, моделирование;
основы работы с компьютером;
что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
щих;
способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
4 класс
34 часа
N|N МОДУЛИ
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов
исследовательской
работы»
8 ч 9 ч 12 ч 5 ч
1. Преодоление трудностей в реализации проекта.
1 ч Учимся самостоятельно составлять план действий.
(практикум)
1 ч «Как жили наши предки» (групповой проект)
2 ч В соответствии с темами заявленных проектов,
1 раз в каждой учебной четверти.
Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы)
2. Что такое импровизация?
1 ч Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум)
1 ч «Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)
2 ч 3. Дисциплина и свобода выбора.
Что такое учебное сотрудничество.
1 ч Правила оформления реферата.
1 ч «Вредные» звуки» (инд. проект)
1 ч 4. Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)
1 ч Учимся создавать вёб-сайт.
1 ч « Охраняемые природные территории нашей местности»
(групп. проект)
2 ч 5. Учимся давать описание объекту наблюдения.
1 ч Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе.
1 ч « Мой учебник»
( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)).1 ч 6. «Учись учиться!»
1 ч «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)
1 ч
Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»
1 ч 7. Математика вокруг нас.
1 ч Общие правила защиты проекта (тренинг)
1 ч «Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект школы»
1 ч 8. Самостоятельный выбор темы проекта.
1 ч Способы хранения информации.
1 ч Самостоятельная работа над проектами.
1 ч 9. Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование).
1 ч Подготовка к научно – практической конференции.
1 ч Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
способы хранения информации;
 основы создания вёб - сайта;
что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
что такое учебное сотрудничество;
способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
выбирать пути решения задачи исследования ;составлять план действий совместного коллективного исследования;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
 школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные исследовательские информационные кооперативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные экспериментальные рефлексивные презентационные
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Банк информационно-коммуникационных ресурсов
для проведения занятий:
1.Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 4 классах «Школа исследованияг. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
2.М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,
2011 г.
3.Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
4.Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru
5.Занятия с первоклассниками «Логика». http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml6.Сборники познавательных опытов и экспериментов. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml7.Сборники игр и упражнений для проведения тренингов.
8.Макет портфолио обучающегося.
9.Рекомендации для оформления исследовательских работ.
10.Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Используемая литература.
1.Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
2.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/