Рабочая программа кружок УЗНАЕМ САМИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Таловка Калининского района Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР «МБОУ СОШ с Таловка»
_______________/Бобкова С.В../
«__»________________2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Таловка
________________/Кулешова Л.А./
Приказ № ___ от «__»_______________2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тупиковой О.А
Кружок «Узнаем сами»
Направление: Проектная деятельность
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на работу с учащимися 7 класса.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
2. развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3. системность организации учебно-воспитательного процесса;
4. раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований.
Задачи программы:
1. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитывать целеустремленность и настойчивость;
формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
учить самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Учить решать творческие задачи.
В ходе решения творческих задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
1. рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2. целеустремленность и умение планировать (ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности);
3. умение моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
4. инициативность при поиске способа (способов) решения задачи;
5. коммуникативность (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного кружка. Кружок «Узнаем сами» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке в зависимости от выбора темы проекта. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа предусматривает достижение следующих результатов: приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по различным направлениям, выставки, конференции и пр.
Школьный учитель обычно является носителем «застывшего» знания, собрания фактов, переданного образованию наукой. Он не всегда умеет научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое знание и осваивают технику этой работы. В проектной работе целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить исследования, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий кружка «Узнаем сами», 1 час в неделю, 35 часов в год (теория - 18 часов, практика 17 часов).
Руководитель: Тупикова О.А.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
Номер занятия
Тема занятия
Колич часов
Содержание занятия
Дата проведен
1.
Вводное занятие.
1
История возникновения и развития проектной методики, ее сущность, цели данного кружка.
04000
2.
Учимся проектировать.
1
Обучение методу ассоциаций и методу аналогий как одних из необходимых навыков проектирования.
3.
Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы.
1
Формирование положительной мотивации обучения. Обучение навыкам проблематизации на примере проектов «Сотовый телефон – нужен ли он нам, и если нужен, то какой?», «Легко ли быть молодым?», «Автомобиль в жизни человека».
9
4.
Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели.
1
Способствование развитию воли. Обучение школьников выдвигать конкретные цели. Построение своей «Лестницы успеха».
5-6.
Мой интеллект. Учимся планировать.
2
Развитие умения планировать свою деятельность. Развитие творческого мышления, воображения. Определение типа интеллекта обучающихся. Формирование умения составлять план, распределять свои дела.
7-8.
Мои способности и проект. Учимся применять способности.
2
Формирование умения на практике применять свои способности. Анкетирование «Мои способности», анкетирование «Способности и проект»
Продолжение работы над проектами.
9.
Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать.
1
Развивать умения адекватной самооце-нки. Формировать коммуникативные навыки. Развивать способности уважения к себе и к людям. Воспитывать справедливость, ответственность (на примере дилеммы Гайнца).
10-11.
Мои чувства и эмоции. Учимся презентации.
2
Учить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Анкета «Мои чувства и эмоции». Развивать презентационные умения. Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Выполнение мини-проекта «Сказка на новый лад».
12.
Критерии оценивания мультимедийных презентаций.
1
Обучение работы с оценочными листами.
13-14.
Способность управлять собой. Учимся рефлексировать.
2
Формировать оценочными навыки саморегуляции. Обучать навыкам осознания своего поведения. Развивать рефлексивно-оценочные умения. Презентации «Сказки на новый лад» и его оценка.
15-17.
Подводим первоначальные итоги.
3
Создание мультимедийных презентаций проектов (см. 3 занятие), их презентации, оценивание и рефлексия.
18.
Знакомство с мультимедийными презентациями различных проектов.
1
Знакомство с мультимедийными презентациями учебных проектв других обучающихся (на диске Intel), сравнение со своими работами. Выбор новых тем для индивидуальных проектов.
19-20.
Поиск полезной информации в Интернете.
2
Обучение находить необходимую для будущего проекта информацию в Интернете.
21-23
Информационные материалы к проекту.
3
Работа над собственными проектами: постановка основополагающих вопросов, сбор информации, обработка материала, создание мультимедийной презентации.
24-25.
Защита проектов.
2
Защита собственного проекта и участие в оценке других проектов.
26-33.
Работа над учебными проектами.
7
Работа над учебными проектами по предметам, изучаемым в 7-8 классах (по выбору учащихся), их защита. Участие в конкурсе социально-значимых проектов на школьном уровне.
34-35.
Итоговое занятие. Рефлексия.
2
Подведение итогов: что дало обучающимся занятие в данном кружке, какие навыки проектной и исследовательской деятельности развили в себе. Пожелания учителю на следующий учебный год.
Учебно методические средства обучения:
Основная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010.
2. Валерко Т.В. Программа проектной деятельности учащихся «Я исследователь».- festival. 1 september.ru
3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - www.zavuch.unfo
Дополнительная литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
№ урока
Тема урока
Требования к знаниям и умениям учащихся
Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)
1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
Усваивает понятия: проект, исследование, планирование, значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.
2
Как много интересного вокруг.
Усваивает понятия: тема исследования, предмет исследования, объект исследования, цель проекта, задачи проекта.
3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
Ставит цели и задачи перед собой и партнерами, ведет диалог, координирует свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)
4
Источники информации.
Знакомится с понятием: источник информации, с видами источников информации: книгами, периодическими изданиями, Интернет и др.
5
Библиотека. Словари.
Знакомится с понятием «словари», с видами словарей, принципами работы с ними.
6
Словари. Практическое занятие №2.
Знает виды словарей. Умеет находить значение слов.
7
Библиотека. Энциклопедии.
Знакомится с понятием «энциклопедия», типами и видами энциклопедий, их структурой, алгоритмом поиска.
8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя энциклопедию.
9
Библиотека. Справочники.
Знакомится с понятием «справочники», их видами и структурой, алгоритмом поиска.
10
Справочники. Практическое занятие №4.
Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя справочники.
11
Библиотека. Периодические издания.
Различает понятия: периодическая печать, газета, журнал; усваивает отличительные признаки периодического издания от книги.
12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
Умеет выбирать материал по заданной тематике, используя периодические издания.
13
Библиотека. Медиаресурсы.
Усваивает понятия: медиаресурсы, медиатека; знакомится с видами медиаресурсов, алгоритмом поиска.
14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
Умеет подбирать требуемый материал, используя медиатеку.
15
Интернет.
Усваивает понятия: сеть Интернет, поисковая система; знакомится с алгоритмом поиска, принципами безопасной работы в сети Интернет.
16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
Умеет находить информацию в поисковых системах «Mail», «Yandex»
17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
Умеет находить информацию в поисковых системах «Googl», «Rambler»
18
Библиотеки нашего города.
Знакомится с системой библиотек города, правилами использования централизованных фондов.
19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя ресурсы центральной городской детской библиотеки.
20
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя фонды городского информационного ресурсного центра.
21
Интервью.
Усваивает понятие «интервью»; знать как составить вопросы для интервью.
22
Интервью. Практическое занятие №11.
Умеет вести беседу.
Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)
23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
Знакомится с алгоритмом анализа полученной информации, понятием «вторичный документ», правилами составления вторичного документа.
24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.
Умеет работать в группе, критически оценивать полученную информацию.
25
Вторичный документ. Практическое занятие №13.
Умеет составить вторичный документ.
Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)
26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
Знакомится с понятием «презентация»; алгоритмом составления презентации.
27
Презентация. Практическое занятие №14.
Умеет выбрать шаблон презентации, задавать необходимые параметры.
28
Презентация. Практическое занятие №15.
Умеет наполнять слайды презентации необходимой информацией, логически их распределять.
29
Составление текста выступления к презентации.
Знакомится с приемами построения и корректировки текста.
30
Текст выступления. Практическое занятие №16.
Умеет составлять текст защиты полученных результатов.
31
Текст выступления. Практическое занятие №17.
Умеет корректировать текст выступления.
32
Культура выступления.
Знакомится с нормами и средствами выразительности литературного языка.
33
Презентация работ. Практическое занятие №18.
Умеет демонстрировать результаты работы.
34-35
Презентация работ. Практическое занятие №19.
Умеет демонстрировать результаты работы.
ИТОГО
35 час.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Фактич.
ИКТ
Примечание
Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)
1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
. 1
04.09
2
Как много интересного вокруг.
1
11.09
3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
1
18.09
Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)
4
Источники информации.
1
25.09
5
Библиотека. Словари.
1
02.10
6
Словари. Практическое занятие №2.
1
09.10
7
Библиотека. Энциклопедии.
1
16.10
8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
1
23.10
9
Библиотека. Справочники.
1
30.10
10
Справочники. Практическое занятие №4.
1
13.11
11
Библиотека. Периодические издания.
1
20.11
12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
1
27.11
13
Библиотека. Медиаресурсы.
1
04.12
14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
1
11.12
15
Интернет.
1
18.12
16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
1
25.12
17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
1
15.01
18
Библиотеки нашего села.
1
22.01
19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
1
29.01
20
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
1
05.02
21
Интервью.
1
12.02
22
Интервью. Практическое занятие №11.
1
19.02
Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)
23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
1
26.02
24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.
1
04.03
25
Вторичный документ. Практическое занятие №13.
1
11.03
Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)
26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
1
18.03
27
Презентация. Практическое занятие №14.
1
25.03
28
Презентация. Практическое занятие №15.
1
08.04
29
Составление текста выступления к презентации.
1
15.04
30
Текст выступления. Практическое занятие №16.
1
22.04
31
Текст выступления. Практическое занятие №17.
1
29.04
32
Культура выступления.
1
06.05
33
Презентация работ. Практическое занятие №18.
1
13.05
34-35
Презентация работ. Практическое занятие №19.
2
20.05 27.05
ИТОГО
35 час.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «УЗНАЕМ САМИ»
Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)
1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятиями: проект, исследование, планирование. Значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.
2
Как много интересного вокруг.
Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение предмета исследования, объекта исследования.
3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
Работа в группах: обсуждение возникших идей, постановка цели и задач перед собой и партнерами, учатся вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Раздел 2 «Поиск информации» (19 часов)
4
Источники информации.
Понятие «источник информации».Виды источников информации: книги, периодические издания, Интернет и др.
5
Библиотека. Словари.
Понятие, виды словарей, принципы работы.
6
Словари. Практическое занятие №2.
Поиск необходимых слов в словарях.
7
Библиотека. Энциклопедии.
Понятие, типы и виды энциклопедий, их структура, алгоритм поиска.
8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
Подбор материала в энциклопедиях по заданной тематике.
9
Библиотека. Справочники.
Понятие, виды и структура справочников, алгоритм поиска по заданной тематике.
10
Справочники. Практическое занятие №4.
Поиск материала по заданной тематике в справочниках.
11
Библиотека. Периодические издания.
Понятия периодическая печать, газета, журнал; отличительные признаки периодического издания от книги.
12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
Поиск материала по заданной тематике в периодических изданиях.
13
Библиотека. Медиаресурсы.
Понятие медиаресурсы, медиатека; виды медиаресурсов, алгоритм поиска.
14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
Поиск необходимого материала в медиатеке.
15
Интернет.
Понятия: сеть Интернет, поисковая система; алгоритм поиска, принципы безопасной работы в сети Интернет.
16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
Нахождение информации в поисковых системах «Mail», «Yandex»
17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
Нахождение информации в поисковых системах «Googl», «Rambler»
18
Библиотеки нашего города.
Система библиотек города, правила использования централизованных фондов.
19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
Знакомство с центральной городской детской библиотекой. Поиск необходимой информации.
20
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
Знакомство с городским информационно-ресурсным центром. Поиск необходимой информации.
21
Интервью.
Понятие «интервью». Методика составления интервью.
Правила ведения беседы.
22
Интервью. Практическое занятие №9.
Интервьюирование специалиста.
Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)
23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
Алгоритм анализа полученной информации. Усвоить понятие «вторичный документ», знать правила составления вторичного документа.
24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №10.
Работа в группе. Критическая оценка, систематизация полученной информации.
25
Вторичный документ. Практическое занятие №11.
Составление вторичного документа.
Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)
26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
Понятие «презентация». Алгоритм составления презентации.
27
Презентация. Практическое занятие №12.
Выбор шаблона презентации. Необходимые параметры.
28
Презентация. Практическое занятие №13.
Наполнение слайдов презентации необходимой информацией, логическое их распределение.
29
Составление текста выступления к презентации.
Приемы построения и корректировки текста.
30
Текст выступления. Практическое занятие №14.
Составление текста защиты проекта. Структура : введение, основная часть, выводы.
31
Текст выступления. Практическое занятие №15.
Корректировка текста выступления. Оформление текста: параметры страницы, междустрочный интервал, цитирование, ссылки, сноски.
32
Культура выступления.
Нормы и средства выразительности литературного языка. Значение интонации голоса при выступление.
33
Презентация работ. Практическое занятие №16.
Группа 1. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.
34
Презентация работ. Практическое занятие №17.
Группа 2. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.
Учебно методические средства обучения:
Основная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010.
2. Валерко Т.В. Программа проектной деятельности учащихся «Я исследователь».- festival. 1 september.ru
3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - www.zavuch.unfo
Дополнительная литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала « Исследовательская работа школьника».
2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал « Исследовательская деятельность школьников»
Технические средства обучения:
1. АРМ педагога
2. АРМ обучающихся
3. Проектор
4. Демонстрационный экран
5. Комплект презентаций
15