Программа детской общественной организации Алые Паруса

Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Сорокинская школа»
Детская организация «Алые Паруса»

СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТА на
Директор МБОУ «ООСорокинская школа» морском рандеву
Мишина Н.Н. 10 сентября 2012 года
_______________________ Протокол № __



Программа деятельности
детской организации
«Алые Паруса»
«НА ВСЕХ ПАРУСАХ»


Разработана
творческой группой детей и взрослых
под руководством
старшей вожатой:
Грецовой М.С.,
срок реализации – 3 года
возраст детей – 8-16 лет
год разработки – 2012




с. Сорокино
Содержание

Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Механизм реализации
Результативность
Список литературы








1. Пояснительная записка
В период детства и юности ребятам предстоит научиться почти всему, что потребуется ему во взрослой жизни: познать себя, научиться общаться, определиться профессионально, научить соотносить свои интересы с интересами общества.
Современное общество заинтересовано в формировании личности, не только адекватной его требованиям, но и в определённой мере опережающей его развитие. И какое будущее ждёт сегодняшнего подростка, зависит от того, насколько обеспеченным с точки зрения  общественно – нравственных ценностей будет период юности, который во многом определяет всю последующую жизнь человека.
Тем более, что в настоящее время резко возрос спрос на компетентную, самостоятельную, творческую личность, готовую к поиску, генерированию новых идей, готовую освоить не только опыт старших поколений, но и обогатить собственными свершениями.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социально - активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы, общественной активности, удовлетворения своих потребностей в общении. Как показывает мировой и общественный опыт, именно детские организации справляются с данной задачей наиболее эффективно.
Программа «Алые Паруса» рассчитана на детей 8-16 лет, включает подпрограммы: «Человек, семья, Родина», «Слушай свое сердце», «Лидер», «Свой голос», «Делу время, потехе час», «Узнай обо всем». Программа является долгосрочной и реализуется в течение 3 лет.
Программа имеет два аспекта:
- познавательный, то есть чему мы должны научить ребенка, развивая его творческие способности в различных видах деятельности;
- воспитательный, то есть те формы общения и отношения с людьми, которые следует привить детям.
Программа реализуется через различные формы работы:
- социально значимые дела;
- имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения и отражают жизнь общества;
- досуговую деятельность;
- коллективно-творческую деятельность.
Программа построена на принципах
- демократизации - создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей во всех вопросах жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления;;
- прогностичности - работа на перспективу, обеспечение эффективного развития детской общественной организации как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества;
- дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в связи с этим форм и методов работы;
- развития - каждый этап работы по программе должен иметь логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития (каждый этап - ступенька роста);
- непрерывности, комплексности и последовательности - развитие деятельности по программе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий;
- вариативно-программного подхода - создание городских, окружных адаптированных программ деятельности первичных детских объединений с учетом особенностей развития детского коллектива;

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- взаимодействие и сотрудничество детей разного возраста, педагогов,
родителей, общественности;
- материально – техническое и информационное оснащение;
- адаптация в детской среде каждого члена детской организации;
- развитие творческого и индивидуального потенциала членов детской организации.
Основные направления деятельности:
организаторское - создание условий для обучения актива навыкам
организаторской деятельности;
информационное - повышение доступности информации о деятельности детских общественных организаций для окружающих;
нравственное - воспитание у детей и подростков чувства милосердия, доброты, сострадания, вовлечение детей и подростков в активные формы духовно-нравственного воспитания;
гражданско-патриотическое - воспитание любви к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
досугово - игровое - создание условий для самовыражения и самореализации личности ребенка, его потенциальных желаний и возможностей.
По уровню освоения программа общеразвивающая, досуговая, ориентирована на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умения совместной деятельности при освоении программы.
По форме организации содержания и процесса деятельности - интегрированная, так как объединяет в целое несколько подпрограмм на основе единства задач воспитания, обучения и развития.
Подпрограммы:
«Человек, семья, Родина» - содействовать формированию гражданско-патриотических чувств учащихся, с развитию положительных качеств личности, способствующих проявлению инициативности, ответственности, творческой активности, продолжить работу по семейному воспитанию, сохранению традиций., привитие любви к своей малой Родине, стремление воспитать гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственным символам Российской Федерации.
«Лидер» - создание условий для развития лидерских качеств, формирования активной жизненной позиции.
«Слушай свое сердце» - способствовать формированию общечеловеческих ценностей таких, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание.
«Делу время, потехе час» - развитие творческого потенциала, создание зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил.
«Свой голос» - это направление предоставляет детям возможность научиться выражать свое мнение, получать и передавать информацию через выпуск стенгазет, статей в группы социальных сетей. Способствует формированию у детей и подростков навыков делового общения, формулирования мысли, а также развитию способности анализировать конкретную ситуацию. Работа по данному направлению предполагает сотрудничество с редколлегиями других детских организаций округа.
«Узнай обо всем» - воспитание гармонично развитой личности, привитие социальных навыков.






2. Цель и задачи программы:

Цель: Создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.

Задачи:
развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;
содействие развитию лидерских качеств подростков и формирование у
них коммуникативных и организаторских способностей;
способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
стимулирование познавательного интереса подростков;
развитие любознательности, креативности, воображения, реализация
склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения.






3. Содержание программы
Подпрограмма
«ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОДИНА»
Подпрограмма направлена на то, чтобы формировать гражданско-патриотические чувства учащихся, развивать положительные качества личности, способствующие проявлению инициативности, ответственности, творческой активности, продолжить работу по семейному воспитанию, сохранению традиций, привитие любви к своей малой Родине, стремление воспитать гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственным символам Российской Федерации.
Направление
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

Изучение:
- основных законов,
- символов,
- истории нашего государства,
- истории своего города (поселка), школы,
- истории своей семьи,
- ознакомление с деятельностью известных исторических деятелей,
- приобщение к изучению народных традиций и государственных праздников.

Участие в создании
уголков боевой и трудовой славы.

Экскурсии по местам боевой славы.
Встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий.
Создание банка данных сведений о ветеранах проживающих в селе Сорокино
Написание исследовательских работ о предприятиях города
Организация совместных дел родителей и детей:
- спортивные конкурсы и праздники;
- трудовые дела;
- вечера отдыха, посиделки;
- семейные хобби – выставки, презентации.
Сформированность уважения к историческому прошлому своего Отечества.
Приобретение:
- знаний о символике страны, области, города;
- знаний о правах и обязанностях граждан РФ.
Проявление интереса к общественной жизни.
Осознание членами детской организации ответственности перед своей семьей, малой родиной.





























Подпрограмма
«ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС»
Способствует развитию творческих способностей и интересов, созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил. Форма и содержание досуговой деятельности выбирается детьми добровольно и строится на принципах своего досуга. Важное место в досуговой деятельности занимает игра. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально.

Направления
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

- интересное, содержательное проведение свободного времени;
- развитие творческого потенциала детей;
- вовлечение детей в разнообразную деятельность, развивающую личность;
- поддержка творческой активности детей.
- экскурсии в музеи,
- посещение театров, выставок;
- развлекательно-познавательные игровые программы.
- «Новогодний калейдоскоп»;
- фестиваль детского сценического творчества «Люблю тебя, мой край родной»;
- Вечер поэзии «Цветы любимому поэту»;
- фестиваль «Дружат дети на планете»
- формирование стремления к развитию и совершенствованию творческих способностей;
- развитие и выявление одарённых детей и подростков;
- создание креативного поля деятельности;
- навыки организаторской деятельности.


Подпрограмма «СВОЙ ГОЛОС»
В современном мире юнкоровская деятельность предоставляет детям возможность сказать своё слово, выразить своё мнение, больше узнать друг о друге, найти своё место сегодня, сейчас в «мире взрослых».
Направления
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

- активизация работы СМИ в деятельности детской организации;
- расширение информационного поля детской общественной организации – возможность общаться с другими детскими организациями через СМИ;
- повышение доступности информации о деятельности детских организаций для окружающих;
- создание поля деятельности для инициативных, творческих членов детских организаций;
- возможность высказывать своё мнение посредством радио, газет, телевидения.
- сбор и анализ информации о деятельности детской организации школы и детских организациях города;
- сотрудничество с местными СМИ: круглые столы, семинары с привлечением специалистов СМИ;
- выпуск газет «Бриз», оформление уголка детской организации;
- органи
·зация выставок центральных детских газет и журналов, их обзор;
- участие в городских конкурсах СМИ детских организаций.
- умение выражать своё мнение;
- умение ориентироваться в информационном поле деятельности;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы на основе полученной информации;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
- умение оперировать информацией, переходить от частного к общему и наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы.



3.4. Подпрограмма «ЛИДЕР»
Лидер – ведущий человек, который пользуется авторитетом среди товарищей и способен повести за собой, пробудить интерес к делу. Создание условий для развития лидерства, выявление лидеров-организаторов в полной мере способствует социализации ребенка, реализации лидерских способностей, возможности развития личности в новых социально-экономических условиях.
Направления
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

Формирование у детей:
- навыков общения;
-умения понимать и учитывать интересы других людей;
Владение основами управления и самоуправления.
- сбор актива детской организации;
изучение истории детского движения;
- обучение лидеров основам организаторского мастерства через работу школы актива;
- проведение тестирования, анкетирования,
- использование игровых методик, ситуативных игр-упражнений, деловых игр на выявление лидеров;
- организация конкурсов: «Я лидер», агитационных плакатов «Моя организация», на лучшее предложение в план работы детской организации.
- знание основ организаторской деятельности;
- знание проблем и перспектив самоуправления в своей детской организации школы, города;
- знание основ форм работы в детской организации;
- понимание значения общественных организаций в жизни общества;
- умение организовать праздник, игровую программу, КТД в объединении или в школе;
- умение организовать вожатскую работу с младшими школьниками;
- навыки социальной активности и инициативы;
- участие в детских и молодёжных общественно-значимых акциях города, области, страны.


Подпрограмма
«СЛУШАЙ СВОЕ СЕРДЦЕ»
Человеческая доброта, милосердие, чуткость, доброжелательность, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу «воспитания добрых чувств». Подпрограмма определяет социально-значимые объекты деятельности детской организации, способствует воспитанию нравственных чувств, таких как, уважение к людям, заботу о младших, престарелых.
Направления
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

- воспитание нравственных качеств личности: доброты, милосердия, чуткости, великодушия, отзывчивости, щедрости, взаимовыручки, взаимопонимания, желания помогать, делать добрые дела;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся;
- на поддержку и поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о них.
- выявление «адресов милосердия»;
Организация шефской помощи:
- младшим школьникам;
- одиноким престарелым людям;
- ветеранам и инвалидам ВОВ, локальных войн;
- ветеранам труда, вдовам.
Проведение социально значимых дел, акций:
- акция «Милосердие»;
- акция «С праздником солдат»;
- операция «Салют, ветераны»;
- операция «Мемориал»;
- операция «Забота».
- сформированность таких качеств личности, как чуткость, доверие, милосердие, сострадание;
- выработка уважения к человеческим достоинствам;
- создание и деятельность волонтёрских и тимуровских бригад;
- внедрение и реализация социальных проектов «Мы вместе!»





















Подпрограмма
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ ДДРУЖБЫ, МЕЧТЫ И ФАНТАЗИЙ»
Данная подпрограмма – это система логически вытекающих одно из другого действий: что узнаем? чему учимся? какими станем? Направлена на формирование целостного взгляда младшего школьника на окружающий мир. Целостность воспитательного и развивающего воздействия на ребёнка предполагает системность - целенаправленное взаимодействие в следующих направлениях:
Направления
деятельности
Формы и методы реализации
Предполагаемые
результаты

- физическое развитие детского организма, сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
- развитие интеллектуальных способностей;
- обогащение мотивационно-потребностной сферы ребёнка, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения, общения, культуры досуга;
- воспитание нравственно-волевых качеств личности и формирование нравственного поведения.
- сборы, линейки
- праздники, фестивали, ярмарки
- конкурсы, выставки рисунков и поделок
- игры, викторины, КВН
- тематические классные часы
- экскурсии
- посещение театров, выставок, музеев
- поисково-исследовательский
- беседа
- наблюдение
- опрос
- дискуссии

- сформированные навыки трудовой, учебной, игровой, коммуникативной деятельности
- знание и выполнение этических норм (уважать старших, любить всё живое)
- активное участие в школьной жизни, в жизни детской организации «Алые Паруса»
- бережное отношение к своему здоровью (знать основы здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом, негативно относиться к вредным привычкам)


Реализация подпрограммы «Путешествие по морю Дружбы, Мечты и Фантазий» происходит в работе объединения младших школьников «Корабль детства». Подпрограмма предусматривает единство решения задач обучения, воспитания и развития детей 8-11 лет, рассчитана на 3 года обучения.
В ходе реализации подпрограммы дети путешествуют по островам: «Здоровье», «Мастеров», «Творчество», «Знаний».
Завершается путешествие по тропинкам посвящением в детскую организацию «Алые Паруса».














Механизм реализации
Программа «На всех парусах» реализуется через организацию деятельности детской организации «Алые Паруса». Став равноправными членами детской организации, ребята осваивают направления программы:
- досугово-игровое;
-информационное;
- нравственное;
- гражданско-патриотическое;
- организаторское.
Работа ведется через организацию коллективно-творческой деятельности.
Программа «На всех парусах» реализуется в виде игры – путешествия по островам. Каждому острову соответствует своя подпрограмма деятельности.
Вся деятельность по программе отображается в «Экране морских соревнований». По итогам работы за год лучший получает – корабль «Алые Паруса» и грамоту, все остальные – грамоты и призы за победу в различных номинациях.
Подпрограмма объединения младших школьников «Город детства» «Узнай обо всем» реализуется так же в форме игры- путешествия по тропинкам:
- «Здоровье»;
- «Мастеров»;
- «Знаний»;
- «Творчество».
Маршрут путешествия для младших школьников обозначен на карте. Путешествие экипажей младших школьников проходит согласно карте, где обозначены остановки на островах. На каждом из островов есть этапы, соответствующие возрасту путешественников, которые они должны пройти.
У каждого экипажа есть журнал, в котором отражаются результаты участия в мероприятиях, впечатления о работе, отзывы участников. О ходе путешествия экипажей сообщается в стенной газете, в газете «Бриз».







5. Предполагаемый результат
Деятельность по программе создает такие условия в разновозрастном коллективе, когда дружба старших и младших становится необходима и тем и другим, пускает крепкие корни, а традиции детской организации сохраняются и передаются из поколения в поколение. Взаимоотношение детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность.
В результате реализации подпрограмм члены детской организации получают определенные знания, умения и навыки.
Подпрограмма «Человек, семья, родина»:
знание истории Отечества, святынь, традиций, народного творчества и ремёсла, а также своих прав и обязанностей;
умение беречь и продолжать добрые традиции, отстаивать честь и достоинство своей Родины, пользоваться гражданскими правами, анализировать свою деятельность.
умение продолжать семейные традиции, соблюдать семейный этикет, защищать честь своей семьи, прислушиваться к мнению старших, заботится о них и беречь их здоровье.
Подпрограмма «Делу время, потехе час»:
формируется стремление к развитию и совершенствованию творческих способностей;
навыки организаторской деятельности;
навыки проектирования и ведения исследовательской работы.
Подпрограмма «Свой голос»:
умение выражать своё мнение;
умение ориентироваться в информационном поле деятельности;
умение обобщать, анализировать, делать выводы на основе полученной информации;
умение оперировать информацией, переходить от частного к общему и наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы.
Подпрограмма «Лидер»:
знание основ организаторской деятельности;
знание проблем и перспектив самоуправления в своей детской организации школы, города;
знание основ форм работы в детской организации;
понимание значения общественных организаций в жизни общества;
умение организовать праздник, игровую программу, КТД в объединении или в школе;
умение организовать вожатскую работу с младшими школьниками;
навыки социальной активности и инициативы;
участие в детских и молодёжных общественно-значимых акциях города, области, страны.
Подпрограмма «Слушай свое сердце»:
сформированность таких качеств личности, как чуткость, доверие, милосердие, сострадание;
выработка уважения к человеческим достоинствам;
навык деятельности в волонтёрских и тимуровских бригадах;
умение сочетать личные и общественные интересы, проявлять инициативу и самостоятельность, подчинятся требованиям коллектива, уважать труд окружающих, дорожить временем и развивать способности и творческую активность;
понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность.
Подпрограмма «Узнай обо всем»:
навыки трудовой, учебной, игровой, коммуникативной деятельности;
знание и выполнение этических норм;
бережное отношение к своему здоровью (знать основы здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом, негативно относиться к вредным привычкам).
Члены детской организации получают социальную адаптацию для жизнедеятельности в современном обществе
Путешествуя по тропинкам подпрограммы «Узнай обо всем», ребята младшего школьного возраста, узнают о своей школе, о городе и крае, о правах и обязанностях школьника, о детской организации, об истории русского народа и его подвигах.
Деятельность по программе способствует формированию духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию. Каждый член детской организации стремится стать активным, инициативным гражданином своей страны, социально адаптированной личностью.












6. Используемая литература


Борисов В.И., Борисова Г.Н. Программа воспитания школьников различных возрастных категорий.//Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. М.: «Август - Принт», №4, 2005.

Григорьев Д.В. Кулешова И.В.Степанов П.В. «Воспитательная система школы: «От А до Я », М.: Просвещение, 2006.

Заводова Т.Е. «Педагогу-организатору», Минск, 2006.

Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел» М.: Наука, 1999.

Маленков Я.И. «Теория и методика воспитания». М.: Просвещение, 2002

Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников». М.: Просвещение, 1999




















Заголовок 1 Заголовок 315