ФГОС УРОК РУССКИЙ ЯЗЫК УМК «ГАРМОНИЯ» 4 КЛАСС тема Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. (Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола?)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛИХИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
УМК «ГАРМОНИЯ»
4 КЛАСС
МОЧАЛИНА М.В.
Тема: Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. (Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола?)
Автор учебника: Соловейчик М.С.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действий.
Цели урока(по результатам):
Содержательная(на предметный результат):- научить выполнять все действия для определения спряжения глагола и выбора нужного личного окончания.
Деятельностная(на метапредметные и личностный результаты):
- научить формулировать познавательную цель; осуществлять действия анализа, синтеза (конструирование), сравнения; делать выводы по результатам работы; находить в материалах учебника необходимую информацию, моделировать её.
- научить понимать, принимать и сохранять учебную задачу до
конца учебных действий; действовать по алгоритму; приёмам самоконтроля; формировать способность к самооценке.
- научить выражать свои мысли, строя небольшое монологическое
высказывание, участвовать в учебном диалоге, соблюдая правила речевого поведения;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
- формировать потребность в знаниях; понимание того, что
правильная, грамотная и точная речь – показатель культуры человека.
Методы обучения:
По источникам знаний: практический (упражнения), наглядный (наблюдения учеников), работа с книгой, словесный.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Ведущий вид деятельности: проблемный (подводящий диалог).
Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I Мотивация к учебной деятельности (организационный)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организовывает включение в учебную деятельность, создаёт ситуацию успеха, организует самооценку учащихся на уроке.
- Чему учимся на уроках русского языка?
- Зачем уметь грамотно писать?
- Верно, ведь грамотная речь, как устная, так и письменная – показатель культурного человека.
- Сегодня на уроке мы откроем новый секрет грамотного письма. А поможет нам в этом правило 5-ти букв:
- На уроке будь…
- Успешность своей работы вы будете оценивать с помощью знаков:
+ без ошибок
˜ допустил ошибки
- не справился
В конце урока эти знаки переведёте в отметку. Строят понятные для собеседника высказывания, ставят перед собой задачи урока.
- Грамотно писать, подбирать проверочные слова, узнаём новые правила и т.д.
- Чтобы получать хорошие отметки, писать диктанты без ошибок, чтобы другие тебя понимали.
В (внимательным)
С (сравнивай)
Н (наблюдай)
Р (рассуждай)
О (обобщай)
. ЛУУД:
Формировать становление сознательного отношения к своей речи, в частности к письменной, контроля за ней. Проявлять интерес при изучении темы.
КУУД:
формировать умение участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; оформлять свои мысли в устной речи.
II Актуализация опорных знаний и способов действий
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания и умений».
Организовывает повторение изученного материала в ходе фронтального опроса и практических упражнений.
- Чтобы открыть новый секрет письма, вспомним тот материал, который нам поможет.
- В какой паре глаголов неопределённая форма глагола указана верно, выпиши:
построить – строить
посплю – спать
погуляю – погулять
убираю – убрать
- Проверьте, оцените.
- Исправь ошибки в оставшихся парах, запиши в тетрадь.
- Проверьте, оцените. (верные ответы на слайде)
- А теперь вспомните окончания глаголов I и II спряжения, 1 вар. выпишите окончании I спр., 2 вар. – II спр. (на слайде окончания: -ет, -ите, -ат, -ишь, ут, -ем, -ит, -ют)
- Проверьте, оцените. (верные ответы на слайде)
- Какую мы знаем подсказку?
Строят понятные для собеседника высказывания, повторяют алгоритм образования неопределённой формы глагола, вспоминают окончания глаголов I и II спряжения.
Выписывают
погуляю – погулять
объясняют: что сделаю? -погуляю, что сделать? –погулять
Проверяют, ставят значок.
Пишут:
построить – построить
посплю – поспать
убираю – убирать
Проверяют, ставят значок.
Выписывают:
1 вар. – ет, -ут,-ем, ют
2 вар. – ите, -ат, -ишь,-итПроверяют, ставят значок.
- Едут
И спят (поясняют свой ответ) КУУД:
формировать умение участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; формировать умение выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание.
РУУД:
Формировать умение действовать по алгоритму; использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия самоконтроля и самооценки.
ПУУД:
Формировать умение анализировать; осуществлять группировку языкового материала по заданным признакам.
III Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
Организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва.
- Выпиши только те глаголы, где ты можешь написать окончания, выделяй окончания, указывай спряжение.
На доске: (мы) клад.м . (ты) свар.шь, (они) съед.т, (он) скуча.т, (мы) лет.м, (они) накро.т.
- Почему вы без проблем написали окончания у этих глаголов?
- Проверьте, оцените.
- Почему вы оставили «окошки» у других глаголов?
- Какой секрет письма узнаем на уроке?
Физминутка «Зеркало» (проводит учениек)
Строят понятные для собеседника высказывания, принимают и сохраняют учебную задачу.
Два ученика у доски (выписывают: мы кладём, они съедят, мы летим)
- Потому что они ударные.
Проверяют, ставят значок.
- Потому что окончания безударные и на месте гласной буквы надо выбирать нужную букву, а мы пока не знаем как.
- Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола? ПУУД:
развивать умение выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, делать вывод.
КУУД:
формировать умение высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его.
ЛУУД:
проявлять интерес при изучении темы.
VI Решение проблемы (открытие нового знания)
Цель: поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
- Что надо узнать у имени существительного, чтобы верно написать безударное окончание?
- А у глагола?
- Если окончание ударное, проблем нет, а как же узнать спряжение у глагола с безударным личным окончанием? Чтобы узнать склонение имени существительного, мы ставим его в начальную форму, а какое действие нужно выполнить, чтобы узнать спряжение глагола?
- Проверь своё предположение – учебник с.38 у.409.
- Глаголы ставить в неопределённую форму мы умеем, но как же по неопределённой форме узнать спряжение? На помощь вам спешат авторы учебника. Прочитай информацию на с.40 у.413.и дай ответ: Как по неопределённой форме глагола узнать его спряжение.
-Давайте обобщим полученные знания и ответим на вопрос темы. Какие действия необходимо выполнить, чтобы выбрать букву в безударном личном окончании глагола?
(По ходу ответов детей появляется схема – алгоритм: + II спр.
Неопр.ф. → на ить?
- I спр.
Анализируют, доказывают свою точку зрения, исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, формируют понятия.
- Чтобы верно написать безударное окончание имени существительного, надо узнать его склонение.
- Наверное спряжение.
- Наверное и глагол надо поставить в начальную форму.
Читают информацию в учебнике.
Читают информацию в учебнике, отвечают на вопрос.
- Чтобы выбрать букву в безударном личном окончании глагола, сначала поставлю глагол в неопределённую форму, затем узнаю на –ить?, если да, то это глагол II спр. и в окончании буду писать букву и, а во мн. ч. 3 л. букву а(я), если нет, то это глагол I спр. и в окончании буду писать букву е, а во мн. ч. 3 л. букву у (ю). РУУД:
формировать умение ставить учебную задачу, принимать и сохранять её до конца учебных действий.
ПУУД:
формировать умение находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения поставленной задачи; осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения; проводить аналогии; моделировать информацию.
КУУД:
формировать умение выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание.
ЛУУД:
формировать представление о способах повышения грамотности письменной речи.
V Первичное усвоение новых знаний
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Организовывает учебное взаимодействие учеников и применение нового способа действия, диагностическую работу (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
- Давайте вернёмся к глаголам неопределённой формы в начале урока и определим их спряжение, используя новые знания.
- Как узнать спряжение у глаголов?
- А теперь у глаголов, в которых остались «окошки» в окончаниях, вставьте пропущенную букву, используя выведенный нами алгоритм.
- Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола?
Физминутка «Пожалуйста» (учитель показывает движения, а дети повторяют только в том случае, если учитель произнесёт слово «пожалуйста») Воспринимают ответы обучающихся, конструируют новый способ действия, используя речь для регуляции своего действия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль.
(по одному с места)
- Построить на –ить? – да – II спр.; поспать на –ить? – нет – I спр.; погулять на –ить? – нет – I спр.; убирать на –ить? – нет – I спр.
(по одному у доски)
- Ты свар.шь-неопр.ф.-сварить-на –ить, значит, II спр. в окончании буду писать букву и. (и т.д.)
ЛУУД:
формировать учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу; формировать представление о способах повышения грамотности речи.
ПУУД:
развивать умение выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД:
формировать умение выполнять учебные действия (операции), используя речь для регуляции своих действий, умение действовать по алгоритму; выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения.
КУУД:
формировать умение выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание.
VI Организация самостоятельной работы(само- и взаимопроверка по эталону)
Цель: контроль за правильностью выполнения способа действия, коррекция отработки способа действия.
Организовывает практическую работу, учебное взаимодействие учеников в группе, коррекционную работу.
- Теперь поработаем в группах, проверим как вы усвоили способ действия для решения орфографической задачи в безударном личном окончании глагола.
- Образуй глаголы заданной формы, укажи спряжение, выдели окончание.
1гр. Думать – 1 л., мн.ч.
2 гр. Думать – 3 л., мн.ч.
3 гр. Учить – 2 л., ед.ч.
4 гр. Учить – 3 л., мн.ч.
- Проверьте, оцените.
- Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола?
- А теперь давайте проверим, как каждый из вас усвоил тему. Выполни все действия по алгоритму и вставь пропущенную букву в окончании глагола, укажите его спряжение.
на доске:
(неопр.ф.) – пиш.м, (неопр.ф.) – они чита.т, (неопр.ф.) – замороз.шь, (неопр.ф.) – они помн.т.
- Кто закончит раньше, для вас приготовлено дополнительное задание.
на слайде:
*От имён существительных и имён прилагательных образуй глаголы наст.вр., 2 л., ед.ч., выдели окончание, укажи спряжение.
Коса - _________, свет - ________,
худой - ________, взрослый - ________.
- Проверьте, оцените.

Применяют новый способ, действуют по алгоритму, осуществляют само- и взаимопроверку.
Работают в группах
Проверяют, ставят значок.
Работают самостоятельно.
Проверяют, ставят значок.
ПУУД:
формировать умение целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников; осуществлять действия синтеза (конструирования).
РУУД:
формировать умение
выполнять учебные действия (операции), используя внутреннюю речь для регуляции своих действий; действовать по алгоритму; выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы; оценивать свои действия и полученный результат.
ЛУУД:
формировать учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу.
КУУД:
формировать умение
организовывать учебное взаимодействие в группе, к достижению согласия при столкновении мнений.
VII Информация о домашнем задании
Цель: контроль за правильностью выполнения способа действия.
Организовывает объяснение.
Всем – учебник стр.38,40правило.
На выбор – учебник стр.40 упр.415 или печатная тетрадь стр.7 упр.416.
По желанию – более трудное задание стр.7-8 упр.418-печатная тетрадь. Слушают учителя. Участвуют в обсуждении материала.
Читают. Выясняем, что непонятно. Записывают в дневник (кто- то сразу решает, какие упражнения будет выполнять, кто-то этот выбор сделает дома) ПУУД:
формировать умение
осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.
РУУД:
формировать умение
организовывать свою деятельность.
VIII Итог урока, рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Организовывает обобщение знаний и способов действий.
- Какой секрет письма узнали на уроке?
- Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола.

- Оцени свою работу, поставь отметку:
Все +, один ˜ -«5»
2,3 ˜ - «4»
Иначе – «3»
- Закончи предложения :На уроке я узнал, что …
Мне понравилось …
Испытывал затруднения …
Я учился ...
Мне удалось …
Я могу похвалить себя за.. …
- Оцени свою работу на уроке Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат, рефлексия своих действий.
- Как выбрать букву в безударном личном окончании глагола.
Озвучивают алгоритм.
- Чтобы выбрать букву в безударном личном окончании глагола, сначала поставлю глагол в неопределённую форму, затем узнаю на –ить?, если да, то это глагол II спр. и в окончании буду писать букву и, а во мн. ч. 3 л. букву а(я), если нет, то это глагол I спр. и в окончании буду писать букву е, а во мн. ч. 3 л. букву у (ю).
Подсчитывают знаки, выводят отметку.
Формулируют свои мысли.
РУУД:
формировать умение
оценивать свои действия и полученный результат.
ЛУУД:
становление положительного отношения к учению.
КУУД:
формировать умение
слушать высказывания собеседников.