Педагогический проект Повышение качества эффективности физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ № 173
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 173»
Педагогический проект
«Повышение качества эффективности физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ № 173»
Руководитель проекта:
инструктор по ФК
Ткаченко М.Н.
Паспорт проекта
Тип проекта: практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
Участники проекта: педагоги, родители и воспитанники МАДОУ № 173
По продолжительности: долгосрочный
Объект исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста МАДОУ № 173
Продукт проекта: 1. Создание видеофильма о системе физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ № 173
2. Подборка методического материала для педагогов и родителей воспитанников
Цель проекта:
повышение качества эффективности физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ № 173
Задачи проекта:
Снизить уровень заболеваемости среди воспитанников ДОУ.
Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
Организовать просветительскую работу по формированию ЗОЖ среди родителей воспитанников ДОУ.
Разработать методические рекомендации, консультации для педагогов и родителей по улучшению качества физкультурно-оздоровительной работы.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала.
Разработка календарно-тематического планирования работы с детьми, педагогами, родителями.
Анкетирование родителей «О здоровье моего ребенка».
Диагностика физической подготовленности воспитанников.
Основной этап
Ежедневная оздоровительная работа (утренняя гимнастика, занятия на воздухе, гимнастика пробуждения, игры).
Консультации для педагогического состава, для родителей.
Беседы и рекомендации.
Проведение спортивных праздников, досугов.
Заключительный этап
Анкетирование родителей «О здоровье моего ребенка».
Диагностика физической подготовленности воспитанников.
Проведение бесед с родителями и педагогическим составом.
АктульностьДошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Все мы понимаем, что хорошее здоровье ребенка требует больших усилий не только родителей, но и всего общества. К сожалению, вниманием к здоровью наших детей мы похвастаться не можем, но главное, мы часто, не желая этого, делаем то, что ухудшает здоровье наших детей. Мы редко задумываемся над тем, что по силам нашим детям, какие нагрузки могут нанести вред здоровью, и считаем пустяками то, что может помочь сохранить и укрепить здоровье.
Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей, требует от исследователей и специалистов по физической культуре своего скорейшего разрешения.
Таким образом, проблема оптимизации физического воспитания детей дошкольного возраста определила актуальность данного проекта.
Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны.
Особую озабоченность вызывает рост числа хронических заболеваний у детей, поступающих в наше учреждение. Так за последние несколько лет в учреждение преимущественно стали поступать дети со 2-ой, 3-й группами здоровья, дети-инвалиды, при этом количество детей с 1-й группой существенно сократилось. В связи с этим коллективом ДОУ уделяется особое внимание именно вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Между тем в учреждении отсутствуют необходимые условия для осуществления физкультурно-оздоровительной работы: отсутствует спортивный зал (помещение бывшего спортивного зала переоборудовано под групповое помещение), отсутствует также и оборудованная спортивная площадка на улице. Занятия по физической культуре проводятся в помещениях групповых комнат.
Физкультурно-оздоровительную работу в детском саду проводит квалифицированный специалист.
Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость. Все это предъявляет больше требований к качеству физкультурно-оздоровительной работы, которые могут быть обеспечены внедрением новых здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.
Уровень физической подготовленности воспитанников
Уровень физич-ой
подго-стимладшие
группы средние группы старшие
группы подготовительные группы
№ 2 № 11 № 5 № 10 № 7 № 9 № 12 № 3 № 4 № 6 № 8
высокий
- - - - - - - - -
- -
выше среднего - - - - - - - - - 1
4 % -
средний
1
3 % 2
10 % 8
25 % 4
3 % 2
17 % 4
15 % 9
30 % 10
37 % 3
11 % 7
26 % 2
14 %
ниже среднего 21
68 % 25
83 % 19
63 % 20
61 % 7
58 % 16
62 % 16
60 % 15
60 % 21
78 % 13
48 % 8
53 %
низкий
9
29 % 3
7 % 3
12 % 8
26 % 3
25 % 6
23 % 3
10 % 1
3 % 3
11 % 5
22 % 5
33 %
Уровень физической подготовленности выше среднего у 1 воспитанника, что составило лишь 0,3 % от общей численности детей. Средний уровень подготовленности показали 52 ребенка, что составило 18,4 %. Уровень ниже среднего показали 181 воспитанник, что составило 64%, низкий уровень у 49 воспитанников, что составляет 17,3 %. Таким образом, уровень физической подготовленности ниже среднего.
В 2013-2014 учебном году дошкольное учреждение посещало 319 детей. Среди них 30 детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи), 8 детей-инвалидов (генетические нарушения, ДЦП, синдром дауна, умственно отсталые, различные функциональные нарушения)
В 2014-2015 учебном году дошкольное учреждение посещало 322 воспитанника. Среди них 30 человек с ОВЗ, 2 ребенка-инвалида (ДЦП, функциональные нарушения).
2014-2015 уч. года 2013-2014 уч. года
Всего воспитанников 322 319
дети с ОВЗ 30 30
дети-инвалиды 2 8
По сравнению с предыдущим учебным годом количество детей-инвалидов снизилось на 6 человек, это связано с переходом в другие дошкольные учреждения.
В 2014-2015 уч. году по группам здоровья дети распределены следующим образом:
1 группа здоровья у 60 воспитанников
2 группа здоровья у 231 воспитанника
3 группа здоровья у 27 детей
4 группа у 3 детей
5 группа у 1 ребенка
Группы здоровья 2014-2015 уч. год
1 группа здоровья 60
2 группа здоровья 231
3 группа здоровья 27
4 группа здоровья 3
5 группа здоровья 1
По сравнению с предыдущим годом значительно увеличилось количество детей с первой группой здоровья, снизился показатель с четвертой группой здоровья, но появился ребенок с пятой группой здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод:
- на протяжении последних двух лет у воспитанников МАДОУ № 173 преобладает 2 группа здоровья, это говорит о том, что у детей имеются незначительные отклонения в состоянии здоровья. Произошло увеличение детей с первой группой здоровья с 46 до 60 человек. Незначительно снизилось количество детей с третьей группой здоровья с 30 до 27 человек. Наблюдается небольшое снижение количества детей с четвертой группой здоровья с 5 до 3 человек. Но вместе с тем, поступил в МАДОУ ребенок, имеющий пятую группу здоровья.
- физическая подготовленность воспитанников МАДОУ на протяжении последних лет остаётся на уровне ниже среднего.
Из выше сказанного можно выделить наиболее актуальные проблемы физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ № 173, которые будут решаться в процессе реализации данного проекта.
Проблемы:
Высокая заболеваемость воспитанников. Низкая сопротивляемость организма детей к воздействию внешних факторов окружающей среды.
Недостаточное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Низкий уровень физической подготовленности. Дети испытывают «двигательный дефицит».
Ожидаемый результат
Улучшение показателей физической подготовленности.
Стабильная организация педагогами, родителями физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Повышение сопротивляемости организма. Уменьшение числа часто болеющих детей.
Воспитанники ДОУ
Родители
Воспитатели
Участники проекта
Педагоги ДОУ
Важнейшие показатели:
Охрана и укрепление здоровья
Развитие двигательной активности и привитие ЗОЖ
Формирование привычки к здоровому образу жизни
Повышение эффективности системы закаливающих мероприятий
Овладение простейшими приёмами оздоровления
Формирование сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
План реализации проекта
сроки мероприятия
сентябрь Проведение диагностики для выявления уровня физической подготовленности детей
Анкетирование родителей «О здоровье моего ребенка»
октябрь Родительское собрание «Здоровый ребенок – здоровая семья»
Консультация для педагогов «Создание условий для самостоятельной двигательной активности»
Спортивный досуг «Здоровым быть – здорово»
ноябрь Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребенка?»
Консультация для педагогов «Здоровье дошкольника»
декабрь Спортивный досуг «Зимние забавы»
Малые Олимпийские игры
Беседа с педагогами «Зимние прогулки в детском саду»
январь Рекомендации для педагогов «Выполнение двигательного режима»
Фотостенд «Культура здоровья»
февраль Рекомендации для родителей «Воспитание здорового ребенка»
Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух»
март Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВ»
Спортивный праздник «Вместе с мамой веселей»
апрель Рекомендации для педагогов «Формирование физических качеств
у дошкольника»
День здоровья
Консультация для родителей «Утро начинается с зарядки»
май Проведение диагностики для выявления физической подготовленности детей
Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья»
Анкетирование родителей «О здоровье моего ребенка»
Высокая заболеваемость воспитанников
Что не устраивает Как изменить
Слабая организация профилактических мероприятий
Утренний фильтр детей
«Час здоровья» (после дневного сна)
Соблюдение режима проветривания
Одежда по погоде
Оформление наглядной информации для родителей и педагогов
Отсутствует постоянный медработник Медицинский блок оборудован в соответствии с требованиями
Недостаточное пребывание детей на свежем воздухе
В семье
В ДОУ Работа с родителями (консультации, беседы)
Контроль за педагогами (лишение стимулирующих выплат)
Низкая двигательная активность
Отсутствует спортивный зал (недостаточно пространства) Проведение занятий на улице (в зависимости от времени года)
Нехватка времени на занятиях по физической культуре Использование дополнительного времени для проведения индивидуальной работы
Педагоги не участвуют в организации детей на занятии Контроль за деятельностью педагогов на занятиях
Лишение педагогов стимулирующих выплат
Педагоги не выполняют в полном объёме двигательный режим, предусмотренный программой Дать педагогам рекомендации по выполнению двигательного режима
Контроль за педагогическим составом
Отсутствие индивидуальной работы с детьми, часто пропускающими занятия Организация индивидуальной работы с такими детьми
Ведение тетради взаимодействия с педагогом
Дети не умеют самостоятельно организовать свою двигательную активность Правильная организация совместной деятельности в свободное время
Помощь педагога в организации двигательной активности детей
Организация двигательного режима дошкольника
Формы
организации Младший возраст Старший возраст
младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная группа
Организованная деятельность 6 часов в неделю 8 часов в неделю 10 и более часов
в неделю
Утренняя гимнастика
5 мин 6-8 мин 8-10 мин 8-10 мин
Физминутки5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин
Упражнения после дневного сна 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин
Подвижные игры
не менее 2-4 раз в день
6-10 мин 10-15 мин 15-20 мин 15-20 мин
Спортивные игры
целенаправленное обучение с педагогом
не реже 1 раза в неделю
Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно, разбившись на подгруппы
10-12 мин 10-12 мин 10-12 мин 10-12 мин
Спортивные развлечения 1-2 раза в месяц
20 мин 30 мин 30 мин 40-50 мин
Спортивные праздники 2 раза в год
40 мин 40 мин 60 мин 60 мин
Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно
Заключение
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих