Конспект урока по литературному чтению. Тема Садко. Черты былины и сказки в тексте.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема урока: «Садко». Черты былины и сказки в тексте.
Цели: обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного
жанра и жанра сказки;
открыть особенности жанра былины: былинный напевный язык;
повторы слов, уменьшительно- ласкательные формы слов;
познакомиться с репродукцией картины Н.К. Рериха «Заморские
гости»;
развивать творческие способности уч-ся.
Оборудование: проектор, экран, DVD диск, репродукция картины
Н.К.Рериха.
Тип урока: урок-исследование
Ход урока:
1.Организационный момент.
Великий, могучий, свободный
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык! (1-ый слайд)
Проверка домашнего задания.
двоемирие
повторы магические
числа следы тотемических
представлений волшебный
помощник
-Какие особенности жанра волшебной сказки вы знаете?
( 2-ой слайд, схема на экране появляется поочерёдно)
-Вот мы и проложили дорожку к волшебному миру сказки.
3.Подготовка к восприятию.
Работа с таблицей.(3-ий слайд)
- Определите жанр произведения и закройте соответствующую графу в таблице. Кто выполнит задание без ошибок, узнает, с каким литературным произведением будем знакомиться на этом уроке.
сказка скороговорка пословица
песня былина закличка
загадка считалка потешка
Шёл Егор через двор
Нёс топор чинить забор. (Скороговорка)
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек.
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт. (Потешка)
Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет- выйди вон.
Целый кон считай ворон! (Считалка)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка не лай.
Белолапка, не скули,
Мою Таню не буди! (Песня)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Сказка)
Угадай, что за шапка:
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Загадка)
Поспешишь - людей насмешишь. (Пословица)
- Название какого литературного произведения осталось в таблице? (былина)
- Знаком ли вам этот жанр устного народного творчества?
- Что вы уже знаете об этом жанре?
(В былинах говорится о богатырях, реальность сочетается с вымыслом- сказкой, неторопливое, плавное повествование - былины пелись)
Былина - это поэтическое произведение. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. В основе своей былины правдивы, они передают народное понимание истории, народные представления о долге, чести, справедливости. Былина- это песня- сказание . В ней повествуется о событиях, объединённых между собой одними и теми же персонажами. В былинах много исторически достоверных примет. Все знают, например, старинное вооружение воинов: меч, копьё, шлем, кольчугу. Всё это обязательно есть у былинного героя. В былинах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром. Былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков. Они донесли до нас детали жизни, они удивляют нас своей фантазией и вымыслом.
(Основные черты сказки и былины выносятся на экран)
4-ый слайд
СказкаБылина
Волшебные предметы Сказание о богатырях и
исторических событиях Волшебные помощники Неторопливое повествование
Троекратные повторыБылина пелась
Магические числа
Тотемизм
Двоемирие
- Так что такое былина? (это русские народные песенные сказания)
-Назовите героев русских былин. ( Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор)
-Сегодня мы снова обратимся к этому древнему жанру и начнём читать былину «Садко».
4. Постановка целей урока.
Цель нашего чтения - обнаружить черты сказочного жанра в былине.
(Перед началом чтения звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»)
Начинает чтение былины учитель, обратив внимание детей на особенности чтения (напевность).
Продолжают чтение хорошо читающие дети ( с. 21-26)
Лексическая работа. Учитель разъясняет непонятные слова по ходу чтения.
5. Физминутка.
6. Работа по новой теме.
Анализ текста былины.
- Какие черты сказочного жанра вам удалось обнаружить в былине в этом отрывке?
(особенности сказочного жанра на экране)
(Дети анализируют отрывок и находят в нём сходство со сказкой: существование двух миров, наличие границы между ними, история о златопёрой рыбе, троекратные повторы)
- Какие особенности чтения былины вы заметили?
(неторопливость, плавность)
Выборочное чтение.
- Есть ли в былинном повествовании неторопливость, бережное отношение к каждой подробности? Подтвердите словами текста.
Работа с пословицами. (5-ый слайд)
Былина старину любит.
Быль не сказка, из неё слова не выкинешь.
Быль за сказкой не угоняется.
-Объясните смысл этих пословиц. Как вы понимаете смысл третьей пословицы? (Былина связана с историей)
-Вот об этом мы поговорим на следующем уроке.
4) Работа по картине Н.Рериха «Заморские гости»
(репродукция картины 6-ой слайд)
-Прочитайте задание учебника (с.38) . Что такое былинный мир?
(Смешение конкретно-исторических и сказочных черт)
- Есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
(Пейзаж сказочно-красив, по тёмно-синей воде плывут нарядные челны, ярко-красные челны надуты свежим ветром)
-Обратите внимание на название картины. Кто эти гости? (Варяги)
Внимательно рассмотрите торговый караван. Создаётся ли у вас впечатление исторической достоверности?
-Вот это сочетание сказочной красоты и исторической достоверности и напоминает былинный мир.
5)Отгадывание кроссворда. ( на экране 7-ой слайд)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Имя одного из богатырей с картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
(Добрыня)
2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман. (Святогор)
3. Старинный музыкальный инструмент, под звуки которого сказывались былины. (Гусли)
4. Боевая дубина. (Палица)
5. Натянутая часть лука. (Тетева)
6. Правдивое повествование. (Быль)
7. Прозвище богатыря, который в результате своей болезни просидел на печке ровно 30 лет и 3 года. (Муромец)
8. Киевский князь времён Ильи Муромца. (Владимир)
7. Итог урока.
-Что такое былина?
-Как нужно читать былины?
-Чем былина похожа на сказку?
8.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение этого отрывка (с.21-26).
9.Рефлексия «Всё в твоих руках»
(8 слайд-рисунок ладошки)
(у детей заранее заготовлены рисунки своих ладошек)
Закрасьте пальчики в соответствующие цвета . Каждый палец- это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение:
Большой - для меня тема была важной и интересной - красным
Указательный - я узнал много нового – жёлтым
Средний – мне было трудно - зелёным
Безымянный – мне было комфортно - синим
Мизинец – для меня было недостаточно информации – коричневым
Литература:
Н.Л.Круковская, Г.Ю.Шилова Поурочные разработки по литературному чтению.
4 класс Москва «ВАКО», 2009г.