Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку.9класс.


Проверено:
ЗД по УВР
___________ Е.Ю. Ильина
«02» сентября 2013 г.
Утверждено:
Директор МОБУ «СОШ № 48»
_____________М.В. Корчанова«03» сентября 2013г.
Согласовано:
Руководитель ШМО учителей
гуманитарного цикла
______________ Т.М.Савельева
«30» августа 2013 г.
Рабочая программа по русскому языку
2013-2014 учебный год
9 класс
Количество часов:
в неделю - 2
в год - 70
Программа:
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы.
М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. –
М.: «Просвещение» 2009 .
Учитель – Савельева Татьяна Михайловна
Оренбург 2013
Содержание
Пояснительная записка.
Учебно-методический план.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Критерии оценивания работы учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
ПРиложениеПояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для IX класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная программа разработана на основе учебно-методического комплекса:
Программа: Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы»./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение. 2009 и учебником «Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений»./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2012г.. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть
разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценивания работы учащихся, критерии оцениваниия работы учащихся,перечень учебно-методического обеспечения,приложение.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку: -воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), -информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.Виды и формы контроля:
-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», комментированный)
-комплексный анализ текста
-сочинение по картине
-изложение(подробное, сжатое, с элементами сочинения)
-тест
-устное высказывание на лингвистическую тему.

Внесённые изменения.
В рабочую программу введено следующее изменение: в связи с подготовкой учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме контрольные диктанты по итогам изучения отдельных тем курса заменены на контрольные работы в формате ГИА.
В календарно-тематическом планировании программный материал сформулирован в сокращенном варианте, исходя из основных вопросов содержания авторской программы.
В перечень учебно-методического обеспечения включены пособия, изданные в течение нескольких последних лет, а также издания прошлых лет. Включение в перечень таких пособий объясняется тем, что она не переиздавались в последние годы, но представляют собой методическую ценность.
       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе на изучение русского языка отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю: из них 15 часов на развитие речи, 9 часов на контрольные работы.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов Развитие речи Контрольные работы
Международное значение русского языка 1 Повторение пройденного в 5 - 8 классах 5+2 2 1
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения 7 1
Сложносочиненные предложения 3+2 2 Сложноподчиненные предложения 19+5 5 2
Бессоюзные сложные предложения 6+2 2 1
Сложные предложения с различными видами связи 5+2 2 1
Общие сведения о языке 3 1
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 4+2 2 ИТОГО 68 15 7
Раздел 3 Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Раздел 4 Критерии оценивания работы учащихся
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
. Раздел 5 Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2009 г.
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / ЛА Тростенцова , ТА Ладыженская , М.Т.Баранов ,2011,2013г.
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»М.: «ВАКО»,2013
АД Дейкина «Универсальные дидактические материалы по русскому языку»8-9кл.,2009г.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.
Словари и энциклопедии по русскому языку
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2008.
Диапозитивы.
Русские и советские лингвисты.
Мультимедийные пособия.
-«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
-Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
-Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий-Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий-. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
-Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентовВозраст: 5 – 11 классы.
-Программно-методический комплекс «Наставник»
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
2013-2014 учебный год
9 класс
Количество часов:
в неделю - 2
в год - 68
Программа:
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы.
М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. –
М.: «Просвещение» 2009 .
Учебник:
Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.: М.: Просвещение, 2012г..Учитель – Савельева Татьяна Михайловна
Оренбург 2013
№ п/пТема урока Кол.ч. Сроки Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Повторение. Домашнее задание ЦОРы,оборудованиеПо пл. Факт. 1 Международное значение русского языка. 1 9а
3.09

3.09 Вводный Знать понятие «мировые языки», о месте русского языка среди языков народов мира.
Уметь строить связное монологическое высказывание, опираясь на план, составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст. Устные сообщения на заданную тему. Разделы лингвистики. Этимология. Упр.1.6.устно Презентация
Повторение изученного в 5—8 классах (5+2ч) 2 Устная и письменная речь.Монолог,далог.Типы и стили речи. 1 9а
4.09

6.09 Урок развития речи.. Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи; виды речи по смене говорящего (монолог/диалог); стили языка и их различия.
Уметь выделять признаки устной и письменной речи, определять виды речи по смене говорящего, различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Абзац. П.1, упр.10.14. Повторить н-ннтаблица
3 Простое предложение и его грамматическая основа 1 9а
10.09

10.09 Повторительно-обобщающий урок Знать признаки, особенности простого предложения.
Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно .Диктант с грамм.зад. Типы и стили речи. Их особенности. П.4.упр.31,карточка таблица
4 Предложения с обособленными членами 1 9а
11.09

13.09 Повторительно-обобщающий урок Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления.
Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.Тестирование Звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. П.5,упр.33,карточка.
Повт.не с разн.част.речи http://www.ikt.oblcit.ru (материалы для урока)
5 Контрольная работа по текстам У.о. 1 9а,9б-17.09 Повт.суф.причастий6-7 Обращения, вводные слова и вставные конструкции 2 9а
18.09
24.09

. Повторительно-обобщающий урок Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Уметь интонационно выразительно читать предложения с ними, объяснять постановку ЗП, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Выборочная работа с текстом. Тестовые задания ГИА. Части речи. неизменяемые части речи. П.6,упр.39,карточка ССП http://www.uchportal.ru (методические разработки)
Комплексный анализ текста
8 Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания) 1 9а
25.09

27.09 уРок развития речи Знать особенности написания данного типа изложения.
Уметь писать изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания). Упр.40
Повт.стили речи Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение (1ч.) 9 Сложное предложение и его признаки. Классификация сложных предложений. 1 9а
1.10

1.10 Урок усвоения новых знаний Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.
Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их Выборочный диктант Сложные предложения с союзами и без союзов. П.7.упр.44.45 Диск «Уроки русского языка в 9 классе»
Союзные сложные предложения (6ч) 10 Союзные и бессоюзные сложные предложения 1 9а
2.10

4.10 Урок усвоения новых знаний Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией. Сравнительный анализ. Союзы сочинительные, разделительные противительные. П.8.упр.46.карточка Повторить орфограммы, связанные с правописанием приставок, суффиксов. http://skolakrass.narod.ru дидактический материал
11 Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение 1 9а
8.10

8.10 Урок усвоения новых знаний Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией. Работа с текстом. Составление предложений. Союзы сочинительные, разделительные противительные. П.9-11.упр.62,учит таблицу
12 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения 1 9а
9.10

11.10 Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.
Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Объяснительный диктант. Простое осложнённое предложение П12.упр.63
Повт.словосочетаниеП.12.упр.64
Повт.слов. 13 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения 1 9а
15.10

15.10 Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.
Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Тестовые задания ГИА. Знаки препинания при однородных членах предложения. П.12.упр.65
Сост ССП
Повт.вид сказ. http://pedsovet.org/ материалы к уроку
14 Интонация сложного предложения 1 9а
16.10

18.10 Знать об интонации СП.
Уметь интонационно оформлять СП Тестовые задания ГИА. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями П.10-13
Упр.65
Повт-н-нн- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий.
15 Контрольная работа в форме ГИА. 1 9а.9б-22.10 Урок контроля знаний Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике Контрольная работа По тетради повт.правилаСложносочиненные предложения(3+2)
16 Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами 1 9а
23.10

25.10 Урок усвоения новых знаний Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Работа с текстом. Составление предложений. Сложные предложения с союзами и без союзов. П.14-16
Упр.69.70
Сост.карт.повт.однор.чл. http://skolakrass.narod.ru дидактический материал
17 Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП 1 9а
26.10

26.10 Урок усвоения новых знаний Знать о разделительных ЗП в ССП, порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП.
Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП. Объяснительный диктант. Пвопр.стр.
47
Упр.81.82
выуч.табл. 18 Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» 1 9а
29.10

29.10 Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Тестовые задания ГИА. Вопр.стр.47
Упр.75
А1-А6,В219 Р.р.Контрольное сочинение-по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(1988)
1 9а
30.10
9б30.10 Урок развития речи Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией.
Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему. ) Повторить стили речи http://pedsovet.org/ материалы к уроку
20 Анализ контрольного сочинения 9а
12.11

12.11 Урок развития речи Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией.
Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему. Союзы сочинительные, разделительные противительные. П.18.упр.84,85
Повт.фонетикукартА4Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий.
Сложноподчиненные предложения(19+5) Союзы сочинительные, разделительные противительные. Комплексный анализ текста 21 Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки 1 9а
13.11

15.11 Урок усвоения новых знаний Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей.
Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП. Составление схем предложений. Простое осложнённое предложение П.18
Упр.87
Повт.фонетику А4,карт http://festival.1september.ru практические задания
22 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП 1 9а
19.11

19.11 Урок усвоения новых знаний Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП.
Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП. Конструирование предложений по заданным схемам. Случаи обособление определений и обстоятельств. Корни с чередованием. П.19,упр.87,89
Повт.средства выразительности ,карт.А3 http://skolakrass.narod.ru дидактический материал
23 Союзы и союзные слова в СПП 1 9а
20.11

22.11 Урок усвоения новых знаний Знать средства связи частей в СПП.
Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП. Тесты ГИА Стиль, жанр произведения. Синонимы. П.20,карт.Составление СПП по схемам ГИА В8В9 24 Роль указательных слов в СПП 1 9а
26.11

26.11 Урок усвоения новых знаний Знать о роли указательных слов в СПП,
Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами. Составление схем. Конструирование предложений. Н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. П.21
Упр.98
99.Сенина ГИА Вар.2 25 Р.Р. Обучающее сжатое изложение 1 9а
27.11

29.11 Развитие речи Уметь составлять план, определять тип и
стиль речи текста, кратко излагать текст Сжатое изложение Синтаксический разбор предложений. Упр.106
Повт.стили речи.
Сенина ГИА Вар.3 Раздаточный материал.
26 Р.Р. Контрольное изложение
Сжатое изложение 1 9а
3.12

3.12 Урок контроля Уметь составлять план, определять тип и
стиль речи текста, кратко излагать текст Сжатое изложение. . Повт.типы речи Раздаточный материал.
27 Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными 1 9а
4.12

6.12 Урок усвоения новых знаний Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными.
Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их. Конструирование предложений. Обращение. П.22.карт.Составление СПП по схемам
Упр109 28 СПП с придаточными изъяснительными 1 9а
10.12

10.12 Урок усвоения новых знаний Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова. Работа с текстом. Составление тезисов. Публицистика. П.23, упр.117. Составление СПП по схемам 29 СПП с придаточными изъяснительными 1 9а
11.12

13.12 Урок усвоения новых знаний Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.Составление схем. Правописание частиц не и ни. Знаки препинания в сложном предложении. П.23.упр.121
Сенина ГИА
Вар.4 Раздаточный материал.
30 Контрольная работа в форме ГИА 1 9а.9б-17.12 Урок контроля Повт.ССП. 31 СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места 1 9а
18.12

20.12 Урок усвоения новых знаний Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда». Составление сложного предложения из простых. Правописание союзов. П.24.25
Упр.125,129
Сенина ГИА вар.5
32 СПП с придаточными причины, следствия, условия 1 9а
24.12

24.12 Урок усвоения новых знаний Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.Конструирование предложений. Союзы и союзные слова. Синтаксический разбор предложений П.26, упр.131. Повторить обособленные определения. Подготовить устное сообщение «Роль СПП с придаточным определительным в художественном тексте» http://festival.1september.ru практические задания
33 Контрольная работа
Р.Р.Изложение на основе упр. 95
1 9а
25.12

27.12 Урок контроля
Уметь составлять план, определять тип и
стиль речи текста, кратко излагать текст Виды грамматического разбора. Повт.средства связи предл.в тексте 34 СПП с придаточными уступки, цели СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения 1 9а.
14.01

10.01 Урок усвоения новых знаний Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.Пунктуационный анализ НЕ слитно и раздельно с различными частями речи. П.27, упр.156. Повторить обособленные определения. Подготовить устное сообщение «Роль СПП с придаточным определительным в художественном тексте» http://pedsovet.org/ материалы к уроку
35 Различные способы выражения сравнения 1 9а
15.01

14.01 Урок усвоения новых знаний Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте.Диктант с грамматическим заданием. П.27. упр.165. Индивид.карт.Преобразование СПП в синонимичные конструкции Поурочные разработки по русскому языку.
36 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них 1 9а
21.01

17.01 Урок усвоения новых знаний Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов. Тестовые задания ГИА Стили речи. П28, упр.168. Работа с деформированным тестом, расстановка знаков препинания; повторить способы передачи в языке значения сравнения Образцы рецензий.
37 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них 1 9а
23.01

21.01 Урок усвоения новых знаний Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов. Выборочный диктант.
Тестовые задания ГИА. Сочинительный и подчинительный союзы. П.28.. Упр.174
Сенина ГИа вар.6 М.БароноваРусский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА
38 Деловые документы (автобиография, заявление) 1 9а
28
01

24.01 Урок развития речи Знать особенности оформления деловых документов: автобиографии и заявления.
Уметь правильно оформлять деловые документы: автобиографию, заявление. Составление схем предложений. Письменная тестовая работа (ГИА). Ь после шипящих. Орфограммы в корнях. Подготовить устное сообщение «Значение сравнительных конструкций в речи» http://ruslit.ioso.ru/ презентация Тесты по русскому языку для 9 класса.
39-40 Синтаксический и пунктуационный разбор СПП 2 9а
30.01
4.02

28.01
31.01
Урок усвоения новых знаний Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.
Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах. Анализ текстов. Композиция. П.29, упр.176. написать инструкцию, определить роль придаточного образа действия и степени в текстах делового стиля 41 Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178) 1 9а
5.02

4.02
Урок развития речи Знать особенности сообщения по реферату на лингвистическую тему.
Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи.Тестовые задания ГИА упр.178.карточка Синонимичная замена союзов 42-43 Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» 2 9а
11.02
12.02

7.02
11.02 Урок повторения и общения полученных знаний Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Тестовые задания ГИА Вопр.стр.118, упр.181
Сенина ГИА вар.8. Подготовить устно сообщение «Роль СПП с придаточными условия в текстах научных стилей» 44 Контрольная работа
Контрольное тестирование в форме ГИА 1 9а
18.02

14.02 Урок контроля Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Повт.СППБессоюзное сложное предложение (6 ч + 2ч) 45 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП 1 9а
19.02

18.02 Урок усвоения новых знаний Знать грамматические признаки БСП.
Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. Анализ текста. Составление схем. Сложные предложения. Тире в простом предложении. П.31, упр.186
Повт.вводные слова В5. Составление схем http://www.gramota.ru/карточки для индивидуальной работы
46 Контрольная работа ГИА 1 9а
25.02

25.02 Урок контроля Повт.Вид сказ. 47 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП 1 9а
26.02

28.02 Урок усвоения новых знаний Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.
Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП. Конструирование предложений. Правописание приставок. П.33, упр.191
Повт типы словосоч.
В2.карточка 48 Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192) 1 9а
4.03

4.03 Урок развития речи Знать особенности данного типа изложения.
Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта. Работа с текстами. Стили речи. Повт.стили речи Образцы деловых бумаг.
49 БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП 1 9а
5.03

7.03 Урок усвоения новых знаний Знать условия постановки двоеточия между частями БСП.
Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. Тестовые задания ГИА Дефис в сложных словах. Числительные. П.34, упр.195. Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие» 50 РР Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202) 1 9а
11.03

11.03
Урок развития речи Знать особенности сочинения данных типов.
Уметь писать сочинения данных типов. . Повт.средства выразительности http://ruslit.ioso.ru/ презентация
51 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» Систематизация и обобщение изученного по теме: «» Бессоюзное сложное предложение. 1 9а
12.03

14.03 Урок повторения и общения полученных знаний Знать порядок данных разборов БСП.
Уметь производить данные разборы БСП. Тесты (ГИА) Пунктуационный анализ
П.36упр.2013.Карт.Составление схем http://galina.shamin.spb.ruконспект урока
52
Контрольная работа в форме ГИА 1 9а.9б-18.03 Урок контроля Проекты-презентации с применением ИКТ. Повторение: «Лексика. Фразеология»
Сложное предложение с разными видами связи (5 ч + 2ч) 53 Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) 1 9а
19.03

1.04 Урок усвоения новых знаний Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.
Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания. Объяснительный диктант. Омонимия частей речи. О-е после шипящих и ц. П.37 упрю211повт.приложение В4 карт Составление СПП по схемам http://festival.1september.ru практические задания
54 РР Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213) 1 9а
1.04

4.04 Урок развития речи Знать особенности данного вида сообщения.
Уметь публично выступать с сообщением данного типа. Тесты (ГИА) Грамматическая основа предложения. Упр.213
ГИА Сенина вар.10 55 Контрольная работа ГИА 9а.9б-8.04 Урок контроля Повт.синонимы56 Знаки препинания в СП с различными видами связи 1 9а
2.04

11.04 Урок усвоения новых знаний Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.
Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания. Тесты (ГИА) Грамматическая основа предложения. П.38
Упр.216
Повт.БСП.
картВ8 http://galina.shamin.spb.ruдидактический материал
57 Знаки препинания в СП с различными видами связи Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи 1 9а
9.04

15.04 Повтори
тельно-обобщающий урок Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. Работа с текстами. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. П.39
Упр218
Сенина вар.11 58 РР Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222) 1 9а
15.04

18.04 Урок развития речи Знать особенности публичной речи, публичного выступления, его структурные и языковые особенности.
Уметь составлять публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые особенности. П.40 упр220 59-60 Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи» 2 9а
16.04
22.04

22.04
25.04 Повторительно-обобщающий урок Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Работа над ошибками. Составление СПП по схемам Вопр.стр.154
Упр223
Повт.фонетику А4
Составление СПП по схемам Общие сведения о языке(3ч.)
61 Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. 1 9а
23.04

29.04 Повторительно-обобщающий урок Знать общие сведения о языке, особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру.
Уметь пользоваться ими в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам. Объяснительный диктант. Омонимия частей речи. О-е после шипящих и ц. Вопр.стр.157 упр.228.Сенина 12 вар. Поурочные разработки по русскому языку.
62 Язык художественной литературы 1 9а
29.04

2.05 Повторительно-обобщающий урок Знать особенности языка художественной литературы.
Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности). Тесты (ГИА) Грамматическая основа предложения. Повт.средства выразит.
Тесты Сенина вар 13 Систематизация изученного по фонетике,лексике,грамматике и правописанию,культуре речи.(4+2) 63 Повторение изученного в 5-9 классах. Трудные случаи орфографии. Подготовка к экзамену. 1 9а
30.04

6.05 Уроки систематизации и обобщения изученного. лексико-орфографическая работа. Тестовые задания. Анализ текстов.
Тестовые задания ГИА. Трудные случаи орфографии и пунктуации. П.47 упр.263.Сенина вар 14 64 Повторение изученного в 5-9 классах. Трудные случаи орфографии. Подготовка к экзамену.
1 9а
6.05

13.05 Уроки систематизации и обобщения изученного. лексико-орфографическая работа. Тестовые задания. Анализ текстов.
Тестовые задания ГИА. http://festival.1september.ru практические задания
65 Повторение изученного в 5-9 классах. Трудные случаи пунктуации. Подготовка к экзамену.Работа над частью «А» 1 9а
7.05

16.05 Уроки систематизации и обобщения изученного. лексико-орфографическая работа. Тестовые задания. Анализ текстов.
Тестовые задания ГИА. П.47
Сенина вар 15 http://www.it-n.ruЦОР для ИД
66 Повторение изученного в 5-9 классах. Трудные случаи пунктуации. Подготовка к экзамену.Работа над частью «В» 1 9а
13.05

20.05 Урок-практикум лексико-орфографическая работа. Тестовые задания. Анализ текстов.
Тестовые задания ГИА. Тесты вар 16 http://www.gramota.ru/карточки для индивидуальной работы
67 РР Сочинение на лингвистическую тему 1 9а
14.05

23.05 Урок развития речи. Приёмы сжатия теста Работа по сжатию текста
задания ГИА. План текста. Повт.стили речи Пахнова Т.М. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации.
68 Повторение изученного в курсе русского языка. Подготовка к экзамену. Работа над частью «С» ГИА
1 9а
20.05

27.05 Уроки систематизации и обобщения изученного. лексико-орфографическая работа. Тестовые задания ГИА.
. Анализ текстов. Трудные случаи орфографии и пунктуации. ГИА вар.17,повт.прав.корней Раздаточный материал.