Выступление на педсовете по воспитательной работе

«Правовое воспитание студентов как составная часть духовно-патриотического воспитания»

Как говорил английский философ Джордж Милль «Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей».
На сегодняшний день колледж стал местом, где студент реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение правонарушений и преступлений среди молодёжи, развитие правовой культуры и правового информирования студентов.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Нельзя считать физически здорового человека гармонично развитой личностью, если, имея обширные знания, хорошо учась, нарушает законы права. Способность человека понимать правила общежития и требования законов и соответственно вести себя не является врождённой, она формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием общения с другими людьми в различных видах деятельности.
В целях повышения правовой культуры и правовой грамотности студентов УТЭК в нашем колледже с 2011 года действует концепция правового воспитания, которая активно реализуется преподавателями ОГСЭ. Проведено ряд мероприятий. Ежегодно в общежитиях организовываются беседы, дискуссии на правовые темы. В предвыборный период студентам, в ходе этих бесед разъясняются их избирательные права. Проводятся конкурсы плакатов под названием «Выборы. Я – избиратель», круглый стол на тему: «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность». В рамках Всероссийского Дня Правовой бесплатной юридической помощи, который в нашей стране отмечается 20 ноября, на нескольких экспериментальных площадках для студентов первого курса проводятся разъяснение их юридических прав, обязанностей и ответственности за совершений правонарушений и преступлений. На уроках правовых дисциплин мы стараемся уделять максимальное количество времени и разъяснять студентам те и или иные нормы права, а так же просвещать в области принятых новых законов или поправок в действующие законы в основных отраслях российского права. У преподавателей правовых дисциплин открыты почтовые ящики под названием «вопросы правоведу», которым активно пользуются студенты старших курсов. В Администрации ГО г. Уфа РБ в сентябре 2015 года проводилась деловая игра «Знакомство с органами исполнительной власти». Преподаватели на своих уроках изучают основы конституционного строя РФ, права и обязанности граждан России.
Правовое воспитание предполагает решение следующих вопросов:
- вооружение студентов знаниями законов, повышение их юридической осведомлённости;
- формирование у студентов правового сознания;
- формирование у студентов уважения к государству и праву, понимания необходимости соблюдения требований законов;
- выработка у студентов знаний и умений правомерного поведения;
- формирование у студентов нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремления противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им.
- преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни.
Исходя из этих основных задач, правовое воспитание следует, по нашему мнению сосредоточить на формировании правосознания студентов, которая включала бы:
-знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их значений;
-глубокое внутреннее уважение к праву;
-умение самостоятельно применять правовые знания на практике.
Для реализации вышеизложенных задач мы применяем следующие методы:

-проводим тематические классные часы (н-р, «Мои права в семье» или «Конституция РФ – основной закон государства», «Защита прав потребителей, «Дела армейские и др.);
- встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов
- проводим уроки-диспуты на правую тематику;
-проводим профилактику вредных привычек;
- на родительских собраниях просвещаем родителей на правовую тематику (н-р, на тему: «Закон и ответственность родителей», «Что делать, если ваш ребёнок попал в полицию?» и др.)
-привлекаем самих студентов к укреплению правопорядка в колледже;
Рекомендуем классным руководителям приглашать преподавателей правовых дисциплин на тематические классные часы для разъяснения студентам правовых вопросов.
Таким образом, правовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса – очень сложный процесс, который имеет свои определенные цели, задачи, методы, и невозможен без специальной продуманной организации работы. Он требует подготовки при изучении правовых дисциплин и внимательность. За счёт правового воспитание формируется правовое сознание происходит это путём воздействия на сознание студентов и их психологию при совокупности многообразных воспитательных форм.
Правовая воспитанность молодого поколения ведёт к процветанию государства в целом и Республики Башкортостан в частности.


Преподаватель ОГСЭ
ГАПОУ Уфимский
топливно-энергетический колледж
Ризаева Альбина Замилевна