План работы школы с одаренными и мотивированными обучающимися, организация олимпиад учащихся на 2015 — 2016 учебный год
Принято: Утверждаю:
на педсовете Директор МБОУ «СОШ № 5»
протокол №1 от 29.08 .2015 г. _________Я.Р.Сайдулаева
План
работы школы с одаренными и мотивированными обучающимися, организация олимпиад
учащихся на 2015 - 2016 учебный год
ЦЕЛЬ:
Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
ЗАДАЧИ:
1. Создание системы выявления, поддержки и развития одаренных и мотивированных детей.
2. Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
5. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.
6. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
7. Развивать - стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива.
8. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
9. Объединение усилий педагогов для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе.
10. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основные направления
по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей
Создать систему выявления одаренных детей:
психолого-педагогическое исследование пятиклассников;
системное наблюдение за детьми из класса в класс;
Организация учебного процесса:
нестандартные уроки:
включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой;
обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
организация исследовательской работы учащихся:
опережающее задание творческого плана;
предметные марафоны.
участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
обеспечение базового дополнительного образования:
Общеразвивающие мероприятия
традиционные мероприятия школы
предметные недели
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции МО:
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии.
Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы.
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через школьные олимпиады.
Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и мотивированными обучающимися.
Учитель должен быть:
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
владеть передовыми педагогическими технологиями;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать по специальному учебному плану;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
регулировать и улаживать конфликты;
уменьшать стрессы учащихся.
Функции учителей – предметников:
Организация и проведение занятий с одарёнными детьми,
Разработка, корректировка и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми.
Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
Организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ.
Организация творческих отчётов.
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.
Август - сентябрь
Вид деятельности
Ответственный
Контроль
Организационная работа
1.Сбор информации о направленности интересов школьников 5-11х классов по направлениям:
1. филология
2. математика
3. естествознание через беседы, анкетирование, диагностирование
2.Составление списков одарённых детей
3.Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности
4. Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Кл. руководители
Руководители МО, учителя-предметники, зам.директора по НМР
Методическая работа
1. Формирование банка данных на программы для работы с одарёнными детьми.
Цель: Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях, развитие их творческих способностей
Кл. руководители
Руководители МО, учителя-предметники, зам.директора по НМР
Педсовет
2. Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности
Кл. руководители
3. Обсуждение на МО проблемы, связанной с работой с одаренными детьми.
Руководители МО, учителя-предметники, зам.директора по НМР
4. Принятие плана работы с одарёнными детьми.
Работа с педагогическим коллективом
1. Уточнение банка данных об одарённых и мотивированных школьниках на 2015-2016 учебный год
Кл. руководители
Административное совещание при зам. дир. по НМР
Анализ работы учителей ОБЖ и физической культуры на уроках с одаренными учащимися
Руководитель ШМО
Работа с учащимися
Участие в районных и областных конкурсах, смотрах
Учителя - предметники
Административное совещание при зам. дир. по НМР, заседания МО
Октябрь
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Организационная работа
1.Нормативно-правовое обеспечение:
Положение
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели
О конкурсах, викторинах и т.п.
Зам.директора по НМР
Учителя – предметники
Административное совещание при директоре
4. Выпуск школьного информационного вестника по итогам проведения школьных предметных олимпиад.
5. Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад
Зам. директора по НМР, руководители МО, учителя-предметники
Методическая работа
4. Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах
Зам.директора по НМР
Заседание методического совета
Работа с педагогическим коллективом
1. Анализ работы учителей Биологии, химии и географии с одаренными учащимися.
Руководители МО филологии
Совещание при зам.директора по НМР
2. Осуществление срезов объема домашних заданий (выборочно), использование заданий пролонгированного характера для мотивированных учащихся.
Зам.директора по НМР
Работа с учащимися
1. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.
Педагог - психолог
Эдилсултанова Т.А.
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся
2. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Цель: Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям.
Зам.директора по НМР
3. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Учителя – предметники
4. Обучение одаренных и высокоинтеллектуальных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития
Зам.директора по НМР, педагог – психолог Эдилсултанова Т.А.
Ноябрь
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Методическая работа
1. Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки
Зам.директора по НМР, педагог – психолог Эдилсултанова Т.А.
Административное совещание при зам. дир. по НМР
2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов
педагог –психолог, учителя-предметники
3. Заседания методических объединений по выявлению и системе поддержки талантливых детей, по подготовке детей к предметным олимпиадам (муниципальный тур)
Работа с педагогическим коллективом
Анализ работы учителей ИЗО и технологии на уроках с одаренными учащимися
а/с при зам. дир. по НМР
Работа с учащимися
1. Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников
Цель: Предоставление наиболее успешным учащимся в разных предметных областях, реализовать себя в познавательной, творческой деятельности
Зам.директора по УВР , учителя – предметники
Административное совещание
2. Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах:
- игра-конкурс "Русский медвежонок – языкознание для всех" (2-11 кл.)
Цель:
Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамками учебного процесса.
Заместитель директора по УВР,
Учителя - предметники
Декабрь
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Методическая работа
1. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов
Руководители МО, учит – предметники
Зам.директора по НМР
2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы
педагог –психолог, учителя-предметники
5. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка.
Зам.директора по НМР
ВШК
Работа с педагогическим коллективом
1. Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
2. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися.
Зам.директора по НМР
Административное совещание при директоре
Работа с учащимися
2. Продолжение участия в окружном туре Всероссийской олимпиады школьников
Зам.директора по НМР
Собеседование с учителями
Участие обучающихся в Интернет–олимпиадах, конкурсах:
- в молодежных предметных чемпионатах
Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету
Работа с родителями
1. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы
Педагог-психолог
Январь
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Организационная работа
1.Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие.
2. Создание электронной базы данных нормативно-правовой, научно-методической литературы по работе с одарёнными и талантливыми школьниками
Зам.директора по НМР
Методическая работа
1. Анализ работы учителей иностранного языка с одаренными учащимися.
Зам.директора по НМР
Учителя - предметники
а/с при зам. дир. по НМР
2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов
педагог –психолог, учителя-предметники
Работа с педагогическим коллективом
1.Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
Работа с учащимися
1.Заслушивание предварительных результатов исследовательской деятельности и проектной деятельности.
2. участие в районных конкурсах и смотрах
Учителя-предметники
Собеседование с учителями
Заседания МО
Февраль
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Методическая работа
Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка..
Зам.директора по НМР
Учителя - предметники
ВШК
Работа с педагогическим коллективом
Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися.
а/с при зам. дир. по НМР
Работа с родителями
1.Ознакомление родителей с успехами учащихся
Зам.директора по НМР
Март
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Организационная работа
1. Изучение и обобщение эффективного опыта работы педагогов с одаренными детьми.
Собеседование с учителями
2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы
Зам.директора по НМР
Работа с педагогическим коллективом
Анализ работы учителей на уроках истории, обществознания с одаренными учащимися.
Зам.директора по НМР
Учителя - предметники
а/с при зам. дир. по НМР
Работа с учащимися
Участие в районных и областных смотрах, конкурсах
Учителя – предметники,
Аналитическая справка
Апрель
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Организационная работа
1.Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов
Руководители МО,
Зам.директора по НМР
Учителя - предметники
Работа с педагогическим коллективом
1. Анализ работы учителей чеченского языка и литературы с одаренными учащимися.
Руководители МО,
Зам.директора по НМР
Учителя - предметники
а/с при зам. дир. по НМР
Работа с учащимися
1. Участие в районных и областных смотрах, конкурсах
Директор школы, Зам.директора по НМР, классные руководители, педагог-психолог
Заседания МО
Май
Вид деятельности
Мероприятия
Ответственный
Контроль
Методическая работа
1.Мониторинг работы системы работы с одаренными детьми.
2.На МО подвести итоги работы с одарёнными детьми.
Зам.директора по НМР
а/с при зам. дир. по НМР;
Заседания МО
3.Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год.
Зам.директора по НМР
Работа с педагогическим коллективом
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2016 -2017 уч. год
Зам.директора по НМР
а/с при зам. дир. по НМР
Работа с учащимися
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
Учителя-предметники
Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:
повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
План
работы школы с одаренными и мотивированными обучающимися, организация олимпиад
учащихся на 2015 - 2016 учебный год
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
15