Урок литературы по творчеству М. А.Булгакова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ « ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г. СЫЗРАНИ»
Размышление над финалом романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы для обучающихся I курса
с использованием технологии проблемного обучения
Подготовила преподаватель
русского языка и литературы
Моор Любовь Степановна
г. Сызрань
2015
Тема урока. «Он не заслужил света, он заслужил покой» (Размышление над финалом романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок-размышление.
Обучающие цели:
-организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Художественный мир романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;
-создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истинной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося:
-создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «тёмные» места, задумываться над их художественным значением;
-создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:
-содействовать развитию умения общаться между собой;
-помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование ОК (общих компетенций):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Оформление доски.
Цитаты:
«Дабы воздать каждому по делам его». (Апокалипсис Святого Иоанна Богослова.)
«Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время». (Андрей Кесарийский. Толкования на Апокалипсис.)
«И Господь, «всем хотящий спастися и в разум истины приити», невозбранною благодатию света Своего сияет на всех, но сообщает её каждому лишь по мере чистоты духовных очей его». (Там же.)
Портрет М.А.Булгакова.
Иллюстрации обучающихся к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
ХОД УРОКА.
Данный урок рассчитан на 1 пару(2 урока) и состоит из трёх частей (30+35+25).
1-я часть урока задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.
Звучит музыка И. Корнелюка из кинофильма «Мастер и Маргарита» (автор сценария и режиссёр В. Бортко). Просматриваются фрагменты из этого кинофильма.
Слово преподавателя. Преподаватель возвращает обучающихся к вопросам, заданным на самом первом уроке по роману (ответ на них ещё не звучал):
? Почему «он не заслужил света, он заслужил покой»?
?Кто на самом деле Воланд – носитель зла или добра? («так что ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гёте. «Фауст»).
Эти проблемные вопросы и создают ситуацию интеллектуального и эмоционального поиска ответа.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах. Каждая группа готовит развёрнутый ответ с примерами из текста по одному из проблемных вопросов, предложенных преподавателем и самими обучающимися. (В продолжение изучения романа обучающиеся задавали вопросы и ставили проблемы, отражающие их личные чувства, интересные им):
-Покой – это наказание или награда?
-Почему суд творит не только Бог, но и сатана?
-Почему Воланд изображён Булгаковым столь привлекательно? Добро или зло несёт он?
Работа в группах требует сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению оппонентов, умения рассуждать, строить своё высказывание так, чтобы слушателям было всё понятно.
Во время работы обучающиеся используют литературную критику, различные словари, в том числе и философский.
2-я часть урока – самая главная. В её основе – диалоговые методы сотрудничества (обучающийся – обучающийся, обучающийся – преподаватель – обучающийся). Подводятся итоги работы в группах. Заслушиваются выступления обучающихся. Поскольку вопросы носят философский характер, однозначного ответа и полного единодушия нет.
1-я группа.
Тема: «Покой – это наказание или награда?»
Содержание ответа. В русской и мировой литературе мотив покоя как высшей ценности традиционен. Пушкину «покой и воля» необходимы были для возвращения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Покой, обещанный Мастеру, конечно же, выглядит привлекательным после всего, что он перенес. Мастер получает то, чего жаждал.
Преподаватель. Но характер этого покоя неясен. Где, по-вашему, находится «вечный приют»?
Обучающиеся. Судьбы героев оказались связаны с князем Тьмы, и свою награду они могли получить только из его рук. Стало быть, и «вечный приют» находится в его «ведомстве». Здесь мы видим то, что было дорого самому Булгакову и чего ему так не хватало: любимая женщина, свой дом, сад, музыка, добрые знакомые (зачитывают описание приюта). Невольно возникают вопросы: как же «добрые знакомые» попадут в «покой»? Да и нуждается ли в них избегающий людей мастер? О чём и для кого он будет «писать при свечах гусиным пером»? Всё это желанно измученному, усталому человеку, но это не полнокровная земная жизнь, о которой сказано: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (А.С.Пушкин). Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Воланд говорил, что «каждому будет дано по его вере». Мастер не обретает света также согласно своей вере, лишённой надежды на спасение. Наслаждаться «голым» светом способен лишь преданный Иешуа, ограниченный и догматичный Левий Матвей, не обладающий творческим гением. Это сознаёт Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицания», наградить Мастера покоем. Правда, цена такого покоя - отказ от творчества. У А.С.Пушкина «покой стоит рядом с «волей», духовной независимостью. Блоку покпй мог только сниться. Самый тяжкий грех Мастера («Пилатов грех!») – отказ от творения, от поиска истины. И то обстоятельство, что власть предержащие лишили его права говорить с людьми, то есть права нормально жить, не может служить смягчением вины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Но не света! Тот, кто покидает дом, не заслужил света. Его роман никого не спас. Свет ушёл из сердца Мастера ещё до того, как он закончил роман. Свет Луны, которым освещается конец романа, не свет. Это свет смерти. Покой – это и смерть. Покой неполноценен без света. Булгаков показал, Как Мастер упорно реализовывал свой талант и гордыню художника в угоду Сатане, потому что полная свобода, как ничто, близка дьяволу, отчего творчество становится предельно ответственным и опасным для души делом. Мастер показал истину, дотоле всем закрытую.
2-я группа.
Тема: «Почему суд творит не только Бог, но и Сатана?
Можно ли считать торжеством добра наказание злодеев, совершенное руками Воланда?»
Содержание ответа. И. Золотусский: «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и судья. Функции судьи доверены бесу?»
Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: каждому будет дано по его вере. И зло, и добро в равной степени присутствуют в мире, но они не предопределены свыше, а порождаются людьми. Следовательно, человек свободен в своем выборе. И значит, он полностью ответственен за свои поступки.
Карательные действия Воланда направлены не столько против тех, кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы их сотворить, но выжидает или боится.
В заключительных главах Воланд кажется утомленным, уставшим от борьбы со злом, от тяжести людских преступлений. Вершит ли Воланд справедливость? Нет, и не может, так как справедливость на земле вообще не осуществима до Страшного Суда.
3-я группа.
Тема: «Почему Воланд изображен столь привлекательно? Добро или зло несет он?»
Преподаватель. В конце 80-х годов зазвучали высказывания священнослужителей о том, что «Мастер и Маргарита» - роман «дьявольский», прославляющий Сатану, и что даже держать его в доме православный христианин не должен.
Да, перед мыслящим читателем должен встать вопрос: как воспринимать образ Воланда и сами его деяния? Ведь Воланд так обаятелен; ведь он наказывает лишь взяточников, бюрократов, предателей и даже богохульников. И это притом, что чуть ли не с первых страниц более или менее образованный читатель знает: перед ним князь Тьмы – Сатана.
Сатана – положительный герой? Роман – о дьяволе? Ведь Воланд не вызывает ужаса и отвращения, хотя и должен. Но этого не происходит. Автор – на стороне дьявола? Тогда роман – произведение сатанинское и антихристианское, а образ Христа в романе заведомо искажен.
Обучающиеся. Воланд величествен, мудр, вроде бы справедлив. Но таким враг рода человеческого и должен казаться, чтобы привлекать сердца людей и губить поверивших ему смертных.
Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Но все зло в романе поставлено в самые жесткие рамки. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бездомного и других. Почему? Может, потому, что раскаялись, и дьявол над ними более не властен? Не по желанию Воланда, а вопреки ему осуществляется справедливость в эпизоде с Фридой. И самое важное доказательство – не погибла душа Маргариты, потому что ценой собственной погибели героиня собиралась купить спасение для другого человека – Мастера. Но об этом готова была забыть, чтобы помочь Фриде. (Сравните: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Евангелие от Матфея.)
В заключение Воланд выполняет волю Иешуа. Но нас не должно смущать, что его просят: это необязательно должно значить, что Иешуа и Воланд – Свет и Тьма – равноправны. Дело, возможно, в характере самого Иешуа, не желающего приказывать.
Таким образом, Воланд у Булгакова – воплощение вечных и неразрешимых противоречий жизни в их нерасторжимом единстве. Вот почему Воланд оказался такой загадочной фигурой. Авторская ирония ни разу не касается Воланда – он олицетворяет Вечность. Он – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.
Преподаватель. Как видите, мы снова вернулись к эпиграфу. Послушаем сообщение.
(Данное сообщение – результат исследовательской работы одного из обучающихся – связывает воедино роман Булгакова, трагедию Гете «Фауст» и книгу Иова).
Преподаватель. Давайте подведем итог всему вышеизложенному в виде небольшой схемы. Сначала обратимся к словарям и прочитаем определения слов: милосердие и возмездие.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания; человеколюбие.
Возмездие – отплата, кара за преступление.
Слова справедливость на схеме пока нет. Его должны «найти» сами обучающиеся. Это и есть смысловой и эмоциональный центр урока, «открытие истины», которое воодушевляет, придает веру в свои силы.
После того, как слово справедливость найдено, читаем его определение по словарю: справедливость – истина, беспристрастность. Делаем вывод: Добро и Зло в мире должны быть уравновешены справедливостью. Справедливость – это первая ступень Истины, а высшая ступень – милосердие, порождаемое добром.
Добро
Бог
Милосердие
Земля, люди
Свет
Справедливость (Страшный Суд)
Возмездие
Тьма
Сатана
Зло
3-я часть урока. Работа пресс-центра.
После кульминации урока обучающимся предоставляется возможность еще раз вспомнить весь роман и вопросы, которые он вызвал.
Эта работа проводится в форме работы пресс-центра, куда в течение всего изучения романа отправлялись вопросы обучающихся. Самые интересные были отобраны «работниками» пресс-центра (обучающимися-консультантами), они же отвечают на вопросы однокурсников; при затруднении (или несогласии с консультантами) на вопросы отвечает вся группа, при необходимости обращаются за помощью к преподавателю.
Рефлексия. На доске таблица. Её заполняют обучающиеся, выходя к доске и помещая в неё опознавательные значки: открытую книгу со знаком вопроса или закрытую книгу.
Роман прочитан. Мне всё понятно.
Роман прочитан, но
В первой графе – 8 значка, во второй – 16 (в группе 24 человек).
Этот этап показал, что урок достиг своей цели, обучающихся продолжают волновать проблемы, поставленные на уроке, причем уже независимо от текста романа, а исходя из собственного жизненного опыта; это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире.
В этой же части урока обучающимся даётся возможность оценки, самооценки и взаимооценки деятельности каждого (обсуждаем выставление оценок в журнал).
Домашнее задание:
1. Ответить на вопросы в форме эссе (по выбору):
- Кто в романе по-настоящему свободен и независим, а кто только глупо-самоуверенно убежден в собственной независимости, тогда как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в состоянии предсказать, что с ним будет даже через десять минут?
- Можно ли согласиться с мнением, что все действие романа разворачивается для одного человека – Ивана Бездомного Понырева? Обоснуйте ответ.
- Действительно ли необходимо в мире зло?
2. Что вкладывали в понятие «покой» Пушкин, Лермонтов, Блок, Булгаков?
3. Выскажите свое мнение об иллюстрациях к роману. Если это возможно, создайте свои рисунки.
Список использованной литературы
1. Вулис А. З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Худож. лит., 1991.
2. Кораблев А. А. Мастер. Астральный роман. Кн. 1–3. Донецк: Лебедь, 1996–1997.
3. Кушлина О. Б., Смирнов Ю. М. Поэтика романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: методическая разработка к спецсеминару. Душанбе: Таджик. гос. ун-т, 1987.
4. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Кн.1 / Под ред. Н. А. Грозновой и А. И. Павловского. Л.: Наука, 1991.
5. Творчество Михаила Булгакова: исследования и материалы. Кн.2 / Под ред. В. В. Бузник и Н. А. Грозновой. СПб.: Наука, 1994.
6. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3 / Под ред. Н. А. Грозновой и А. И. Павловского. СПб.: Наука, 1995.
7. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / Предисл. Ф. Искандера. 2-е изд. М.: Книга, 1988.