Урок литературного чтения Звук[э ]. буквы Э,э. 1класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14
пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: hotscool@mail.ru-238125381000
Методическая неделя учителей начальных классов
«Гласный звук [ э ], буквы Э,э»
(Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
М.В. Голованова, 1класс) Учитель:
Максимова Е.Н.
Первая квалификационная категория
2014г.Тема урока: « Гласный звук [э ], буквы Э, э.»
Цели урока: познакомить с новым звуком э, буквами Э, э;
научить читать слова с буквами Э, э.
Задачи урока:
1.Познакомить с гласным звуком, научить выделять из потока речи[ э ], давать ему характеристику.
2.Познакомить с новыми буквами, формировать умение читать слоги –слияния и слова с буквами Э, э.
3.Формировать умения анализа и синтеза.
4.Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса.
5.Создать благоприятные условия для формирования умений слышать и слушать, формулировать ответ.
Оборудование: учебники, записи на доске, энциклопедия « Что такое? Кто такой?», схемы звуков.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
Дети, о какой букве мы читали стихотворение на прошлом уроке?
Кто нам прочитает его наизусть?
Какие же звуки обозначает буква Ц, ц?
Какие ещё звуки всегда твёрдые?
А какие согласные всегда мягкие?
Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? А твёрдость?
1). На доске записаны слова. Прочитайте слова, найдите те, в которых мягкость обозначена гласными буквами.
Ведро - водопровод
Клубок - компас
Конёк-Горбунок - ракета
Печь - машина
Ковёр – самолёт
- Ребята, а кто догадается, какие сказочные мечты сбылись?
- А как назвать одним словом ракету и самолёт? ( летательные аппараты,
Транспорт )2.Работа над новым материалом
1).Азбука с. 56.
Что изображено на рисунке?
- Какие летательные аппараты вы можете назвать? ( аэроплан, вертолёт, самолёт, истребитель, воздушный шар) Кому приходилось летать на самолёте? Что вы видели из иллюминатора самолёта? Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы управлять самолётом? Тем более, что мальчики - наши будущие защитники, и им пригодятся знания в армии. Молодцы!
2.) Чтение стихотворения на с. 56( хоровое)
Какие непонятные слова встретились?
Кто знает, что такое метеорит?( мнения детей)
Какай же совет даёт нам автор?
Словарная работа
Метеорит - космическое тело
Вселенная - вся система мироздания, весь мир.
Выразительно читает ---------------------------
Дети, посмотрите на рисунок на с.57.Что изобразил художник?
Чтение стихотворения цепочкой.
- О какой планете упоминает Я.Аким?
Кто находится в ракете?
А как же зовут человека, который дал возможность увидеть нашу планету такой красивой? ( ответы детей)
Чтение на доске: Ю. А. Гагарин
-Ребята. А сейчас я вам загадаю загадку о явлении, которое мы можем наблюдать только на Земле.
3.) На доске написано предложение:
Никто его не видел, а всякий слыхивал.
- Что это? (эхо)
Кто из вас слышал эхо? Можно как-то нарисовать эхо?
За рекой, то тут, то там,
Кто-то бродит по кустам.
-Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: «Ты»
Слышится таинственный приглушённый отзвук твоего голоса. Звук возвращается, когда на его пути встречается препятствие: гора или густой лес.
4.) Цель урока
-Ребята, кто же догадался, с каким звуком мы будем работать? Чему будем учиться?
- А раньше мы встречались с этим звуком? В каких случаях?
Звуко- буквенный анализ слова эхо, составление схемы.
5.) Буква э.
Буква э – гласная или согласная? Почему?
6.) Чтение слов с буквой э.
алоэ эму ракета
каноэ эскимо комета
статуэтки экипаж космос
аэроплан эскимос
аэробус экран


-В каких словах слышится звук э, а пишется буква е?
Составление предложения со словами: аэробус, экипаж
3.Закрепление изученного1.)С.59 рассказ « Поиграем в эхо»
а) чтение цепочкой;
б) беседа:
- Где можно услышать эхо?
- Что отвечало эхо ребятам?
в) чтение: мальчики-девочки
Физкультминутка
Будь внимателен!
Если услышите имена собственные, то встаём, неживые предметы –приседаем. Итак, начали!
Эклер, Элла, эдельвейс, экскаватор, Эмма, экзамен, Элеонора, электрик, Эдуард
Молодцы!
- Дети, мы с вами сегодня работали со строчной буквой э, а теперь посмотрите на доску. Прочитайте слова . Теперь работает заглавная Э.
2.)Чтение слов:
Энштейн Эдуард Успенский
Эдвард Григ Эмма Мошковская
Вам знакомы эти фамилии? А вы знаете деревню Простоквашино? Конечно! Автор этой книги Эдуард…Успенский!
А на уроках музыки вы знакомитесь с композиторами И вот один из низ- Эдвард…Григ. И с Эммой Мошковской вы встречались. Она пишет замечательные стихи. А на уроках физики вас будет ждать Альберт Энштейн.
_ Обо всех этих людях можно узнать в книге обо всём на свете.
Давайте отгадаем слово!
Есть подсказки ------------энциклопедия.( На доске запись с пустыми клеточками)
4.)Чтение текста отдельными учениками. ( раздаю для всех)
Энциклопедия - это книга-справочник. Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке, о животных, о растениях, истории, о звёздах, планетах. Энциклопедии – кладовые знаний.
- А сегодня мы могли бы воспользоваться энциклопедией?
Всего знать невозможно, но надо стремиться быть умным, знающим человеком. У нас в классе есть энциклопедия для начинающих.
-Посмотрим, какие же слова на букву Э можно найти.( вызываю одного человека) Эрмитаж. Кто слышал это слово?
(Рассказываю, какую информацию можно найти.)
- Мы должны научиться находить ответы на вопросы в книгах. И наша память будет хранить всё больше информации.
- А человека , у которого большой запас знаний называют эрудит. Как вы думаете, какому человеку будет легче учиться в учебном заведении: тому, кто не любит читать или тому, кто дружит с книгой? На телевидении есть передачи для детей и взрослых, которые хотят владеть знаниями: « Умники и умницы», « Что? Где? Когда?»
Итог урока
- А теперь проверим нашу память!
Мы повторили…(изученные гласные, звуки всегда твёрдые, всегда мягкие, как обозначить мягкость предшествующего согласного)
Мы учились(читать слова с Э, пользоваться справочником
Мы узнали…( новую букву, новые слова, имена учёного, композиторов, писателей, название музея)
Мы познакомились…( с энциклопедией)
- Молодцы! Ребята, а каким словом можно наш класс назвать (выбирают слово экипаж) Молодцы. Наш экипаж сегодня работал хорошо!