Программа Священно-библейская история по дополнительному образованию
Утверждаю
___________________
Директор ВШ
Храма Рождества Христова
с. Иловай - Рождественское
Мещерякова Екатерина Юрьевна
«__»____________ 2015 год
Рабочая программа
вероучительного предмета
«Священная библейская история»
(начальная ступень)
1-й и 2-й год обучения
п. Первомайский
Пояснительная записка
Программа по курсу «Священная библейская история» разработана на основе стандарта учебно – воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной церкви (2012г) для учащихся Воскресных школ возраста 7-11 лет начальной ступени.
Изучение курса «Священная библейская история» направлено на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников, которое возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, способствующего решению задач православного образования и воспитания.
Рассчитана программа на два года обучения в объѐме 56 часов. Данный курс делится на две равные по количеству часов части. Первая – «Ветхий Завет» в объѐме 28 часов (по одному учебному часу в неделю для первого года обучения); вторая – «Новый Завет» также 28 уроков (по одному учебному часу в неделю для второго года обучения). Священная История Ветхого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое – историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя.
Изучение курса «Закон Божий» «Священная библейская история» направлено на достижение следующих целей и задач:
Цели курса: формирование у учащихся осознанного понимания основ православной веры, мотивация к осознанному нравственному поведению на основе канонов православной веры на примерах Священных Библейских историй Ветхого и Нового Завета.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
- дать знания о важнейших событиях священной библейской истории и о нравственном духовном законе;
- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
- формировать ценностные жизненные ориентиры;
- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Священная История прежде всего представляет собою историю развития Богопознания в человечестве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уяснения их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические сведения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Поэтому Священная История является предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоучения.
Программа основывается на принципах православной педагогики и христианской антропологии. Сочетает в себе теоретические знания с религиозным опытом, участие воспитанников с преподавателем в богослужениях, в церковных таинствах, тем самым даёт учащимся понять, что «Закон Божий» есть сама жизнь.
Чтобы занятия достигали поставленных целей, проводить их следует в форме бесед. Свободный разговор с ребятами позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Таким образом, получается не только "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Главная задача преподавания – воспитательная, а не обучающая. Применение наглядных пособий на занятиях весьма желательно. Фото - и видео материалы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, конечно же, иконы помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Важно помнить, что у каждого вида наглядных пособий есть своя специфика употребления. Важным элементом урока может стать прослушивание фрагментов церковной музыки и пения, знакомство детей с образцами церковной архитектуры и живописи.
Формы занятий могут быть и игровые, творческие, экскурсии, выезды, индивидуальные, совместные с родителями. Различные формы занятия помогут детям осознать христианские добродетели, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы, помогать в храме.
При изучении курса «Священная библейская история» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания.
Предметные:
знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
осознанное участие в Таинствах исповеди и причащения;
осознание того, что все мы – чада Божии, что жизнь каждого человека имеет ценность пред очами Божиими;
осознание того, какой ценой совершено спасение человека.
Личностные:
систематическое ориентирование на добро, воспитание желания и стремления к добру;
выявление и осознание собственных греховных поступков;
использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни;
обеспечение готовности к дальнейшему православному образованию.
Учебно-тематический план
вероучительного предмета «Священная Библейская История»
1 – й год обучения
«Ветхий Завет»
№ п/пНазвание темы Количество часов, отведенное на изучение темы Теоретических Практических
1 Введение в библейскую историю. 1 1 (объяснение материала) 2-4 О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. 3 2 (объяснение материала) 1 (экскурсия в парк)
5-6 Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство 2 2 (объяснение материала) 7-12 История Шестоднева.
6 3 (объяснение материала) 3 (рисование рисунков о днях сотворения видимого мира и составление презентаций)
13 Как Бог сотворил первых людей. 1 1 (объяснение материала) 14-15 Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. 2 1,5 (объяснение материала) 0,5 (создание дерева добра)
16-17 Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа 2 1,5 (объяснение материала) 0,5 (лепка ковчега)
18 Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников 1 1 (объяснение материала) 19 Бог заключает завет с Авраамом. 1 1 (объяснение материала) 20 Ветхозаветные патриархи. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (создание презентации)
21-22 История Иосифа.
2 1 (объяснение материала) 1 (создание презентации)
23-24 Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. 2 2 (объяснение материала) 25 Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (рисование рисунков)
26-27 Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай. 2 1 (объяснение материала) 1 (создание презентации)
28 Итоговое занятие 1 1(защита творческих работ)
28 19 9
2 – й год обучения
«Новый Завет»
№ п/пНазвание темы Количество часов, отведенное на изучение темы Теоретических Практических
1 Введение. Общее понятие о Священной Библейской Истории. Новый Завет 1 1 (объяснение материала) 2 Рождество Пресвятой Девы Марии. 1 1 (объяснение материала) 3 Введение Богородицы во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (создание презентации)
4 Рождение Святого Иоанна Предтечи. 1 1 (объяснение материала) 5 Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (рисование рисунков)
6 Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
1 1 (объяснение материала) 7 Первое чудо в Канне Галилейской.
1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (рисование рисунков)
8 Нагорная проповедь.
1 1 (объяснение материала) 9-10 Заповеди блаженства. 2 1 (объяснение материала) 1 (создание презентации)
11 Воскрешение сына Наинской вдовы.
1 1 (объяснение материала) 12 Воскрешение дочери Иаира. 1 1 (объяснение материала) 13 Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.
1 1 (объяснение материала) 14 Избрание апостолов.
1 1 (объяснение материала) 15 Исцеление дочери хананеянки.
1 1 (объяснение материала) 16 Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях.
1 1 (объяснение материала) 17 Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. 1 0,5 (просмотр притч) 0,5 (рисование рисунков)
18 Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. 1 0,5 (просмотр притч) 0,5 (рисование рисунков)
19 Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах.
1 0,5 (просмотр притч) 0,5 (рисование рисунков)
20 Преображение Господне. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (рисование рисунков)
21 Воскрешение Лазаря. 1 1 (объяснение материала) 22 Вход Господень в Иерусалим. 1 0,5 (объяснение материала) 0,5 (рисование рисунков)
23 Предательство Иуды и Тайная вечеря. 1 1 (объяснение материала) 24 Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. 1 1 (объяснение материала) 25-26 Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. 2 1 (объяснение материала) 1 (создание презентации)
27 Вознесение Господне. 1 1 (объяснение материала) 28 Итоговое занятие 1 1 (защита творческих работ)
28 21 7
Основное содержание программы
вероучительного предмета
«Священная библейская история» (56 часов)
Ветхий Завет (28 часов)
Введение в библейскую историю (1час)
Теория. Общее понятие о Священной Библейской Истории.
Наглядная часть. Презентация и показ мультфильма из историй Ветхого Завета.
О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире (3 часа)
Теория. Понятие о Троице. Бог – Творец мира.
Наглядная часть. Просмотр отрывка научного фильма о творении мира. Практическая часть. Экскурсия в парк.
Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство (2 часа)
Теория. Сотворение неба и устроение ангельского мира. Жизнь ангелов.
Наглядная часть. Просмотр отрывка фильма «Чудеса и явления Архангела Михаила»
История Шестоднева (6 часов)
Теория. Первый день творения. Второй день творения. Третий день творения. Четвертый день творения. Пятый день творения. Шестой день творения.
Наглядная часть. Просмотр мультфильма «Шестоднев (Сотворение мира)»
Практическая часть. Рисование рисунков о днях творения и о сотворении человека. Создание презентации.
Как Бог сотворил первых людей (1час)
Теория. Создание человека.
Наглядная часть. Сотворение первых людей. День Седьмой. Книга Бытие, глава 2. Мультипликация.
Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель (2 часа)
Теория. Повествование Библии о грехе и непослушании. Последствия грехопадения прародителей. Авель и Каин: жизнеописание.
Практическая часть. Создание дерева добра.
Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа (2 часа)
Теория. Всемирный потоп. Ноев ковчег. Потомство Ноя.Наглядная часть. Просмотр фильма «Жизнь Ноя и его детей после Потопа»
Практическая часть. Лепка ковчега.
Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников (1час)
Теория. Жизнеописание Авраама. Явления Бога Аврааму: библейское описание.
Бог заключает завет с Авраамом (1час)
Теория. Завет Божий и праведник Авраам.
Ветхозаветные патриархи (1час)
Теория. Патриархи - благочестивые родоначальники народа Божия.
Практическая часть. Создание презентации «Ветхозаветные патриархи»
История Иосифа (2 часа)
Теория. История Иосифа Прекрасного
Наглядная часть. Просмотр отрывка из мультфильма «Великие Библейские герои и истории: Иосиф и его разноцветный плащ».
Практическая часть. Создание презентации.
Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского (2 часа)
Теория. Египетское рабство. Легенды о Моисее.
Наглядная часть. Просмотр отрывка из мультфильма «Великие Библейские герои и истории: История Моисея»
Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев через Чермное море (1час)
Теория. Пасха и исход евреев из Египта.
Наглядная часть. Просмотр отрывка фильма «Переход евреев через Чермное море и другие чудеса»
Практическая часть. Рисование рисунков.
14-15. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай (2 часа)
Теория. Сорокалетнее странствование по пустыне. Дарование Синайского Закона.
Наглядная часть. Просмотр отрывка из мультфильма «Моисей. На пути в землю обетованную» Практическая часть. Создание презентации.
Итоговое занятие (1 час)
Практическая часть. Представление презентаций и проектов изученного материала из Ветхого Завета.
Новый Завет (28 часов)
Введение. Общее понятие о Священной Библейской Истории. Новый Завет (1 час)
Теория. Новый Завет– священная книга христианства.
Наглядная часть. Презентация и показ мультфильма из историй Нового Завета.
Рождество Пресвятой Девы Марии (1 час)
Теория. Рождество Пресвятой Богородицы.
Наглядная часть. Просмотр фильма «Рождество Пресвятой Богородицы». Видео «Молитва Пресвятой Богородице»
Введение Богородицы во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы (1 час)
Теория. Житийные сказания о Рождестве и Введении во храм Пресвятой Богородицы. Мария и праведная Елизавета.
Наглядная часть. Фильм о празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Практическая часть. Создание презентации.
Рождение Святого Иоанна Предтечи (1 час)
Теория. Житие пророка крестителя Иоанна Предтечи.
Наглядная часть. Презентация "Рождение Иоанна Предтечи»
Рождество Господа нашего Иисуса Христа (1 час)
Теория. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Наглядная часть. Мультфильм о Рождестве Христовом.
Практическая часть. Рассуждение о подарках волхвов Младенцу Иисусу Христу. Рисование рисунков.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа (1 час)
Теория. Сретение Господне.
Наглядная часть. Мульткалендарь — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.
Первое чудо в Канне Галилейской (1 час)
Теория. Первое чудо Иисуса Христа.
Наглядная часть. Просмотр «Первое чудо Иисуса Христа»
Практическая часть. Рисование рисунков.
Нагорная проповедь (1 час)
Теория. Проповедь Ииcyca Христа, в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета.
Наглядная часть. Просмотр фильма «Нагорная проповедь»
Заповеди блаженства (2 часа)
Теория. Заповеди блаженства, данные нам Спасителем.
Наглядная часть. Просмотр фильма- молитвы «Заповеди Блаженства»
Практическая часть. Создание презентации.
Воскрешение сына Наинской вдовы (1 час)
Теория. Воскрешение сына вдовы Наинской - чудо, совершенное Иисусом Христом.
Наглядная часть. Просмотр фильма о воскрешении сына наинской вдовы.
Воскрешение дочери Иаира (1 час)
Теория. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира.
Наглядная часть. Рассматривание и обсуждение картин художников «Воскрешение дочери Иаира»
Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами (1 час)
Теория. Насыщение множества народа — два отдельных чуда, сотворенных Иисусом Христом.
Наглядная часть. Просмотр фильма «О чуде насыщения Иисусом Христом пяти тысяч людей пятью хлебами...»
Избрание апостолов (1 час)
Теория. Избрание двенадцати апостолов. Апостолы Христовы. Собор двенадцати апостолов
Наглядная часть. Просмотр фильма «Закон Божий "Святые люди. Апостолы"
Исцеление дочери хананеянки (1 час)
Теория. Заочное исцеление Спасителем дочери хананеянки.
Наглядная часть. Просмотр фильма «Толкование Евангелия Путешествие в пределы Тирские и Сидонские. Исцеление дочери язычницы»
Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях (1 час)
Теория. Заповеди - основа христианской морали и самого христианского вероучения.
Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее (1 час)
Наглядная часть. Просмотр притч.
Практическая часть. Рисование рисунков.
Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике (1 час)
Наглядная часть. Просмотр притч.
Практическая часть. Рисование рисунков.
Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах (1 час)
Наглядная часть. Просмотр притч.
Практическая часть. Рисование рисунков.
Преображение Господне (1 час)
Теория. Преображение Господне — таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа.
Наглядная часть. "Яблочный Спас" мультфильм
Практическая часть. Рисование рисунков.
Воскрешение Лазаря (1 час)
Теория. Лазарь из Вифании. Воскрешение праведного Лазаря.
Наглядная часть. Просмотр мультфильма «Истории для детей. Воскрешение Лазаря»
Вход Господень в Иерусалим (1 час)
Теория. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви.
Наглядная часть. Просмотр отрывка из фильма о праздниках Православной Церкви. Вход Господень в Иерусалим.
Практическая часть. Рисование рисунков.
Предательство Иуды и Тайная вечеря (1 час)
Теория. Тайны Страстной Седмицы. Тайная Вечеря, предательство и отречение.
Наглядная часть. Картины великих художников на тему «Тайная Вечеря».
Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа (1 час)
Теория. Святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа.
Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском (2 часа)
Теория. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
Наглядная часть. Просмотр фильма «Явления воскресшего Иисуса Христа»
Практическая часть. Создание презентации.
Вознесение Господне (1 час)
Теория. Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение) — событие новозаветной истории.
Наглядная часть. Просмотр фильма «Православная азбука - Вознесение Господне»
Итоговое занятие (1 час)
Практическая часть. Представление презентаций и проектов изученного материала из Нового Завета.
Информационное и материально-техническое
обеспечение учебно-воспитательного процесса
Для успешного преподавания курса необходимы определенные условия:
наличие учебного кабинета, учебной доски;
наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор;
наличие учебных пособий: иллюстрированный материал, раздаточный материал;
видеозаписи, диски.
Учебная литература для педагога
Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории РФ. 2012 г.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское Библейское Общество, Москва, 2000.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь) «Священная библейская история».
Толкование Евангелия. Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. – М.: Оранта, 2009.
Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009.
Святое Евангелие с толкованием святых отцов. Религиозное издание. ООО «Синтагма», М., 2010.
Краткое изложение Ветхого Завета: Ветхозаветные сотницы / Сост. Н.С. Посадский. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014.
Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ruИнтернет ресурсы: «Светочъ» : http://www.svetoch-opk.ru/Школа Радости сайт Спасо-Парголовского храма http://happy-school.ru/
С.С Куломзина «Священная история в рассказах для детей» http://azbyka.ru
Учебная литература для воспитанников
Библия в рассказах для детей. - Издательский совет РПЦ, 2006.
Детям о Православной вере, издание 2-е, части I- IV. – СПб.: изд-во «Смирение», 2008
Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997
Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1994.
Литература для родителей
Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд.6-е, 2012.
Закон Божий. Основы Православной веры в изложении для детей. Сост. С. Куломзина. "Паломник", Москва.
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. том 1. Беседы на Шестоднев. М., 1845-репринт М., 1991.
Протоиерей Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Пер. с сербского. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
Форма контроля и оценки достижений воспитанников
Формами контроля и оценки достижений в изучении курса Священная библейская история могут быть: наблюдение со стороны педагога, проведение викторин, конкурсов, выставок рисунков, собеседование, тестирование, защита представленных творческих работ (презентаций, проектов). Приоритетную роль в оценке промежуточных и итоговых результатов по вероучительному предмету "Священная библейская история" выполняют такие формы контроля и оценки, как собеседование, тестирование, защита представленных творческих работ (презентаций, проектов). Особое внимание следует уделить участию детей в самостоятельной творческой, познавательной деятельности: различные конкурсы, олимпиады, викторины. Это является свободной творческой формой контроля и дает положительные результаты.