Проект по разработке и реализации техники звучащего слова (с учётом особенностей детского голосообразования).


Проектпо разработке и реализации техники звучащего слова(с учётом особенностей детского голосообразования). Данный проект направлен на сохранение традиционных нравственно-эстетических устоев, традиций, присущих нашей культуре, воспитание бескорыстного служения любимому делу, чувства коллективизма. Современный ученик должен быть направлен на гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, на высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующее поведение по отношению к другим людям и ко всему творению. В раздел предмета «Сценическая речь» «Техника звучащего слова» входит работа над голосом и словом: формирование речевых навыков, развитие и постановка голоса. В процессе обучения учащиеся должны овладеть сценическим словом ;мастерством художественного чтения ;знать формы и жанры художественного слова. Цель проекта: способствовать формированию речевых навыков элементами техники речевого действия через сценический образ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: овладеть сценическим словом (развить, обогатить речь обучающихся с помощью «образа действия» - любое техническое задание по голосу подчинять действию); сделать голосо-речевой аппарат воплощения послушным инструментом, способным передавать внутреннюю жизнь «человека-роли» (довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетическая (дыхательные мышцы), генераторная (гортань с голосовыми связками), резонаторная (точки, усиливающие звучание голоса); воспитать навык слышать, контролировать, воспринимать свою и чужую речь. Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах. В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки (голосо-речевой тренинг) Приступать к работе над развитием навыков звучащего слова нужно только после того, как сам поймешь, познаешь, проверишь на себе предложенные приемы тренинга, поскольку функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего слова со сцены, быть выразителем мысли, быть проводником чувств. Исследование «Игра как метод обучения». В исследовательской работе принимали участие учащиеся среднего звена.Цель исследования: формировать речевые навыки через сценический образ.Задание: любое техническое упражнение по голосу через образ подчинять действию, то есть речевое действие должно быть направлено на результат (проще говоря, превратить простое словоговорение в словодействие). Результаты исследования: свобода звучащего слова, индивидуальный тембр, дикционная четкость, культура речи, богатство интонирования, мышечная свобода, позовая активность, захват и удерживание внимания, видения и отношения к ним, художественная перспектива, слышимое, понимаемое, воздействующее звучащее слово. В звучащей речи чувствуется правильное дыхание, легкость и гибкость в звучании голоса, умелый переход из одного регистра в другой диапазон голоса, сила голоса, его тембр, ровность и устойчивость голоса. Вывод обучающихся: Использование системы речевого действия приводит учащегося к выводу о том, что сегодня владение искусством убеждать является средством для решения своих образовательных задач, достижения собственных образовательных результатов. И этому способствует даже не столько использование самой системы, сколько желание человека - быть успешным. Продуктом данного проекта  является:технология по формированию речевых навыков элементами техники речевого действия; комплекс упражнений - тренинг по формированию речи: «Испорченный телевизор». Инновационный педагогический опыт распространен через: городской семинар-практикум по теме «Литературная композиция и ее монтаж» для педагогов дополнительного образования театрального искусства и педагогов-филологов города, где были затронуты вопросы по теме «Техника звучащего слова»; городской мастер-класс по теме «Техника звучащего слова» для педагогов дополнительного образования театрального искусства. Научно-практическая значимость проектасобранный и обобщенный материал доступен автору-разработчику данного проекта. в школе: от простого урока до спектакля; Материалы опыта могут быть использованы: Материалы опыта могут быть использованы: на спецкурсах и мастер-классах для руководителей детских любительских коллективов, курсах для аспирантов драматических факультетов, учтены при разработке методических пособий и учебников для актерских и режиссерских классов ВУЗов, готовящих кадры для работы с любителями, и гуманитарных факультетов высшей школы иного профиля (педагогических, юридических, медицинских, радио и телевидения, военных и т. д., там, где предполагаются публичные выступления). в жизни: коммуникативность (воздействие, убеждение).вместе с тем данный проект может оказать весомую помощь всем энтузиастам любительского театра в повседневной школьной и сценической практике. Материалы опыта могут быть использованы: Этапы разработки и реализации проекта: 1 этап. Диагностический.2 этап. Формирование ресурсной базы:- нормативно – правовое обеспечение,- организационно – педагогические ресурсы,- программно – методическое оснащение,- материально – техническое обеспечение,- финансирование проекта.3 этап. Работа по привлечению социальных партнеров.4 этап. Непосредственная реализация программы.5 этап. Формирование базы методических и дидактических материалов.6 этап. Мониторинг результатов. Организационно проект разбит на три части: теоретическую, практическую проектную. В теоретическом разделе учащиеся знакомятся с основными правилами и приемами сценической речи, нормами произношения современного русского языка. Во время практических занятий учащиеся работают над формированием и развитием речевых навыков звучащего слова. Использование системы по формированию речевых навыков способствует формированию следующих умений: 1) умение владеть словом; 2) умение быть слышимым;3) умение быть выразителем мысли; 4) умение быть проводником чувств;5) умение перевоплощаться; Использование системы по формированию речевых навыков способствует формированию следующих умений: 6) умение  действовать в образах и страстях;7) умение быть органичным;8) учение читать в читаемом; 9) умение наблюдать; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Непрерывный процесс развития речевых навыков Однажды начав работу над речью, ее не прекращают всю жизнь, если хотите овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы «.. голос, речь и интонация оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем». Непрерывный процесс развития речевых навыков Навыки при работе над речью и голосом являются не только предметными, но и надпредметными. Это помогает обучающимся работать в режиме проектной, исследовательской деятельности на любом из школьных предметов, участвовать в различных фестивалях и конкурсах, тем самым формировать свое портфолио достижений. МБОУ СОШ №24 театральная студия «Ностальгия» Руководитель студии: режиссер театрального коллектива педагог дополнительного образования высшей категории Жернакова Светлана Юрьевна