Программа воспитания и социализации «Мы вместе»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Рассмотрено»
Методическое объединение учителей
Протокол №____
от« » августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______/С.В.Демидова./ « » августа 2016г.
«Утверждено»
Директор
___________/Н.В.Порядина/
Приказ №
от « » августа 2016г.
Программа воспитания и социализации
«Мы вместе»
для обучающихся 5-7 классов
ФИО классного руководителя: Афонасьева Надежда Валентиновна
2016 – 2017 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы Школьная программа воспитания и социализации «Мы вместе»
Цель программы
Формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Основные задачи В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
В области формирования социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Сроки реализации 2015-2017 г.г.
Ожидаемые конечные результаты Могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), программы воспитания и социализации школы.
В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы общего образования.
Программа содержит теоретические положения и рекомендации по организации школьной жизни и развития школьника.
Уклад школьной жизни, интегрирован в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом, образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования строится на основе базовых национальных ценностей российского общества(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество)
Программа направлена на:
развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России,освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
формирование экологической культуры.
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся
Цель:
- развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Ценностные ориентиры программы:
воспитание и социализация обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся.
Основными направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:
обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности);
включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации ,формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;овладение способами и приемами поиска информации
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей
формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе(формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира,
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
(по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
Развитие гуманитарной культуры личности (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания). «Человеческое в Человеке»
Ценностные основы: принятие обучающимися ценности Человека и человечности; уважение достоинства другого человека, равноправие, нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека,
Содержание:
сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
любовь к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Виды деятельности Формы занятий
Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед;
- формирование «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;
Цикл классных часов «Основы этической культуры».
Игровое занятие по теме: «Доброта что солнце».
. «Дни духовности и культуры» (предполагают встречи с интересными людьми, радиопередачи, телепередачи).
Викторина “Можно — нельзя?”.
. декабрь Проект «Крещенские чтения»
февраль Проект «Неделя патриотической песни»
Проект "Добрые обычаи" в православных традициях и праздниках;
5-9 кл.-участие в районных патриотических, социальных акциях, в акциях милосердия. («Подарок пожилому человеку», «Рождественский марафон», шефские концерты и т.д.)
Участие в общественно полезном труде (в помощь школе, селу, родному краю)
Акция «Кормушка»
Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
Цикл бесед «Не попробовав никто, не знает, на что он способен».
Соц. проект «Школьный двор».
Экологическая акция «Посади дерево»
Викторина «Отгадай профессию!»
Участие в акции «Чистый двор». Соц. Партнер МО «Поедугинское поселение»
Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе.
. Проект «Мой домашний питомец»
. Шефство над памятником около ДК.
Акция «Мы с тобою солдат»
Концерт для жителей села «День пожилого человека»
Общение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях
Цикл тематические классных часов: «Как правильно общаться».
. Цикл бесед «Как слово наше отзовётся»
Диспут на тему « Что в моём понимании дружба?»
Тренинги по психологии и коммуникативности;
Участие в спортивных соревнованиях школы, района.
Участие в конференциях, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Коллективные поездки в музеи и т.д.
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов
Тематические классные часы «Семья и семейные ценности».
. Цикл спортивных игр «Мама, папа и я –спортивная семья»
Викторина «Профессии родителей».
Стенгазеты к 8 марта, ко «Дню матери», к «Дню защитника отечества»
Праздничный концерт к 8 марта.
.
. Организация экскурсионных поездок совместно с родителями.
5-9 кл. Участие в школьных и районных родительских собраниях.
Участие в праздничных мероприятиях посвященных «Дню матери», «8 марта», «День защитника отечества» и др.
          
Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.
Игра-рефлексия «Мой внутренний мир-строительство мировоззрения».
Результаты:
ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Моя Родина – Россия»
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.
Содержание:
общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Виды деятельности и формы занятий
Виды деятельности Формы занятий
Изучение Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей граждан России, политического устройства Российского государства, его институтов, их роли в жизни общества, символов государства Цикл бесед «Государственная символики России»
Циклы классных часов «Я-гражданин России», «Я-человек и личность»
Классный час «Кодекс школьника», «Школьная символика»
Неделя правовых знаний (ноябрь)
Сюжетно-ролевая игра «Живи по совести, знай и уважай закон.»
«Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»- конкурсная игра, посвященная 23 февраля.
День памяти»-9 мая.
Общешкольный проект «Лучший класс года»
– ежегодное участие в школьных, районных, всероссийских конкурсах.
.
Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина .-Цикл бесед «Жизнь замечательных людей»
Цикл классных часов «Патриотизм- источник духовных сил воина».
День памяти. «Мы внуки страны, победившей фашизм». 9 мая
Уроки мужества. « В жизни всегда есть место подвигу».
Проект «Напиши письмо ветерану»
Участие в церемонии «Вахта памяти» ко Дню Победы.
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России Цикл бесед «Уроки народной культуры».
– Цикл классных часов «Народная художественная культура марийского народа».
Празднование «Масленицы» (Уярня), «Праздник марийской письменности» ( Марий Тиште Кече – 10 декабря), «Праздник цветов» (Пеледышпайрем -14 июня)»
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников Цикл классных часов « Поклонимся великим тем годам.»
5-9 кл. Работа кинозала. Цикл «Если бы их увидеть, или полчаса с великими»
. Праздничные новогодние представления.
5-6кл.- «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»- конкурсная игра, посвященная 23 февраля.
«Вам женщины посвящается…» праздничный концерт к 8 марта
Игра-викторина «Знай и люби свой край»
Праздничный концерт ко Дню Победы. Встречи с ветеранами.
1 сентября- Всероссийский праздник «День знаний».
Всемирный день учителя 5 октября. Праздничный концерт ко Дню учителя.
27 октября Международный день школьных библиотек.
. Всероссийский день библиотек. Выставка книг «Имею право знать всё!»
Урок –презентация «О! Книга…ты чудо!"»
кл. 4 ноября День народного единства.
. Международный день толерантности (16 ноября)
30 ноября День матери
Участие в районных акциях, посвященных памятным датам
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими Цикл бесед «Они отстояли победу»
День памяти «Весна 45-ого»
Организация праздничных концертов к памятным датам воинской славы.
Внешкольная деятельность
. концерты
участие в акции «Мы с тобою солдат!»
Встречи с ветеранами .Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России Организация и проведение национально-культурных праздников.
. Циклы бесед бесед по Этнокалендарю.
. Цикл классных часов « Толерантность- путь к миру»
. Проект «История национального костюма»
Внешкольная деятельность
. Празднование «Масленица»
Цикл музейных экскурсий « Этнография и история народов России»
.-участие в районных акциях, играх ,круглых столах. по плану РОО)
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма Результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
знание национальных героев и важнейших событий истории России;
знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
«Мой Пермский край»
Ценностные основы: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
Содержание:
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Виды деятельности Формы занятий
Участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
. Участие в социальном проекте «Наш школьный двор», «Чистый двор»
Формирование кружков, клубов, объединений, секций по интересам.
Цикл классных часов «Профилактика   правонарушений несовершеннолетних»             
праздничный концерт «Учитель, перед именем твоим…»
Цикл игр «Весёлый перекрёсток».
. Новогодние представления.
. Конкурсная программа «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»
Праздничная церемония награждения « За честь школы»
Неделя правовых знаний.
5-6 кл. Деловая игра «Права детей - забота государства».
Участие в школьном самоуправлении: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.
. Активы классных коллективов.
. Дискуссия «А что такое право?»
. День Самоуправления.
Овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека
. Цикл бесед «Познай себя»

Овладение навыками работы с информацией . Цикл кл. часов « Мир моих увлечений»
Дискуссии «Виртуальный мир Интернета»
Разработка и участие в социальных проектах.
Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов. Концерт для ветеранов ВОВ, посвящённый Дню Победы.
Участие в соц. проекте «Чистый двор»
Соц. проект «Путешествие в страну здоровья».
«Страна моего детства» Оформление территории школы цветами и декоративными кустарниками.
Результаты:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. «Труд есть жизнь человека»
Ценностные основы: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии
Содержание:
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности,
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
Виды деятельности Формы занятий
Развитие культуры учебной деятельности учащегося (Образование – труд для себя и для других).
Осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности в
виде применения на практике полученных знаний и умений.
Участие в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов.
Общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
Обретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
2.Внеурочная деятельность
Конкурс фотографий:«Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека» (Вольтер).
Беседы «Истинное сокровище для людей – умение трудиться» (Эзоп),
Обучение творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников.
Работа по созданию исследовательских проектов.
. Малая научная конференция.
Результаты:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
понимание нравственных основ образования;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
начальный опыт участия в общественно значимых делах;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Ценностные основы: : жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой
Содержание:
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Виды деятельности Формы занятий
Получение представлений о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья;
пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни
. Цикл бесед «Витамины вокруг нас».
Проект «Клуб интересных встреч».  (В организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).
Викторина «Здоровье – дороже золота» (У. Шекспир).
Цикл пешеходных экскурсий « По безопасному маршруту…».
Конкурс рисунков «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
. Участие в экологической акции «Вторая жизнь ненужных вещей»
Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, обучение грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных.
Проведение школьного экологического мониторинга, включающего
• систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища;
• мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте;
• выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения;
• разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.).
Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся
. Игра «Путешествие по экологической тропе»
Предметная неделя экологии и естествознания.
. Игра «Экологический бумеранг» ко «Дню птиц».
Цикл бесед «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин).
. Конкурс фотографий и рисунков «У природы нет плохой погоды».
. Игра «Путешествие по экологической тропе»
. Ведение краеведческой, поисковой, экологической работы.
Участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю.
Краеведческая, поисковая, экологическую работа
Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов.
Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.
Ведение дневников экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.
Экскурсионная экологическая экспедиция «Диалог с природой»
. Проект «Сохраним природу родного края»
Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха и контроль их выполнение в различных формах мониторинга.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
. Цикл бесед «Для чего нужен режим дня».
.Просмотр видиофильмов о соблюдении режима дня.
Тематические классные часы: «Утренняя гимнастика», «Как правильно выбрать программу физического развития», «Что такое здоровый образ жизни», «В здоровом теле здоровый дух», «Личная гигиена», «Осторожно на воде».
«Лыжня России»
Получение представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др.
.Тематические классные часы «Управляй своим поведением», «Профилактика стресса», «Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье» и др.
. Цикл бесед «Здоровье-ценность человека»
Работа кинозала. Просмотр видиофильмов о факторах, вызывающих позитивные и негативные эмоции, и их влиянии на здоровье.
Создание «Паспорта здоровья».
. Интеллектуальная игра о физической культуре, спорте «Что? Где? Когда?».
Учебно-исследовательская и просветительская работа по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.
Результаты:
ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологи-ческого состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание. «Как прекрасен этот мир»
Ценностные основы: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности
Содержание:
• формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
Виды деятельности Формы занятий
Получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России
Развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса – желание и готовность к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности.
Развитие творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.
. Классный час «Только тогда очищается чувство, когда соприкасается с красотой» (Ф.М. Достоевский).
Цикл бесед «Культура России»
Игра «День знатоков истории родного края»
. Игра-путешествие «Город мастеров».
Оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка. Проект «Творим добро своими руками»
Результаты:
ценностное отношение к прекрасному;
понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
представление об искусстве народов России;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Формы индивидуальной и групповой организации
профессиональной ориентации обучающихся.
Программа профессиональной ориентации обучающихся
«Выбор профессии»
Содержанием программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования направлено на развитие способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
Программа предполагает профессиональную ориентацию школьников и направлена на реализацию ранней предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. Расширение и углубление знаний молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях позволяет им более осознанно подойти к выбору профессии.
Цель:
создать систему мер, способствующих формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному определению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в стране и регионе.
Задачи:
способствовать всестороннему раскрытию личности учащегося как необходимому условию выбора будущей профессиональной деятельности;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомить их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, профпригодности и компенсации способностей; раскрыть риски ошибок в выборе профессии;
сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать умения планировать профессиональную карьеру.

Направления профориентационной деятельности
Профпросвещение и информирование – расширение представлений (учащихся, родителей, педагогов) о рынке труда, ознакомление с миром профессий, их содержанием, сведения о путях приобретения различных профессий.
Диагностика и консультирование как факторы формирования у подростков осознанного выбора профессии: установление и изучение признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии; оказание помощи в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии.
Взаимодействие с социальными партнерами – объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.
Профессиональный отбор и профессиональная адаптация: установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов; процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Этапы реализации программы и механизм ее реализации
Программа реализуется в три этапа, которые частично пересекаются друг с другом и реализуются не строго последовательно, а по мере появления индивидуальных показаний в отношении каждого учащегося осуществляется плавный переход от доминирования видов и форм деятельности, специфичных одному этапу к постепенному доминированию видов и форм деятельности, специфичных следующему этапу.
1 этап – овладение универсальными компетентностями, способствующими успешной профориентация.
Результатом первого этапа является формирование у учащихся универсальных компетентностей на материале учебных дисциплин в соответствии с образовательной программой; сформированность профессионально ориентированных знаний и умений
2 этап – этап «безопасной» пробы различных профессиональных ориентаций.
Это период развития профессионального самосознания — сформированности у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и их реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями по научным основам выбора профессии.
Результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся на втором этапе реализации программы должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. Роль педагогического сопровождения заключается не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании содержательных форм, которые будут предлагать «пробы» в различных профессиональных сферах деятельности человека. Универсальной формой могут быть различные школьные и внешкольные проекты социальной направленности, которые могут выводить учащихся на осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом.
3 этап – проектирование и реализации индивидуальных образовательных программ в соответствии с выбранной профессиональной направленностью.
Это период уточнения социально-профессионального статуса.
Результатом третьего этапа является способность обучающихся основной школы в соответствии с собственными замыслами проектировать индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении классного руководителя индивидуальные образовательные программы, а затем реализовывать их, отслеживать собственные результаты освоения программы, при необходимости корректировать их.
Переход от этапа к этапу реализации программы происходит индивидуально. Необходимость и своевременность перехода школьника от одного этапа к другому этапу программы профессиональной ориентации определяется рекомендациями классных руководителей, учителей-предметников.
Условных ориентиры продолжительности каждого этапа реализации программы профессиональной ориентации:1 этап – 1-3 года (5-7 классы); 2 этап - 3-4 года (6-9 классы); 3 этап – 1 год (9класс).

Содержание профориентационной работы в соответствии с этапами
5-7 классы: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; формирование представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Основными механизмами реализации программы являются:
организационное обеспечение возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками и в разновозрастных группах;
системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;
выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;
интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет), а также технологий работы с информацией в информационных сетях в структуру и содержание учебных занятий;
отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
создание текстов для самопрезентации;
анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.
Основные формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями):
Групповые формы: игра, тренинг, беседа, рассказ, анкетирование, тестирование, экскурсия, видеолекторий, сообщение, диспут, проект, олимпиада, конкурс и др.
Индивидуальныеформы: консультирование, беседа, анкетирование, тестирование, профессиональная проба, работа со СМИ, работа с Интернетом и др.
Ожидаемые результаты освоения программы профориентации
Реализация данной программы позволит:
расширить представления обучающихся о мире профессий,
повысить мотивацию молодых людей к труду;
оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Выпускник основной школы сможет:
устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации;
работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, перспективах его развития и потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
Содержание Программы по профориентации школьников «Выбор профессии»
Этапы и их характеристики
Содержание работы
по направлениям деятельности
способность умение знание Виды и формы деятельности
5-7 классы
Этап формирования профессионально ориентированных знаний и умений
Профпросвещение:
- расширение знаний о профессиях;
- освоение познавательного опыта к профессиональной деятельности;
- формирование представления о собственных интересах и возможностях.
Диагностика и консультирование:
- изучение индивидуальных возможностей и соотнесение их с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Взаимодействие с социальными партнерами:
- обретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Учебная деятельность
В рамках образовательных курсов занятия, связанные с профессиональной ориентацией, в соответствии с планом учителей-предметников.
Создание картотеки «Профессии с которыми знакомит предмет»
Внеклассная деятельность
Классные часы:
I. Самооценка и уровень притязаний.
5 класс. Кто я? (Образ «Я» и самооценка)
6 класс. Какой я? (Самооценка и уровень притязаний)
7 класс. Успех и уровень притязаний
II. Направленность личности.
5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо
6 класс. Мои недостатки и достоинства
7 класс. Свобода и ответственность
III. Эмоционально-волевая сфера.
5 класс. Я чувствую, значит, существую
6 класс. Укрощение эмоций.
Тест эмоций(тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
7 класс. Поведение в конфликтах
IV. Мыслительные способности.
5 класс. Внимание и память
6 класс. Тип мышления. «Опросник типа мышления» (Г. В. Резапкина)
7 класс. Интеллектуальный потенциал. Тест интеллектуального потенциала (методика П. Ржичан)
V. Профессиональные интересы и склонности.
5 класс. Интерес к профессии
6 класс. Профессиональные склонности. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
7 класс. Определение типа будущей профессии. «Определение типа будущей профессии» (методика Е. А. Климова в модификации Г. В. Резапкиной)
VI. Способности и профессиональная пригодность.
5 класс. Задатки и склонности. Как развивать способности
6 класс. Мыслитель или художник? Материалы: опросник «Мыслитель или художник».
7 класс. Технические способности
VII. Профессия и карьера.
5 класс. Что я знаю о профессиях
6 класс. Формула профессии
7 класс. Признаки профессии
VIII. Стратегия выбора профессии.
5 класс. Азы правильного выбора
6 класс. Ошибки в выборе профессии
7 урок. Планирование профессионального будущего.
Экскурсии на предприятия района.. 5-6 классы. Ролевая игра «Мир профессий»
Темы классных часов:
«Всякий труд надо уважать»
«Встречи с интересными людьми (профессионалами)»
7 класс. Конкурс газет «Выбор профессии»
7 класс. «Карта интересов».
7 класс. Беседа – дискуссия «Профессии важные и нужные».
Конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».
В школьной библиотеке:
Выставки книг, посвященных профессиям, востребованным в районе.
Беседы для учащихся «Кем быть», «В мире профессий».
Подборки газетных и журнальных статей, посвященных профессиональной ориентации обучающихся.
Библиотечный урок «В мире профессий», о новых профессиях.
Внешкольная деятельность
Занятие «Мир профессий: На страже закона». Встреча с сотрудниками милиции.
Проектные работы в группах «Профессии моих родителей»
Работа с родителями
Классные собрания по теме: «Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника»
Результат: сформированность профессионально ориентированных знаний и умений
Группа критериев, определяющих создание условий для формирования у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии.
№ ппНаименование показателя Индикаторы   Индикаторы  
Целевой ориентир Базовыйуровень
Удовлетворение потребности школьников  в  организации профориентационной работы (информированность, возможности выбора профиля, профессиональные пробы и пр.) Удовлетворение потребности родителей в  организации профориентационной работы Процент соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору Доля школьников,  принимающих участие в реализации проектов профориентационной направленности, к общему количеству                       Характеристика проявлений критериев сформированности у подростов
готовности к профессиональному самоопределению
Критерии Показатели
5 класс 6 класс 7 класс
Когнитивный Знание правил работы и поведения в учении, труде и отношениях с окружающими. Знание своих интересов, качеств личности, влияющих на поведение человека и учебной и трудовой деятельности, помогающих в жизни и труде (трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, добросовестность, коммуникабельность). Знание об уровне сформированности у себя самостоятельности, творческих способностей,
настойчивости в преодолении трудностей как ПВК; представления учащегося о наличии у него отклонений в состоянии здоровья.
Мотивационно-потребностныйНаличие интересов, проявление познавательного интереса. Осознание необходимости труда для жизни человека, его здоровья, для развития общества. Мотивы, цели, ценности труда и профессиональной деятельности. Осознание необходимости труда как основы здорового образа жизни. Наличие представлений о ЛПП Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности. Выраженность мотива значимости здоровья в системе ценностных ориентации профессиональной деятельности. Осознание необходимости ЛПП как средства программирования своего будущего.
Деятельностно-практический Овладение ориентировочными основами трудовой деятельности на уровне целеполагания и комментирования своих действий как средство контроля, самоконтроля. Умение работать сообща; адекватность самооценки. Овладение ориентировочными основами деятельности в любимом предмете. Проявление коммуникативных способностей. Владение ориентировочными основами деятельности в учении. Способность применять их во внеучебных занятиях. Проявление ПBK в учебной и внеучебной деятельности.
Условия реализации программы
Кадровые условия. Для реализации программы имеются социальный педагог, педагоги дополнительного образования.
Программно-методические условия. Для реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования планируется ежегодно проектировать школьные пространства для профориентации. Для этого составляются:
общий план внешкольной и внеклассной деятельности по профориентации;
план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;
Материально-технические условия: свободно конструируемые многофункциональные пространства, оснащенные мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
партнерских площадок, позволяющих вводить учащихся в специфическую среду профессиональной деятельности (на базе учреждений культуры и спорта, производственных предприятий, образовательных организаций и др.)
Информационные условия. Для реализации программы в школе имеются:
оснащенная школьная библиотека, имеющая комплект литературы из области специальных и профессионально ориентированных знаний;
свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечен доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.
Литература
Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ЯЦПО, 2000.
Климов Е.А. Как выбирать профессию, М., Просвещение, 1991.
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание. Серия «Педагогика и психология», 1983.
Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох, М., Генезис, 1997.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., Академия, 2005.
Прощицкая Е.Н. Дж. Голланд о выборе профессии, журнал «Школа и производство», № 4, 1993.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, М., Генезис, 2006.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии, М., Генезис, 2010.
Резапкина Г.В. Комплексная диагностика в условиях профильного обучения, журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», №11-13, 2008.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия, М., Генезис, 2000.
РезапкинаГ.В.Классныечасы. Беседыосамоопределении: книгадляклассныхруководителей5-9классов: методическое пособие. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Спб., Питер, 2006.
Фопель К. На пороге взрослой жизни, М., Генезис, 2008.
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, М., Сфера, 2007.