Программа воспитания и социализации Мы разные, но мы вместе (1 — 4 классы)
Министерство образования Республики Карелия
государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 21»
(ГБОУ РК «Школа-интернат № 21»)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
185011, г. Петрозаводск, ул.Щербакова, 21. Тел/факс:: (8142) 57-21-81, тел.бухг. (8142) 56-21-19 e-mail: int2107@mail.ruУтверждено МО учителей и воспитателей вспомогательной школы от 26.08.2015 г.
Программа воспитания и социализации
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ».
Для обучающихся 1-4 классов.
Срок реализации - 4 года.
Составитель: Николаевская Л.М.
Г.Петрозаводск
2015 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
2.Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.
3. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся.
4. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся.
5. План реализации программы.
6. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации обучающихся «Мы разные, но мы вместе» являются:
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»; Устав ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №21»
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и семье.
При разработке программы учитывалась специфика специального (коррекционного) образовательного учреждения – образовательного учреждения, созданного для детей с ограниченными возможностями здоровья. В таком образовательном учреждении создаются специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также условия, обеспечивающие социально-адаптирующую направленность обучения и воспитания. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребёнку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в социальной жизни.
ГБОУ РК «Школа-интернат №21» г. Петрозаводска является специальным (коррекционным) образовательным учреждением VI вида – для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. В школу-интернат №21 принимаются дети с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности: ДЦП, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, миопатия, последствия полиомиелита, травм и т.п. Наличие у ребёнка данных заболеваний накладывает отпечаток и на развитие психики – вызывает нарушение формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности в целом.
У многих детей наблюдается низкая познавательная активность. По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость, чаще всего имеет место задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, или, наоборот, заторможенности, застенчивости, робости. Наблюдается сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста.
Личностное развитие также имеет особенности. Чаще всего отмечается личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах. Даже дети с сохранным интеллектом часто не уверены в себе, недостаточно самостоятельны.
Исходя из вышесказанного, можно определить основные направления воспитательной работы:
- Эффективное взаимодействие и общение.
- Развитие личностных качеств.
- Развитие творческого потенциала.
Цель, задачи, основные направления работы согласуются с «Концепцией воспитания ГБОУ РК «Школа-интернат №21», где основным направлением воспитательного процесса является создание условий, способствующих развитию личностных качеств воспитанников, их социализации и адаптации в обществе, а его содержание должно служить целям жизни воспитанника и быть связано с формированием мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка. Поэтому в программе воспитания и социализации отображены основные направления воспитательной деятельности школы-интернат №21:
- организация разнообразной творческой деятельности детей;
- формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений;
- создание условий и оказание помощи ребёнку в обретении ценностей, смысла жизни, в успешном самоутверждении каждого воспитанника в деятельности и обществе;
- обучение приёмам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания;
- воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия.
Данная программа воспитания и социализации рассчитана на 4 года для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в начальной школе (1-4 кл.) в условиях школы-интерната.
Программа воспитательной работы «Мы разные, но мы вместе», поможет учителю и воспитателю организовать работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений и возможностей здоровья.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.2. Развивать физические, умственные, творческие способности детей.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
формировать представления о нашем государстве и его символах – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Карелии;
формировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Карелии;
воспитывать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
воспитывать любовь к школе, городу, народу, России;
воспитывать уважение к защитникам Родины;
формировать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
воспитывать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
формировать умение различать хорошие и плохие поступки;
закреплять знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
воспитывать почтительное отношение к родителям;
воспитывать уважительное отношение к старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
формировать и устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
закреплять знание правил вежливого поведения, культуры речи, умений пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
формировать элементарные представления об основных профессиях;
воспитывать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
формировать первоначальные навыки коллективной работы;
формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
воспитывать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
формировать знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
воспитывать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм (с учётом возможностей здоровья), участию в спортивных соревнованиях;
формировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества;
воспитывать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
формировать интерес к занятиям художественным творчеством;
воспитывать стремление к опрятному внешнему виду;
воспитывать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
–совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
–педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
–поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
–содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
–опора на положительный опыт семейного воспитания.
Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:
анкетирование;
родительские собрания, посещение семей учащихся;
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, родительско-ученических и семейных команд;
дни творчества, дни открытых дверей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
План реализации программы.
(ежегодно 34часа: 17 ч. – теория, 17 ч. - практика)
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
1 класс
«Познай себя»
2 класс
«Научись дружить»
3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1. Воспитательский час «Наша дружная семья» (беседа о взаимоотношениях в классе)
2.Воспитательский час «Большая и малая Родина»
3.Воспитательский час «Праздники семейные и государственные»
4.Час рассуждений «Имею право и хочу –давайте разберёмся»
5.Беседа «Кто такой патриот?»
6.Час разговора «Любить Родину – беречь природу» 1. Воспитательский час «Человек среди людей»
2. 2. Час разговора «Я человек и гражданин»
3. Воспитательский час «История Российского флага»
4.Выставка - беседа
«Защитники Отечества – о тех, кто мир нам подарил»
5. Воспитательский час «Край, в котором мы живём»
1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
2. Воспитательский час
«Всемирный день прав ребёнка»
3. Час рассуждений
«Что означает моё имя»
4. Беседа
«Мудрые заповеди предков»
5. Конкурс-викторина
«О солдатах и генералах»
1. Час откровенного разговора «Мои сильные и слабые стороны»
2. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
3. Беседа - рассуждение
«Кто я? Какие мы?»
4. Классный час
«Что такое мир»
8 5.Вахта памяти «Звучит памятный набат»
6. Час поэзии
«Мне посчастливилось родиться на Руси»
2.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе.
1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1. Беседа - игра «Каждой вещи -своё место»
2. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
3. Конкурс
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
4. Час рассуждений «Трудно ли учиться в школе?»
5. Ролевая игра
«Говорящий портфель»
1. Воспитательский час «Путь нашей тетрадки»
2. Викторина «Чему учат в школе»
3. Игровой час
«Учимся быть организованными»
4. Творческая мастерская
«Умелые руки»
5. Воспитательский час – беседа «Как я умею преодолевать трудности» 1.Час-разговор «Мир моих увлечений»
2.Воспитательский час
4.«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
5. 3.Воспитательский час
«Люби книгу!»
6.
7. 4.Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»
8. 5. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.
9. 6. Практическое занятие «Как мы выполняем домашние задания»
1. Информационный час «Это интересно»
2. Час разговора
«Мой труд каждый день дома»
3. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»
4. Час-игра
«Путешествие по Королевству любимых предметов»
9. 5.Воспитательский час
«Знание - сила»
10
3.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье .
1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1.Беседа – практикум «Мой дом – наведу порядок в нем»
2.Воспитательский час «Правила поведения в общественных местах»
3.Праздник вежливых наук
4. «Мои родные» выставка рисунков
5.Викторина
«О наших бабушках, мамах, сестрах»
6.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»
1. Час общения
«Тепло семейного очага»
2. Час разговора
«Доброе слово - что ясный день»
3. Классный час «Профессии наших родителей»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»
5. Круглый стол
«Что такое правила хорошего тона»
6.Час общения
«Порадовать близких – как это просто»
1. Рассказы и рисунки «День рождения моей семьи»
4. 2. Час рассуждений «Благодарность это…»
3. Рождественские встречи. Посиделки с друзьями
6. 4.Час рассуждений
«Вежливость и невежество»
7. 5. Ролевая игра «Учимся дружить»
6. Доверительная беседа
«Мои мечты, мои желания»
1. Исследовательская работа
«Родословная моей семьи»
2. Классный час
«Школа вежливости»
3. Праздник «Я песню милой маме пою»
4. Беседа
«Без друга в жизни туго»
5. Беседа – диспут
«За что уважают в семье и обществе»
6. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
3. «Пусть будет чистым родной край» практическое задание
4. Классный час «Природа и человек»
5. Классный час «Наши друзья животные»
6. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
1. «Люби и охраняй природу»
2. Викторина «Путешествие в мир животных»
3. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
4. Беседа -практикум
«Птицы наши друзья»
(изготовление кормушек для пернатых)
5. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
6. Викторина «Животный мир Карелии»
1. Конкурс знатоков природы.
2. Воспитательский час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»
3. Заочное путешествие «Чем богат наш край?»
4. Игровой час
«Лесная карусель»
5. Рассказы и рисунки
«Природа нашей Родины»
6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
1. Беседа «Растения – синоптики»
2. Викторина «Животный мир земного шара»
3. Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»
4. Обсуждение ситуации
«Планета Земля в опасности»
5. Экологический плакат «Гармония в природе»
6. Мини-конференция
«Маленькие тайны большой природы»
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1.Воспитательский час
«Чистота – залог здоровья»
2.Беседа
«Если хочешь всё успеть » (режим дня)
3. Беседа
«О вкусной и здоровой пище»
4.Воспитательский час «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
5. Беседа «Поговорим об осанке»
6. «Не хотим болеть» - итоговое занятие-конкурс
1. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»
2. Воспитательский час
«Мы за здоровый образ жизни»
3. Операция «Скорая помощь»
4. Беседа
«Опасные предметы»
5. Мероприятие
«Путешествие в страну
Здоровья»
6.ПДД «Что значит быть ответственным»
1. ПДД «Мы - пешеходы». Час общения
2. Утренник
«В гостях у доктора Айболита»
3. Операция «Чистюлька»
4. Воспитательский час
«Зубы требуют заботы»
5. Беседа
«Овощи – кладовая витаминов»
6. Практикум
«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»
1. ПДД «Школа светофорных наук»
2. КВН «Наше здоровье»
3. Воспитательский час
«Школа – территория здоровья»
4. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят»
5. Весенний марафон
«Будь здоров»
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
1.Конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала «В гостях у золотой осени»
2.Беседа «Удивительное рядом»
3.Новогодняя карусель
4. «Сказка ложь, да в ней намёк…» Чтение сказок народов мира.
5.Конкурс рисунков «Мы вместе» 1.Конкурс поделок «Короб чудес»
2.Праздник красок и карандашей
3.Викторина «Что за прелесть эти сказки!»
4.Масленница
5. «У фантазии нет границ». Чудо своими руками.
6. «Музей весёлых затей» (совместно с родителями) 1.Конкурс рисунков «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир» (или «Мир глазами детей»)
2.Творческий час «Зажги свою звезду!»
3.Этика общения «Кто опрятен, тот приятен»
4.Весёлая игротека «Счастливый случай»
5.Воспитательский час «Цени прекрасные мгновенья» 1.Утренник «Вместе весело шагать!»
2.Рыцарский турнир
3.Русские традиции в песнях, танцах и обрядах (совместно с педагогами доп. образования)
4.Час рассуждений «Путешествие в мир мудрых мыслей»
5.Воспитательский час «Настроение – не пустяк»
6.Час общения «Что для тебя красота?»
Формы проведения мероприятий
Классные и воспитательские часы, беседы, часы общения;
игры: сюжетно-ролевые, психологические, дидактические, интерактивные;
викторины;
праздники;
конкурсы рисунков, поделок, стихов;
экскурсии;
спортивные праздники;
конкурсы для всей семьи;
КВН;
театрализованное представление;
исследовательская деятельность;
диагностические исследования.
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Список литературы:
1.Асеев В.Г. Возрастная психология.- Иркутск: Наука, 1989.
2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции в воспитании. – М., 1986.
3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
4. Воспитание. Первый класс (пособие для педагогов). Под ред. М.П. Осиповой. Минск, 2002.
5. Внеклассная работа. Сост. Т.Е. Завидова, Ю.А. Лежнёва. Мн.:Красико-Принт, 2006.
6. Газман О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. М.,1974.
7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни ребёнка в школе. М: Вита-Пресс, 2002.
8. Гин С.И. Мир человека (методическое пособие учителя начальной школы). М., Вита, 2003.
9. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005
10. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Сост. Н.Д. Соколова, М., 2001.
11. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
12. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
13. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
14. Караковский В.А., Новикова Л.И.. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа,1996.
15. Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003
16. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., Академия, 2001.
17. Ляшко Т.В., Синицына Е.И. Через игру к творчеству. Интерколледж, 1994.
18. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. М., Педагогика-Пресс, 1996.
19. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое общество России, 2001.
20. Слободчиков В.И. Развитие и образование особенных детей. М., Академия, 1999.
21. Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996.