Публичный доклад на тему Взаимодействие с семьями по вопросам организации самообслуживания и элементарного бытового труда воспитанников



Взаимодействие с семьями по вопросам организации самообслуживания и элементарного бытового труда, воспитанников.
Публичный доклад.
г. Новокузнецк
2016Семья и дошкольное учреждение – два важных института  социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка. Трудовое воспитание в
ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей в доступной форме к трудовой деятельности. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. 
Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит.
В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании  у дошкольников ответственности. 
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребёнок! Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится  практически заботиться о людях, учится действенной любви и  дружбе.
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе? Я определила для себя критерий, который назвала "включенностью родителей в образовательный процесс. Сначала это были количественные показатели присутствия родителей на родительских собраниях, консультациях и праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, участие в выставках. Позднее количественные показатели перешли в качественные. Использование разнообразных форм работы привело к определенным результатам: родители из "зрителей" и "наблюдателей" становятся активными участниками встреч и помощниками педагога, создана атмосфера взаимоуважения.Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Поэтому для себя я определила ряд задач, которые необходимо было решать: развивать потребность трудиться; расширять представления детей о труде взрослых; воспитывать уважение к людям труда; воспитывать интерес к различным профессиям, уделяя внимание профессиям родителей; воспитывать желание научиться стать самостоятельным, умелым, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Для решения этих задач старалась создать эмоциональную обстановку при организации труда детей, показывала им свою заинтересованность в предстоящей деятельности, участвовала на правах партнера, поощряла желания детей участвовать в трудовой деятельности.
Конструируя образовательный процесс, я старалась поддерживать свойственное старшим дошкольникам ощущение взрослости, потребность в самоутверждении и признание их возможностей со стороны взрослых. Для этого я постоянно расширяла спектр посильных трудовых обязанностей и создавала условия для включения детей в самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, различные виды ручного труда и трудовую деятельность экологической направленности. Дети моей группы могут чистить свою одежду и обувь, осуществлять несложную починку игрушек, книг, одежды, наводить порядок дома, в групповой комнате и на участке, изготовлять игрушки и поделки из бумаги, картона, ткани и других материалов, ухаживать за растениями, стирать кукольное белье, мыть строительный материал и игрушки и т. д.
Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых осуществлялось и в ходе непосредственно-образовательной деятельности (через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые, дидактические игры) и в ходе наблюдений за их трудом.
В рамках проекта «Профессии детского сада» проводила экскурсии по детскому саду, знакомила с трудом сотрудников д/с, наблюдали за работой прачки, завхоза, няни, брали интервью у медсестры, при этом подчеркивала, что весь коллектив работает дружно, слаженно, все заботятся о том, что бы детям в детском саду жилось хорошо. Во время экскурсии на кухню, дети познакомились с несколькими конкретными процессами: выпечкой булочек, приготовлением салата.
Хозяйственно-бытовой труд разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы-поручения, дежурства, коллективный труд. И очень важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке включает в себя работу по наведению порядка на веранде (весной, летом, осенью девочки подметают пол веником, мальчики выносят мусор, зимой мальчики очищают снег лопатами, на участке (девочки сгребают листву, мальчики выносят листву и опавшие ветки, в песочнице (мальчики проявляют мужскую силу - перекапывают песок). Во время работы старалась заинтересовать детей так, чтобы они выполняли порученное дело с желанием, понимая полезность дела, которым будут заниматься.
Мои воспитанники с нетерпением ждут дежурства в уголке природы. Этот интерес обеспечивается разнообразным содержанием трудовой деятельности: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев, выращивание рассады цветов, овощей, высаживание их на клумбах, на огороде, создание проблемных ситуаций (когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии).
Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в моей работе. Ручной труд не только помогает детям проявлять свое творчество, но самое главное помогает развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, что способствует лучшему развитию речи.
Развитие творчества в ручном труде связано со способностью дошкольников создавать зрительный образ (замысел-представление) своей будущей работы и умением реализовать его в разнообразном материале (бумага, картон, ткань, нитки, природный или бросовый материал). Опорные схемы, модели, пооперационные карты помогают детям обдумать и осуществить свой замысел. Дети с удовольствием готовят подарки и сюрпризы к праздникам, участвуют в выставках, помогают в оформлении групповой комнаты. Этими работами украсили приемную, потому что все, что делают дети своими руками, должно быть важно и полезно. Соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляют ребенку двойную радость.
Работа  по совершенствованию трудового  воспитания сложна и многогранна. Здесь  не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дает свои положительные результаты. Родители должны прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители должны находить время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (любимая поговорка педагогов: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).
Для более успешного решения задач трудового воспитания, огромное значение было уделено работе с родителями. Это круглые столы, консультации, ярмарка поделок, совместные чаепития, фотовыставка, где родители делились опытом трудового воспитания в семье, ввели дневник взаимодействия детского сада и семьи. Но больше всего детям нравилось, когда родители приходили на занятия и рассказывали о своих профессиях. Так Сонин папа Житников П. И. с увлечением рассказывал о профессии «хирург». После этой встречи любимой сюжетно-ролевой игрой у детей стала «Больница». Прослушав рассказ мамы Коли Губаль, работающей продавцом магазина «Семена», осенью собрали семена календулы и бархатцев, а весной их посеяли и все лето ухаживали за ними. Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.
Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».
Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.
Большую роль играют трудовые навыки. При формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.
Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.
Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно. Дети должны уметь выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознании им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. Надо побуждать детей к тому, чтобы они по собственной инициативе принимались за труд, обеспечивающий игру: изготовление игрушек и оборудования, их ремонт. Следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.
Заключение.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
 Для того чтобы  дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.
Но в результате правильно  проделанной работы, использовании  различных форм и методов общения с родителями, повышается психолого – педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи по проблеме трудового  воспитания позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями приносит отрадные результаты.