Святыни земли мордовской


Презентацию подготовилиученики 9 «А» классаМОУ «Кемлянская СОШ»Руководитель: Ребрушкина Т.А. Давайте отправимся в паломничество – увлекательное путешествие по святыням нашего края. Мы перенесемся в историю православия полюбуемся древними и современными церквами, соборами и монастырями мордовской земли. Прикосновение к святыням Сто лет назад в мордовском крае было 642 православных храма и 14 монастырей. Прошлый век стал для православия тяжелым испытанием. Сначала большевистский переворот, потом братоубийственная Гражданская война и семь десятилетий богоборческой власти. Безжалостное время многого не пощадило. Но в начале XXI века несправедливо забытые святыни возродились. Входя в православный храм В жизни чередуются то радости, то печали. Все, что нас окружает, несовершенно. Но почему же в храме мир видится гармоничным?Потому, что это место одухотворенное и возвышенное, это дом Божий. Человек обретает здесь духовную опору. Православный Мордовский край В 1221 году в мордовских землях появились первые храмы и монастыри. Как закладывают храм? Возведение каждой церкви начинается с торжественного ритуала – освящения земли и закладки фундамента. Первые камни фундамента укладывают благочинный и приходский священник. Затем наступает черед главного строителя и прихожан. По обычаю под камни кладут несколько серебряных монет. Праздничный крестный ход Вся жизнь наших предков подчинялась церковному календарю, христианским ритуалам и храмовым праздникам. Поэтому Соборная площадь всегда была для горожан самым почитаемым, священным местом. По большим праздникам, особенно на Пасху, здесь устраивали крестные ходы. В каких стилях строили храмы? Облик церквей менялся из века в век, потому что представления о красоте менялись, и архитекторы придумывали новые формы. В XVII веке считали, что храм – это большой, богато украшенный дом. Поэтому Иоанно-Богословская церковь в Саранске и одноименный собор в Макаровке построены как четверики, щедро украшенные фигурной кладкой. В начале XVIII века в Россию пришла классическая архитектура.В конце XVIII века барокко сменилось классицизмом. Классицизм отличается четкими, строгими геометрическими формами.Такую архитектуру ценили русские аристократы. Свято-Федоровский Собор Собор – это сердце города. Раз собор – это сердце, значит стоять главный православный храм республики должен в самом центре Саранска. Новый собор расположен рядышком с Иоанно-Богословской церковью, самым старым храмом Мордовии. Когда его закладывали, Глава наше республики Николай Меркушкин торжественно провозгласил: «Новый храм – это символ, без которого невозможно поднять дух народа, его оптимизм, веру в завтрашний день». 6 августа 2006 года состоялся незабываемый праздник. Собор был торжественно освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. А спустя несколько дней его посетил Владимир Путин. С высокими гостями и всеми горожанами радовались авторы собора саранские архитекторы Сергей Ходнев, Владимир Бродовский и Лариса Кирдяшова Утраченное богатство На старинных фотографиях Саранска, Краснослободска, Темникова было множество храмов. Сейчас их уже нет. Возрождение храмового строительства Есть в нашем крае храмы, которые много повидали на своем веку. Есть и новые, которые родились у нас на глазах. Возрождение церковной архитектуры началось полтора десятилетия назад. Храмы строятся из дерева и камня, в селах и городах. Один краше другого! Дорогим украшением стали Михайловская церковь в Чамзинке, Никольская в Рузаевке, Благовещенская в Комсомольском. Они построены в русском стиле. Не порывают с традицией и Михайловская церковь в Ельниках, Успенская в Краснослободске, церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины в Новых Верхиссах. В 1771 году была построена приходская Троицкая церковь. В прошлом веке от здания остались одни стены. А сегодня здесь вновь высится храм с колокольней. Отреставрированных старых церквей у нас много: в Атемаре и Зыково, Ардатове и Атюрьеве, Варжеляе и других селах. Духовное пристанище Первые монастыри строились среди дремучих лесов. А сегодня они поражают всех красотой и величественностью. В этих благословенных местах заключена особая гармония, которая дарит душевный покой. Монастырь – это живущая по строгому православному уставу христианская община. Руководит ею игумен. Монахи добровольно отказываются от мирской жизни ради спасения души и служения Богу. Монастырский быт суров. Усердная многочасовая молитва сменяется тяжелым физическим трудом. Иоанно-Богословский монастырь Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в пяти километрах от Саранска а пригородном селе Макаровка. В начале XVIII века богатейшие помещики Полянские начали обустраивать здесь свое имение. В 1702 году была построена Архангельская церковь, а в 1704 году – Иоанно-Богословский собор. Позже построили колокольню, Знаменскую церковь. Рядом раскинулась громадная усадьба с барским домом, хозяйственными постройками, мостами, парком и прудами.Невысокая кирпичная стена с парой угловых башенок чуть скрывают монастырский двор. В его центре возвышается громадный монументальный собор. Макаровский ансамбль строился полтора века и великолепно сохранился. Обитель под Рузаевкой В селе Пайгарма, в пяти километрах от Рузаевки, располагается загородный женский монастырь. Называется он Параскево-Вознесенским. Основан монастырь в 1864 году, а строился он на рубеже XIX-XX веков. Сегодня Параскево-Вознесенский монастырь является одним из самых почитаемых, любимых монастырей Мордовии. Свято-Ольгинский монастырь На главной улице Инсара находится Свято-Ольгинский женский монастырь. Он был основан в конце1900-х годов и строился полтора десятилетия. Храмы Инсарского и Пайгармского монастырей светлые и легкие, потому что они посвящены образам возвышенным и женственным. Княгиня Ольга приняла христианство в 957 году, и святая Параскева-Пятница почиталась у нас издревле. Спасо-Преображенский монастырь Спасо-Преображенский монастырь основан в 1655 году, рядом с Краснослободском. Монастырский ансамбль сложился к концу XVIII века. С севера и востока окружен он красивым бором. А главным фасадом обращен на широкую пойму с бескрайними заливными лугами… Легендарный Санаксарь В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем Санаксарь. Это красивое и странное место, где предания об ищущих уединения иноках переплелись с биографиями легендарных личностей. Монастырь был основан в 1659 году. К началу XIX века он превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель и великолепный архитектурный ансамбль. С восхищением паломники говорят, что Санаксарская обитель кажется земным зеркалом рая. Адмирал Федор Ушаков был связан с мордовским краем. В 1811 году, выйдя в отставку, великий флотоводец поселился в деревне Алексеевке неподалеку от Темникова. Через год он был похоронен в Санаксарском монастыре. Ныне его могила является местом паломничества наряду с другими святынями этого прославленного монастыря. В рузаевской Никольской церкви одноглавый храм красиво дополнен шатровой колокольнейМногоглавая церковь в Покровских Селищах. Часовня во имя преподобного Александра Невского.Покровская церковь в Атюрьеве. В этом доме Божьем озябшая душа всегда найдет защиту и утешениею. Одна из самых красивых новопостроенных церквей – многоглавый Богоявленский храм в КомсомольскомВ 1852 году в Саранске возвели Христо-рождественскую церковь. Построенная в 1912 году Михайло-Архангельская церковь в Ичалках была одной из самых крупных в Мордовии. Ее облик напоминает византийский храм.Михайло-Архангельская церковь Макаровского монастыря. Самое старое здание Саранска – Иоанно-Богословская церковь – и сегодня пленяет своей красотой.Саранский Спасский собор стоял в самом красивом месте города – там, где в XVII веке находилась крепость. Конечно мы не смогли посмотреть все христианское наследие нашего края, так оно огромно. Но мы увидели, что люди возвращаются к отеческой вере. Православная вера спасла наших предков от духовного одичания, воодушевляла их на строительство великой державы. И храмы они строили с горячей верой. Поэтому в них воплощена любовь и самоотверженность, смирение и жертвенность, сила духа и мужество, словом, душа нашего народа. Только наш одухотворенный народ мог построить такие прекрасные храмы.Мы вглядывались во всенародно чтимые иконы и погружались в кристально чистые источники. Мы окунулись в великую православную культуру, ее богатое прошлое и настоящее. Мы мечтали о будущем. О том времени, в котором предстоит жить и работать.