Итоги анкетирования родителей (Физическое развитие дошкольников)
Итоги анкетирования родителей воспитанников
старшей и подготовительной к школе групп
Родителям была предложена специальная анкета, позволяющая определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом в семье, создать для этого условия, выявить интересы детей.
Анкетированием было охвачено 38 родителей с разным образовательным уровнем. Более 60% родителей раньше занимались спортом, многие имеют спортивные разряды. Самые распространенные виды спорта: лыжи, легкая атлетика, волейбол, футбол, хоккей, баскетбол, плавание, велоспорт. Но есть среди родителей и такие, кто занимался классической борьбой, тяжелой атлетикой, гиревым спортом, спортивной акробатикой, боксом, конькобежным спортом, пятиборьем, туризмом, шахматами, мотоспортом, конным спортом.
Лишь немногие продолжают заниматься спортом в настоящее время.
Из анкет стадо ясно, что всего несколько детей занимаются плаваньем в спортивной школе «Олимп», один ребенок ходит в секцию по легкой атлетике (не считая тех детей, которые занимаются плаванием, организованным детским садом).
Менее половины опрошенных родителей (38%) ответили, что делают утреннюю гимнастику нерегулярно или совсем не делают ее.
Таким образом, в подавляющем большинстве родители не уделяют должного внимания физкультуре.
Данные анкеты, показали также, что большая часть семей имеет мелкий спортивный инвентарь, велосипеды, самокаты, но лишь у немногих есть детские спортивные комплексы. В большинстве случаев это объясняется жилищными условиями.
Ответы на вопросы о соблюдении режима дня, о проведении закаливающих мероприятий показали, что родители не уделяют должного внимания этим столь важным для воспитания ребенка задачам. Только в 51% семей установлен режим дня, соблюдение которого ребенком контролируется. 69% родителей знают; как проводить закаливающие мероприятия, но 30% из них этим не занимаются.
Ответы на вопрос: «Что мешает вам заниматься закаливанием детей?» - были такими: «Нет времени», «Нет условий», «Нет знаний».
В результате выяснилось, что многие дети не соблюдают режим дня (44% ответов), не занимаются закаливанием (48% ответов), а во время прогулки предоставлены сами себе: некоторые дети от 2 до 3 лет гуляют без взрослых, от 3 до 4 - тоже небольшой процент, а от 4 до 7 – три четверти всех детей.
Чем заняты дети дома после прихода из детского сада ив выходные дни? Конструированием, лепкой, рисованием (1-е место; далее в порядке уменьшения количества положительных ответов), чтением книг, подвижными играми, просмотром телепередач, культпоходами в выходные дни, трудовой деятельностью, настольными играми, спортивными играми и упражнениями, музыкально-ритмической деятельностью.
Подвижные игры занимают третье место, спортивные игры и упражнения предпоследнее, основное же предпочтение отдается малоподвижным видам занятий; конструированию, лепке, рисованию, чтению книг, просмотру телепередач. Все это свидетельствует о том, что систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической нагрузки и двигательной активности дети в семье не получают. Подтверждение мы находим и в ответах родителей на вопрос: «Какие, трудности в физическом воспитании детей вы испытываете?» Вот наиболее часто встречающиеся ответы: «Не хватает, времени», «Нет спортивного инвентаря», «Нет навыков в обучении детей», «Ребенок часто болеет», «Нет системы в занятиях», «Нет литературы по данному вопросу».
Один ответ был такой: «Физкультурные занятия ведь проводят в детском саду и гимнастику». Конечно, в детском саду проводят и утреннюю гимнастику и физкультурные занятия и подвижные игры, это улучшает физическое воспитание детей, но всех вопросов семейного воспитания не решает.
Решение этой проблемы связано, прежде всего, с решением социальных вопросов развития нашего общества в целом. Но многое можно сделать уже сейчас; используя различные формы работы с родителями.
Полученная из анкет информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей и определить тематику и направленность собраний, консультаций, лекториев и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей.
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Для этого необходимо:
совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на основе образовательной программы
внедрять новые формы и методы работы с семьей;
устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду;
усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;
использовать личный пример взрослых членов семьив физическом воспитании дошкольников;
изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;
строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.