Рабочая программа Центра Дневного Пребывания (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 101 с углубленным изучением экономики Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 101
_______________ Гарипова З.З.
Приказ №____ от ______ 201__г._
Рабочая программа
центра дневного пребывания «Родничок»
Составители:
учителя Рубан Н.Г,
Камалова Г.Р.,
Шугаюпова А.Ф.
Уфа 2014
Содержание.Пояснительная записка. 3 стр.
Общая характеристика курса. 4 стр.
Личностные и метапредметные результаты. 5 стр.
Содержание курса. 8 стр.
Календарно-тематическое планирование. 16 стр.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса. 61 стр.
1. Пояснительная записка
Нормативная основа.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) – ФЗ «Об образовании в РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.01.2012 №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089;
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
Приложение к письму от 29.08.2012 №04-05/414 Министерства образования РБ «Примерный учебный план основного общего образования» (Вариант 3);
Устав МБОУ СОШ № 101 с углубленным изучением экономики;
Задачи центра дневного пребывания «Родничок»:
Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе. Организация досуга.
Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде
Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности музыкальных и театральных занятиях
Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленному режиму дня. Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
Подготовить младших школьников к обучению в средней школе.
Организация занятий по самоподготовке младших школьников.
Развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
Ценностные ориентиры содержания:
Ценность приобщения первоклассников к полезной целесообразной деятельности.
Ценность развития творческих возможностей личности, развития способностей, организаторских умений.
Ценность расширения кругозора первоклассников в центре дневного пребывания «Родничок» (далее ЦДП «Родничок»), интеллектуальных способностей, физических возможностей.
Ценность организации дифференцированного подхода в обучении детей.
Ценность согласованных действий учителя и воспитателя ЦДП «Родничок», для создания условий высокого качества успеваемости, обучения и воспитания детского коллектива.
Ценность организации выполнения домашнего задания, направленного на развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Ценность совместного творчества классного руководителя, воспитателя ЦДП «Родничок», родителей и детей.
Ценность воспитательных бесед, решения текущих проблем на интересующую тему.
Ценность создания в ЦДП «Родничок» наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей.
Ценность формирования внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Ценность воспитания патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность занятий в ЦДП «Родничок», по развитию навыков культурных качеств коммуникативной личности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На проведение занятий в ЦДП «Родничок» отводится 30 часов в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 621 час, 23 учеб. недели, что соответствует БУП.
2. Общая характеристика учебного предмета:
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. В связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в ЦДП «Родничок» в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы центра дневного пребывания является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в центре дневного пребывания. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в центре дневного пребывания ставится ряд конкретных задач:
расширение границ учебной работы;
углубление содержания учебных предметов;
получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
развитие интереса к учению;
приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
формирование исполнительских навыков.
3. Личностные и метапредметные результаты:
Личностными результатами являются:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятий после предварительного обсуждения.
Совместно с воспитателем ЦДП «Родничок» обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем ЦДП «Родничок»
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью воспитателя ЦДП «Родничок».
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе повторения материала.
В диалоге с воспитателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами является формирование следующих умений.
Изучать нормы поведения в школе, в семье, в общественных местах;
выполнять правила поведения в школе, правила дорожного движения,
участвовать в играх, викторинах по ПДД, ЗОЖ, конкурсах рисунков;
воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, выполнять правила бережного отношения к природе, к школьному имуществу, к личным вещам .Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры;
поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир (принимать участие в конкурсах рисунков, уроках творчества);
выполнять условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни;
знать и выполнять правила личной гигиены младших школьников;
формировать убеждение в важности и красоте физической культуры;
развивать личностные качества: быстроту, ловкость, находчивость, смелость, коллективизм, дисциплинированность.
Воспитанники центра дневного пребывания научатся:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
4. Содержание курса:
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системность
Доступность
Научность
Создание развивающей ситуации
Занимательность
Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой
Преемственность
ПриродосообразностьМетодологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 7 - 8 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – урок - игра.
Это обусловлено тем, что игры имеют большое значение в воспитании детей, расширении их кругозора об окружающем мире, развитии сообразительности, привитии любви к чтению книг, воспитании интереса к учебе. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ЦДП «Родничок» широко используются игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры- конкурсы, игры –соревнования, игры - праздники.
В воспитательной работе с детьми, которые посещают центр дневного пребывания, используются следующие принципы воспитания:
-принцип добровольности;
-принцип творчества и успеха;
-целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы;
-принцип доверия и поддержки
Цели и задачи
режимных моментов в центре дневного пребывания
Режимные моменты Основные воспитательные задачи и
направления деятельности
Прием детей в группу Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Обед
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
Отдых и деятельность на воздухе Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Переключение на умственную деятельность Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
Самоподготовка Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Клубно-кружковая работа Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
Подведение итогов дня Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
Время и вид деятельности в ЦДП «Родничок»
Время Режимный момент
12.00-13.00 Развивающие занятия.
13.00-1400 Прогулка. Спортивные игры на воздухе.
14.00-15.00 Самоподготовка.
15.00-16.00 Музыкальные занятия.
16.00-17.00 Спортивные часы.
17.00-18.00 Клубный час.
Схема недельного плана.
Дни недели Занятия на воздухе Занятия в помещении
Понедельник Спортивные игры Обзор газет, журналов. Беседы.
Диспуты. Кинозал.
Вторник Экскурсии Умелые руки. Настольные игры.
Дискотека. Занятия по интересам.
Среда Подвижные игры Трудовое воспитание. Воспитательные беседы по культуре поведения и охране здоровья. Чтение художественной литературы.
Четверг Прогулки Вечера. Викторины. Мероприятия. Игры на развитие логического мышления. Уроки занимательного труда.
Пятница Игры на свежем воздухе Патриотическое воспитание. Караоке. Поговорим о…
Циклограмма труда.
Ежедневно:
- контроль за посещаемостью;
-контроль за поведением;
-контроль за самоподготовкой;
-контроль за питанием;
-наблюдение за взаимоотношениями детей;
-уход за комнатными растениями;
-контроль за порядком в классе.
Еженедельно:
-проверка дневников;
-индивидуальные беседы с учащимися;
-информационная служба новостей.
Ежемесячно:
-подведение итогов за месяц.
№ п/п Содержание деятельности Сроки
1 Комплектование ЦДП «Родничок» , утверждение режима работы Октябрь, ноябрь
2 Комплектование ЦДП «Родничок» , утверждение режима работы:
-социальный состав,
-состояние здоровья,
-овладение навыками учебной работы и интеллектуального
развития,
-успеваемость уч-ся, их отношение к учебе,
-творческие возможности и интересы воспитанников,
-психолого-педагогические проблемы,
-формирование нравственной позиции воспитанников,
-формирование коллектива. Октябрь, ноябрь
3 Оформление документации и уголков ЦДП «Родничок» в классных комнатах. В течение года
4 Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников Ноябрь, декабрь
5 Планирование воспитательной работы (мероприятия, темы бесед, названия игр, чтение книг, посещение библиотеки..) по основным направлениям деятельности:
-спортивно-оздоровительное(беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе..)
-учебное(познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины..)
-эстетическое(беседы о прекрасном, выставки, праздники..)
-санитарно-просветительское(беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности)
-нравственно-патриотическое(знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества)
-трудовое(организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями)
-работа с родителями(индивидуальные беседы) Еженедельно
6 Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня сформированности у учеников общественных навыков и умений В течение года
7 Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования. В течение года
8 Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. Разработка индивидуальных приемов работы, инструкций, памяток, опорных схем)В течение года
9 Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санит.гигиен. режима, материально-технических условий, создание копилки игр) В течение года
10 Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей, привлечение родителей к подготовке и проведению досуговых мероприятий в ЦДП «Родничок» 1 раз в триместр
11 Совместное проведение с учителем праздников, экскурсий, проведение открытых занятий в ЦДП «Родничок» , общешкольных мероприятий По индивидуальному плану
12 Анализ работы ГПД за учебный год и выработка рекомендаций к плану на следующий учебный год 3 триместр
Каждый триместр:
-участие в общественных делах школы;
-инструктаж по технике безопасности.
Примерный план работы воспитателя ЦДП «Родничок»
№п/п Содержание деятельности Сроки
1. Сообщить родителям о режиме работы ЦДП «Родничок» , о том, что необходимо иметь при себе учащимся для успешного пребывания в группе. октябрь
2. Привлекать воспитанников ЦДП «Родничок» на занятия в д/о. Составить списки учащихся, которые будут посещать д/о в школе. ноябрь
3. Организовать в группах классные библиотеки с целью привития детям интереса и любви к книгам. ноябрь
4. Оборудовать уголки по ИЗО, конструированию, выставки детских работ. ноябрь, декабрь
5. Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности. в течение года
6. Проводить работу по изучению ПДД. 1 раз в месяц
7. Проводить беседы с детьми по ОБЖ (нельзя брать в руки незнакомые предметы, быть осторожными и внимательными на улице, в лифте, в общественных местах и т.п.) 1 раз в неделю
8. Привлекать учащихся к общественно-полезному труду (уборка класса, пришкольной территории) ежедневно
9. Регулярно проводить «Клубные часы», где должны раскрываться талант, знания, умения уч-ся (здоровье, путешествие, моя семья, спорт, умелые руки).10. Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников:
«Новый год», «День защитника отечества», «Женский день. 8 Марта», «День Победы» «Прощай, школа! Здравствуй, лето!» декабрь февраль, март
май
май
11. Регулярно проводить викторины и конкурсы: на лучший рисунок, на лучшего чтеца ежемесячно
12. Конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать!», «Осенний марафон», «Древние цивилизации» и т.п.. 1 раз в неделю
13. Ежедневно проводить с детьми подвижные игры, знакомить с новыми и забытыми старыми играми («Салки», «Светофорчики», «Краски», «Веселые эстафеты», «Горелки», «Лапта», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.) ежедневно
14. Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки. ежедневно
15. Владеть методикой работы по развитию ученического самоуправления в группах. в течение года
16. Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе. в течение года
17. Участвовать в работе методических объединений, педсоветов. в течение года.
Поэтапное формирование коллектива у воспитанников:
I этап. Диагностический
Задачи:
1. Выявление склонностей и интересов обучающихся в классе.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
4. Ожидаемый результат.
5. Определение направлений деятельности.
II этап. Организационный
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ДК, детская библиотека.
2.Создание программы занятости детей в свободное от занятий время.
III этап. Деятельностный этап
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
IV этап. Аналитический
- Анализ деятельности коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
- Подведение итогов.
- Выявление активных участников программы.
-Награждение в конце каждого триместра.
Работа, организуемая воспитателями ЦДП «Родничок» , направлена воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.
Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты
1.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
2) Воспитание нравственных чувств:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Здоровьесберегающее направление:
здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни школьник.
Работа, организуемая воспитателем группы продленного дня, направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.
5. Календарно-тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ Дата
№
Спортивный час
(1 час) Развивающее занятие
«Волшебная кисточка»
(1 час) Прогулка
(1 час) Клубный час
(1 час) Самоподготовка (1 час) Развивающие задачи План Факт
1 Охотники и уткиЦель игры: развитие глазомера, ловкости.
Знакомимся с осенними цветами Цель — познакомить детей с названиями цветов — ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий — низкий» (цветок), «короткий — длинный» (стебель). Знакомство с детьми, игры. Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Разучивание стихотворений, приобщение к праздникам ОУ, развитие коллективизма. 10.11 2 Пройди бесшумноЦель игры: развитие ловкости.
Тема: «Осень. Осенний пейзаж». Игры на свежем воздухе. «Как и что мы говорим» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие умения следить за своей речью, формирование и развитие навыков самоконтроля, речеслухового анализатора (слухоречевой памяти, слухоречевого внимания, фонематических процессов) 11.11 3 Караси и щукаЦель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, быстроты реакции.
Туристическая прогулка на луг
ЦЕЛИ: Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света. Поднять эмоциональный настрой воспитанников.
Воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.
Экскурсия в парк Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Наблюдение признаков поздней осени, закрепление названий деревьев, развитие связной речи, описательной функции речи 12.11 4 УдочкаЦель игры: обучение детей быстро и безбоязненно погружаться под воду, развитие ловкости.
Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием) «Учимся общаться» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми 13.11 5 Журавли-журавушкиЦель игры: развитие внимание, координации движений, укрепление мышц туловища, спины, живота. Рисование на тему «Осенний лес». Игры на свежем воздухе. Разговор о правильном питании Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формировать представления о правильном питании – основе здорового образа жизни 14.11 6 Волк во рвуЦель игры: развитие внимания, тренировка координации движений. 12 ноября – синичкин день (прогулка-наблюдение)
Поделки из природного материала Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать фантазию, воображение при изготовлении поделок из природного материала, развивать умение рассказывать связно о ходе работы 17.11 7 Коршун и наседкаЦель игры: обучение в игровой форме основным видам движения, развитие ловкости Развитие воображения: «Дорисуй предмет». Игры на свежем воздухе. «Весёлый счёт» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формировать математические представления, умение быстро считать, ориентироваться в пространстве 18.11 8 Подними предметЦель игры: развитие ловкости, умения сохранять равновесие, освоение координации рук и ног, правильного положения туловища при передвижении на лыжах. Ветер (прогулка-практикум)
«Какой я пешеход?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование навыков безопасной жизнедеятельности, развитие коммуникативных навыков 19.11 9 Пожарные на ученииЦель игры: развитие ловкости, умения скользить по льду.
Игры на свежем воздухе. «Как хорошо уметь читать» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Привитие любви к книге, активизация читательской деятельности, совершенствование пространственных представлений, развитие речеслухового анализатора 20.11 10 ПеребежчикиРазвитие наблюдательности «Рассеянный художник». Игры на свежем воздухе. «Вот и осень прошла» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнять знания о признаках осени, осенних месяцах, развивать описательную функцию речи 21.11 11 Мяч сквозь обручЦель игры: обучение бросанию и ловле мяча, передаче его партнеру в движении, развитие ловкости и координации движения.
Знакомство с трудом взрослых зимой.
Обратить внимание детей на прилетающих на участок птиц.
Беседа о птицах:
-Зачем они прилетают к жилью человека.
-Какие птицы не прилетают к жилью человека зимой, живут в лесу? (Куропатки, тетерева)
-Как живут звери зимой в лесу?
-Напомнить, что звери и птицы чаще погибают от голода, а не от холода зимой.
-Чем питаются звери в лесу?
-Кто им помогает, подкармливает зимой?
-Как называются люди, которые кормят зверей и птиц в лесу, помогают больным? «Осень – непогодушка» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Обучение рассказыванию (составление описательного рассказа), активизация словаря признаков 24.11 12 Угости белку орешкомЦель игры: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.
Рисование на свободную тему. Игры на свежем воздухе. Правила учащихся Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие навыка сознательного соблюдения правил учащимися, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 25.11 13 Птички в гнёздышкахЦель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Игры на свежем воздухе. Советы Айболита: «Как одеться по погоде» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Приобщение к здоровому образу жизни, составление предложений с союзом «чтобы, потому», коррекция и развитие произвольного внимания 26.11 14 Через ручеекЦель игры: развитие координации движений. На игровой площадке проводят две линии (можно извилистые) на расстоянии 1,5—3 м друг от друга (в зависимости от возраста играющих детей). Это «ручеек». Через «ручеек» проложены камешки на расстоянии 20— 30 см друг от друга (кусочки картона, дощечки или просто нарисованные на полу кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ребенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка ручейка на другой.
Игры на свежем воздухе. «Завтра и вчера» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие умение ориентироваться во времени, словесно-логического мышления, речеслухового анализатора 27.11 15 ПоездЦель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, бег), развитие координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Тема: «Знакомство с этапами работы нетрадиционных техник рисования». Загадка «Ветки ломает,
Снег поднимает.
Слышишь его,
Но не видишь».
Примета: «Декабрь глаз снегами тешит, да за ухо морозом рвет» «Учимся играть в шашки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Знакомство с игрой в шашки, развитие всех видов мышления, коррекция и развитие произвольного внимания 28.11 ДЕКАБРЬ
16 Подвижная игра «Вейся, венок!». Цель — научить детей водить хоровод. Материал: веночки с цветами и лентами. Игры на свежем воздухе. «Где работают мои родители?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Обучение рассказыванию (составление рассказа по плану), расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления 01.12 17 Подвижная игра «Горелки». Цель — научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту. Тема: Рисование зимнего леса. Рисование с помощью соли. Туристическая прогулка к реке зимой
ЦЕЛИ: Способствовать активному отдыху детей, восстановлению умственной работоспособности,
расширять кругозор учащихся.
Воспитывать навыки культурного и безопасного поведения в природе, возле реки.
«Для чего знать адрес?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления, уточнение места проживания, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 02.12 18 Катание на санках, лыжах
Игра в хоккей
Прыжки через снежный ком Игры на свежем воздухе. Клуб «Светофорик». Рисунки по ПДД Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнение знания ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 03.12 19 Игры: -Прыжки через вал
Прыжки на 1 ноге
Прыгни и брось Туристическая прогулка к реке зимой Письмо Деду Морозу Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие связной речи, умения составления письма, профилактика нарушений письменной речи 04.12 20 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Рисование любимого героя из мультфильма. Моя помощь птицам зимой (трудовая акция)
Ещё о правилах учащихся Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие навыка сознательного соблюдения правил учащимися, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 05.12 21 Упражнения для формирования правильной осанки Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка)
«Читаем сказки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование интереса к УНТ, содействие развитию связной речи, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса 08.12 22 Развитие двигательных качеств Развитие наблюдательности «Рассеянный художник». Игры на свежем воздухе. «Любим добрые поступки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитывать доброе отношение к людям, желание сделать приятное окружающим, активизация словаря 09.12 23 Развитие скоростно-силовых качеств
Игры на свежем воздухе. Стихи к Новогоднему празднику Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование умения выразительно читать стихи, развитие просодической стороны речи, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса 10.12 24 «День — ночь». Цель — развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации. Подвижные игры «Пузырь». Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. «Лёд – это опасно» - советы Айболита Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование навыков безопасной жизнедеятельности, понятия об опасности зимнего льда 11.12 25 Беговые упражнения Тема: «Совершенствование воображения. Рисуем по образцу». Поэтические названия декабря (информационная прогулка)
«Игрушки на ёлку» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать воображение, фантазию, чувство цвета при изготовлении ёлочных украшений 12.12 26 Беговые упражнения Игры на свежем воздухе. Экологический час «Чистый ли снег?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширять представления об окружающем, делать выводы исходя из результатов эксперимента, развивать связную речь 15.12 27 Метания Развитие воображения: «Дорисуй предмет». Наблюдаем за небом и облаками Цель — продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». «Придумываем Новогоднюю сказку» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать воображение, фантазию, связную речь, умение составлять рассказ по плану 16.12 28 Упражнения “на быстроту реагирования” В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка)
Украшаем класс к Новому году Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование положительной мотивации за счёт совместной работы, развитие воображения, творческого потенциала, снятие психоэмоционального напряжения. 17.12
29 Упражнения для развития силы мышц рук, ног и туловища Игры на свежем воздухе. «Нарисуем Новогоднюю открытку» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Содействие развитию тесных семейных отношений, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения, коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления 18.12 30 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: «Новогодняя елка». Рисование руками: ладонью, кулаком, пальцем. Моя помощь птицам зимой (трудовая акция)
Клуб «Светофорик»: «Где можно кататься на санках и коньках?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование безопасности жизнедеятельности, развитие самоконтроля 19.12 31 Развитие общей выносливости Игры на свежем воздухе. Подготовка к Новогоднему празднику Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование положительной мотивации к совместной деятельности, развитие воображения, творческого потенциала, снятие психоэмоционального напряжения, совершенствование умения выразительно читать стихи 22.12
32 Тема: « Новогодняя елка». Рисование руками: ладонью, кулаком, пальцем. Новогодний праздник Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование положительной мотивации к совместной деятельности, развитие воображения, творческого потенциала, снятие психоэмоционального напряжения, совершенствование умения выразительно читать стихи 23.12 33 Ходьба и смешанное передвижение Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка)
Как я провёл зимние каникулы Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование познавательных интересов, положительной учебной мотивации, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, коррекция и развитие связной речи 24.12 34 Бег умеренной интенсивности Снежные чудеса (прогулка-творчество)
«Найди слова в слове» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие речеслухового анализатора, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, коррекция и развитие произвольного внимания 25.12 35 Эстафеты Тема: « Новогодняя елка». Рисование руками: ладонью, кулаком, пальцем. Обморожение (информационная прогулка-беседа)
«Ещё раз о Новом годе» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширять представления об окружающем, истории жизни общества 26.12 36 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Аптека (обществоведческая экскурсия)
Изготовление игры «Домино» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие умения соблюдать правила в совместной игре, формирование и развитие навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 29.12 37 Беговые упражнения
Тема: « Новогодняя елка». Рисование руками: ладонью, кулаком, пальцем. Иней (прогулка с заданием)
Акция «Поможем птицам» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование бережного отношения к птицам, коррекция и развитие мелкой моторики, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления 30.12 ЯНВАРЬ
38 Эстафеты Зимний лес (парк) (экскурсия)
Советы Айболита «Как правильно дышать на улице» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование знаний о своём организме, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, развитие коммуникативных навыков 15.01 39 Беговые упражнения Тема: Рисование ластиком. Свободная тема Январь – сечень, просинец (информационнаяСоставление рассказа-сравнения «Как зимуют дикие и домашние животные» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления 16.01 40 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Игры на свежем воздухе.
Клуб «Волшебные руки» (изготовление поделок из спичечных коробок) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование умения работать ножницами, кистью, клеем и т.п., зрительного и тактильного восприятия, формирование навыков безопасной жизнедеятельности,
коррекция и развитие мелкой моторики, формирование и развитие навыков самоконтроля
19.01 41 Эстафеты Тема: Рисование ластиком. Свободная тема Игры на свежем воздухе. Экологический клуб «Путешествие снежинки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие образного мышления и воображения, закрепление знаний о свойствах снега 20.01 42 Беговые упражнения Магазин (обществоведческая экскурсия)
«Комнатные растения» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Закрепление знаний об уходе за комнатными растениями, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире 21.01 43 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Игры на свежем воздухе. «Нас пригласили в гости …» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формировать понятия о правилах этикета, желание соблюдать их, уметь понятно объяснить необходимость соблюдения этих правил 22.01 44 Эстафеты Занятие по искусству. Тема: «Зима. Зимняя сказка». -Охотник и звери
-Чье звено скорее соберется
-Бег по снежному лабиринту
Клуб «Светофорик» - «О чём ты бы предупредил товарищей?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Повторение и закрепление ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, формирование и развитие навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 23.01 45 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Игры на свежем воздухе. «Весёлый счёт» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие вычислительных навыков, математических понятий и речи, развитие механической и логической памяти 26.01 46 Беговые упражнения Тема: Рисование зимнего леса. Рисование с помощью соли. Ходьба на лыжах по лыжне
Игры по желанию детей «Читаем сказки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать желание внимательно слушать чтение, отвечать на вопросы, участвовать в драматизации 27.01 47 Эстафеты -«Хитрая лиса»
-Проведи шайбу через ворота «Январь – году начало, зиме - середина» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнять зимние признаки, составлять рассказы о зимних развлечениях, активизация словаря 28.01 48 Беговые упражнения Игры на свежем воздухе. Клуб «Светофорик»: «Где можно кататься на санках и коньках?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование безопасности жизнедеятельности, развитие самоконтроля 49 Беговые упражнения Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка)
Этическая беседа «Скромность – это что?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми, коррекция и развитие связной речи 29.01 50 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: Рисование зимнего леса. Рисование с помощью соли. Откуда снег пришел? (прогулка-практикум)
«Календарь и погода» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие словесно-логического мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, совершенствование запаса знаний и представлений об окружающем мире 30.01 ФЕВРАЛЬ
51 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение)
Советы Айболита «Чипсы – это вредно или полезно?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование представление о вредной для здоровья пище – чипсов, газированных напитках, развитие коммуникативных навыков, словесно-логического мышления 02.02 52 Эстафеты Тема: «Пингвины на льдине». Рисование с помощью соли На что похожи снежинки? (творческая прогулка)
Учимся разгадывать кроссворды Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления 03.02 53 Беговые упражнения Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум)
Изготовление ширмы настольного театра Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать образное мышление, умение работать сообща, учить договариваться о работе, развивать коммуникативные навыки 04.02 54 Веселые старты Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием)
Чтение сказки о потерянном времени Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование умения представлять себя в различных ситуациях, находить выход из положения, развитие творческого воображения, коррекция и развитие связной речи
05.02 55 Эстафеты Тема: «Пингвины на льдине». Рисование с помощью соли Снежная сказка (трудовая операция)
«Мы фантазёры» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие воображения, фантазии, умения отличать ложь от фантазии, коррекция и развитие связной речи 06.02 56 Беговые упражнения Лепим снеговика (прогулка-творчество)
«Подарки друзьям» - изготовление сердечек Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Содействие развитию дружеских отношений, сплочению коллектива, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения, коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления 09.02 57 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: «Пингвины на льдине». Рисование с помощью соли Игры на свежем воздухе. Игра «Поле чудес» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие мышления, смекалки, фонематического слуха, зрительного внимания 10.02 58 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Рисунки на снегу Клуб Светофорик «Если не светофора» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Повторение и закрепление ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, формирование и развитие навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 11.02 59 Эстафеты Игры на свежем воздухе. Книги о солдатах Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие положительного отношения к Армии на основе художественной литературы, коррекция и развитие связной речи 12.02 60 Беговые упражнения Тема: «Несуществующее животное». Цель. Развитие воображения, фантазии. Наблюдение за ветром.
Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям то, сто сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег , с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы.
Предложить отгадать загадку (см. ниже) и примету зимы.
Какими другими словами можно назвать метель? (Метелица- небольшая метель; поземка- по земле; буран, буря- сильная метель).
Клуб волшебных рук – подарки папам и мальчикам Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Содействие развитию тесных семейных отношений, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения, коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления 13.02 61 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: «Морозные узоры». Рисование ластиком. Игры на свежем воздухе. Конкурс чтецов (стихи к празднику) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование умения выразительно читать стихи, развитие просодической стороны речи, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса 24.02
62 Эстафеты Прогулка-фантазия Составление рассказа «Мой папа был…» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие интереса к истории семьи, содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения 25.02 63 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Прогулка-задача «Праздник мальчиков» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Доставить удовольствие детям от общения со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения. 26.02 64 Эстафеты Тема: «Морозные узоры». Рисование ластиком. Игры на свежем воздухе. «Вот прошли морозы и весна настала» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие описательной функции речи, активизация словаря признаков, составление сложных слов, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире 27.02 МАРТ
65 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Прогулка-задача Советы Айболита «Как беречь зубы» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование культуры здоровья, развитие навыков коммуникативного общения 02.03 66 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: «Снежинка». Рисование нитками. Весна идет (целевая прогулка)
Клуб волшебных рук – открытка маме, подарки девочкам Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Содействие развитию тесных семейных отношений, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения 03.03 67 Беговые упражнения Игры на свежем воздухе. Стихи о маме (конкурс) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать выразительность чтения, формировать тёплые чувства к маме, бабушке 04.03 68 Веселые старты Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка)
«Моя мама та, что лучше всех» (составление рассказа) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитывать уважение, любовь к маме, желание всегда сделать ей приятное, развивать связную речь 05.03 69 Эстафеты Тема: Рисование животных (под музыку). Рисование гуашью. Водоем (река, озеро) (экскурсия)
Беседа «Чувства одинокого человека» (Человекознание) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование внимательного отношения к другим людям, этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми 06.03 70 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Игры на свежем воздухе. Клуб «Светофорик» «Где играть?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Повторение и закрепление ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, формирование и развитие навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 09.03 71 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Тема: «Аквариум», «На морском дне»
Техника «рисование ребром картона». Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение) Экологический час «Что нужно растению для роста» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, знаний о природе, необходимых факторах роста растений 10.03 72 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Игры на свежем воздухе. «Поговорим об умении дарить подарки» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитывать культуру поведения, правил этикета 11.03 73 Эстафеты Запахи и звуки (прогулка-наблюдение)
Настольный театр «Невыдуманные истории» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие навыков драматизации, умения перевоплощаться, обыгрывать школьные ситуации, делать выводы, умозаключения 12.03 74 Беговые упражнения Тема: «Аквариум», «На морском дне»
Техника «рисование ребром картона». Игры на свежем воздухе. «Математический счёт» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширять и уточнять математические представления, умение применять знание счёта в играх 13.03 75 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. 17 марта – грачевник (прогулка-наблюдение) Викторина по сказкам Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать, уточнять знания детей по содержанию сказок, умения драматизировать отрывки из сказок 16.03 76 Беговые упражнения Тема: «Цветы на окне». Техника «Мятый рисунок» Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция)
Инструктаж по ТБ на каникулы Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование сознательного соблюдения правил техники безопасности 17.03 77 Эстафеты Прогулка-задача Пословицы, поговорки, скороговорки Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать интерес к УНТ, совершенствовать умение говорить выразительно, чётко проговаривая звуки 18.03 78 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Игры на свежем воздухе. «Экологическая сказка» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать творческое воображение, мышление, способствовать формированию связной речи 19.03 79 Беговые упражнения Тема: «Цветы на окне». Техника «Мятый рисунок» Игры на свежем воздухе. «Открытие театра (настольного)» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие творческого воображения, просодической стороны речи, навыков перевоплощения, саморегуляции 20.03 АПРЕЛЬ
80 Эстафеты Игры на свежем воздухе. «1 апреля – праздник смеха» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширять представление детей о празднике в народном календаре, умение различать шутки и плохие поступки 01.04 81 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей За что люди любят Солнце (прогулка с заданием) «Слово утешает и огорчает» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание уважительного отношения к труду, обогащение и активизация словарного запаса, развитие речеслухового анализатора 02.04 82 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Тема: «Смешные портреты». Рисование цветными карандашами. Игры на свежем воздухе. Советы Айболита «Кто долго жуёт, тот долго живёт» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнение знаний о строении и работе человеческого организма, приобщение к здоровому образу жизни, развитие всех видов мышления 03.04 83 Беговые упражнения Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка)
Беседа «Делу время, потехе час» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование знаний о времени, развитие навыка самоконтроля и умения планировать своё временя 06.04 84 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: Рисование на стекле. Гуашь. Кто живет в муравейнике (целевая прогулка) «Планета – земля» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие и расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса 07.04 85 Эстафеты Игры на свежем воздухе. Викторина по произведениям К.И. Чуковского Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнять знание произведений К.И. Чуковского, умение выразительно читать отрывки, драматизировать по содержанию сказок 08.04 86 Беговые упражнения Радуга (прогулка-наблюдение)
Чтение о полёте Ю.А.Гагарина «Первые шаги» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие и расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи, активизация словарного запаса (космос, космонавт) 09.04 87 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Тема: Рисование на стекле. Гуашь. Игры на свежем воздухе. «Рисуем космос» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование знаний о космосе, об истории покорения космического пространства, содействие развитию воображения, творческого рассказывания 10.04 88 Эстафеты Лужа (прогулка-наблюдение)
Беседа «Старый друг, лучше новых двух» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание умения дружить, приходить на помощь в беде, трудностях, развитие коммуникативных навыков, содействовать сплочению детского коллектива 13.04 89 Беговые упражнения Тема: « Весеннее дерево». Рисование акварелью. Правила поведения в природе (беседа)
Клуб «Светофорик» «Поведение в транспорте» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Повторение и закрепление ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 14.04 90 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Адрес школы (целевая прогулка)
Викторина «Угадай-ка» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления 15.04 91 Беговые упражнения Игры на свежем воздухе. Экскурсия «Весна в парке» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие умения передавать красоту природы, описательной функции речи 16.04 92 Эстафеты Тема: « Весеннее дерево». Рисование акварелью. Комбинированная прогулка Театр настольный «Вести из леса» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие умение составлять сценарии мини-спектакля, коррекция и развитие связной речи, выразительности 17.04 93 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Прогулка-фантазия Посещение библиотеки Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнение знаний о необходимости работы библиотекаря, воспитание положительного отношения к книге как к источнику знаний 20.04 94 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Тема: «Алые паруса». Пластилиновые картины. Игры на свежем воздухе. Школа вежливости (Детская риторика) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Совершенствование умения употреблять вежливые слова, общаться в коллективе сверстников и со взрослыми, 21.04 95 Эстафеты Прогулка-задача Советы Айболита «Заниматься спортом – зачем?» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширение знаний о различных видах спорта, его положительном влиянии на организм человека, приобщение к здоровому образу жизни 22.04 96 Беговые упражнения Игры на свежем воздухе. Клуб волшебных рук: игрушки для прогулки (самолёты, парашюты) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать умение и желание самим организовывать игры, изготавливать для них атрибуты, развивать мелкую моторику 23.04 97 Эстафеты Тема: «Алые паруса». Пластилиновые картины. Комбинированная прогулка «Плох тот обед, если хлеба нет» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Расширять знания о хлебе, проследить путь от зёрнышка до хлебной булки, уточнять знания о труде хлеборобов, воспитывать бережливое отношение к хлебу 24.04 98 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Прогулка-фантазия «Летят перелетные птицы» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнять знания детей о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к ним, желание помочь (сделать скворечники, не разорять гнёзда), развивать связную речь 27.04 99 Беговые упражнения Тема: Этюд «Мухомор». Пластилиновые картины. Комбинированная прогулка Рисунки на асфальте «Весна идёт!» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать творческое воображение, желание выразить в рисунке своё видение мира, развитие мелкой моторики 28.04 100 Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей Игры на свежем воздухе. «Читаем стихи о весне» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать выразительность речи, умение слушать стихи, восприятие 29.04 101 Эстафеты Новая игра а) «Палочка-выручалочка»
-«Охотники и зайцы»
«Читаем произведения о весне» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать выразительность речи, умение слушать, восприятие 30.04 МАЙ
102 Эстафеты Май – с цветами (прогулка-наблюдение)
Составление рассказа «Моя любимая книга» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие связной речи (составление рассказа по плану), речеслухового анализатора, всех видов мышления 05.05 103 Беговые упражнения Тема: «Тихий вечер». Монотипия, флористика. Игры на свежем воздухе. Беседа «Подвигу жить!» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание патриотизма, уважения к подвигам героев, развитие коммуникативной функции речи 06.05 104 Беговые упражнения Дождь (информационная прогулка)
Чтение из цикла «О воинских подвигах» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Обогащение знаний детей о трудностях фронтовой жизни, смелости и отваге, привитие любви к чтению, обогащение словарного запаса 07.05 105 Веселые старты Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум)
Стихи к 9 Мая (конкурс) Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развивать выразительность чтения стихов, умения слушать стихи, развивать восприятие, воображение 08.05 106 Эстафеты Тема: Рисование бабочек. Коллективная работа. Игры на свежем воздухе. Конкурс рисунков «Победа!» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи 11.05 107 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Облака (прогулка с заданием)
Линейка памяти. Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи 12.05 108 Беговые упражнения Тема: Рисование бабочек. Коллективная работа. Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение)
Беседа. Дети на войне. Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи 13.05 109 Эстафеты Игры на свежем воздухе. Советы Айболита «Не кричите слишком громко» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Приобщение к здоровому образу жизни, развитие умения регулировать силу и темп своего голоса, слухоречевого анализатора 14.05 110 Беговые упражнения Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение)
Клуб «Светофорик»: «Викторина по ПДД» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Повторение и закрепление ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, навыков самоконтроля, коммуникативных навыков 15.05 111 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Тема: «Зоопарк»
Техника «рисование руками». Как измерить дождь? (прогулка-практикум) «Что могла бы парта рассказать о тебе» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Составление рассказа на предложенную тему, развитие воображения, мышления, связной речи 18.05 112 Эстафеты Игры на свежем воздухе. Посещение библиотеки. Беседа о пионерах – героях. Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Уточнение знаний о необходимости работы библиотекаря, воспитание положительного отношения к книге как к источнику знаний 19.05 113 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. Тема: Играем с пятном. Трудовая атака (прогулка с заданием)
Клуб «Волшебные руки» - плетение плетня Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Развитие образного мышления и воображения, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики 20.05 114 Эстафеты Игры на свежем воздухе. Беседа «Скоро каникулы» Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Составление правил поведения во время каникул, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 21.05 115 Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой.
Игры на свежем воздухе. Инструктаж по ТБ на каникулы Самоподготовка – контроль за выполнением домашнего задания Формирование сознательного соблюдения правил техники безопасности 22.05
Календарно-тематическое планирование «Музыкальное развитие»
№ Тема Содержание Кол-во часов Планируем. фактически
1 Вводное
Музыкальные инструменты Познавательная игра 1 10.11 2 Музыкальные инструменты Мультфильм
Игра «Дирижёр и хор» 2 11.11
12.11 2 Ударные музыкальные инструменты «Волшебный мир музыки» 2 13.11
14.11 4 Духовые музыкальные инструменты «Волшебный мир музыки» 2 17.11
18.11 5 Духовой оркестр «Волшебный мир музыки» 2 19.11
20.11 6 Музыка флейты «Волшебный мир музыки» 2 21.11
24.11
7 Музыкальные загадки
Поиграй - кА Повторение знакомых полюбившихся игр, ребусы, кроссворды, загадки 3 25.11
26.11
27.11 8 Нарисуем музыку Арт-терапевтическое упражнение и выполнение рисунка 4 28.11
1.12
2.12
3.12 9 Опера Беседа Просмотр мультфильма «Опера для маленьких» обсуждение 4 4.12
5.12
8.12
9.12 10 «Муха – цокотуха» М.Красев опера – игра Разучивание сценария распределение ролей, знакомство с музыкой 3 10.12
11.12
12.12 11 Поиграй - кА Игры «Вслух и про себя», «Озвучить стихотворения», «Чья птичка пропоет дольше», «Ковёр самолет», «Земля-воздух-солнце», «Колечко» 4 15.12
16.12
17.12
18.12
12 Тралик и Валик Мультфильм 1 19.12
13 Музыкальные сказки Сказки сочиняем и рисуем 1 22.12 14 Игра «Угадай мелодию» Знакомые песни 2 23.12
24.12 15 Новогодние забавы Новогодние пляски 1 25.12
26.12 16 В гостях у Деда Мороза Новогодние песни 2 29.12
30.12 16 Ритмические игры Сильная и слабая доли, подготовка к теме «Длительности» 2 13.01
14.01 17 Страна музыки «Волшебный мир музыки» 2 15.01
16.01 18 Новые незнакомцы пиано и форте Определение на слух, исполнение динамики в песне, речевая игра «Знаки динамики» 2 19.01
20.01 19 Рассказы старого пианино «Волшебный мир музыки» 2 21.01
22.01 20 Гармонь «Волшебный мир музыки» 1 23.01 21 Орган «Волшебный мир музыки» 2 26.01
27.01 22 Дом для феи музыки «Волшебный мир музыки» 2 28.01
29.01 23 Что такое песня Беседа, песни о маме 2 30.01
2.02 24 Симфонический оркестр
Дирижёр и оркестр Беседа, игра «Дирижёр и оркестр», сказка 2 3.02
4.02 25 Вальс Сказка, слушание музыки 2 5.02
6.02 26 Марш Песни марш 2 9.02
10.02 27 Музыкальные загадки Знакомые загадки 2 11.02
12.02 28 Сказки о музыке Мультфильм 2 13.02
24.02 29 Музыка природы Нарисуем музыку 1 25.02 30 Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах Алтайская, алжирская, абхазская
Пение песен народов мира 3 26.02
27.02
2.03 31 Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах Грузинская новелла, Индийская, казахская
Пение песен народов мира 2 3.03
4.03 32 Песенки о маме Песни для мам 4 5.03
6.03
9.03
10.03 33 Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах Китайское предание, корейская, русская
Пение песен народов мира 3 11.03
12.03
13.03 34 Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах Эстонская, шотландская
Пение песен народов мира 2 16.03
17.03 35 Ритмические длительности Определение на слух и прочтение карточек (половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза) 2 18.03
19.03 36 Пословицы Беседа. Игры с пословицами (составь пословицу, выбери лишнее слово и т.д.) 4 20.03
1.04
2.04
3.04 37 Народная песня. Беседа. Разучивание народных песен. 2 6.04
7.04 38 Народная песня. Нарисуем песню. 3 8.04
9.04
10.04 39 Народная песня. Нарисуем афишу 2 13.04
14.04 40 Народная песня. Народные игры «Бояре», «А мы просо сеяли» и т.д. 3 15.04
16.04 41 Народная песня. КВН по народным песням 2 17.04
20.04 42 Поиграй - кА «Что услышал ты в лесу», «На чём играет зайка», Аты баты», «Чей голос звучит» 2 21.04
22.04 43 Танец Беседа о жанрах 1 2 23.04
24.04 44 Танец «В стране музыкальных волшебников» Музыка Е.Адлера, сценарий Т.Ведровой, стихи Л.Дымовой2 27.04
28.04 45 Танец «В стране музыкальных волшебников» Музыка Е.Адлера, сценарий Т.Ведровой, стихи Л.Дымовой2 29.04
30.04 46 Танцевальные игры «Если нравится тебе» 4 7.05
8.05
05.05
6.05 47 Танцевальные игры «Если весело тебе» 2 11.05
12.05 48 Танцевальные игры «Руку правую вперёд» 2 13.05
14.05 49 Танцевальные игры «Мы сейчас пойдём направо» 2 15.05
18.05 50 Песни о лете «Лето» 2 19.05
20.05 51 Песни о каникулах «Каникулы» 2 21.05
22.05 6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для реализации программного содержания используются:
Спутник классного руководителя.1-4 кл. (авт. – сост.Н.А.Максименко. – Волгоград»Учитель, 2008.
Т.И.Бакланова «Планета знаний» - «Музыка» - Москва “Астрель” – 2010.
Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" -2009.
А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки» - Москва “Амрита – Русь” – 2011.
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Т.Э.Тютюнникова «Сто секретов музыки для детей» - СПб: ЛОИРО,2003
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры» - М.: Просвещение, 2011.
И.Бодраченко «Музыкальные игры» - Москва “Айрис – Пресс” – 2009
Л.Абелян «Как рыжик научился петь» - М.: Советский композитор – 2012.
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2010.
Информационно-коммуникативные средства.
1. Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Аудиоцентр.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Экран проекционный.
«Рассмотрено» Протокол ШМО № _______ от «_____»________.2014г. Руководитель ШМО_________________ Коробова Т.В. «________»______________ 2014г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________________ Дюшкова И.А. «________»______________ 2014г.