Урок по обществознанию в 7 классе на тему Золотые руки работника
Конспект урока по обществознанию
Класс: 7
Тема урока: Золотые руки работника. (2 урок)
Цели:
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности и возможности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
- познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, с понятиями «высококвалифицированный труд»;
- подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда мастеров прошлого и настоящего;
- продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, выставка работ Николаева А.М., компьютерная презентация к уроку.
Оформление класса:
Выставка изделий учителя технологии Николаева А.М.
Оформление раздела стенда «К уроку», в котором даны новые понятия к данному уроку.
Оформление доски: на доске записана тема урока и план урока.
Задание на урок: 3 учащимся подготовить сообщения о мастерах нашей деревни.
Приглашенные на урок: Николаев А.М.
Ход урока
Организация урока.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы параграфа «Золотые руки работника». Желаю нам всем плодотворной работы.
Актуализация изучения темы:
Начать урок хотелось бы с ознакомления с
Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева от 7 сентября 2015 г. № 119 в Чувашии2016 год объявлен Годом человека труда.
К О М М Е Н Т А Р И Й к Указу Главы Чувашской Республики «Об объявлении
в Чувашской Республике 2016 года Годом человека труда»
Чувашская Республика славится трудолюбивым народом. Труд является основой благополучия семьи и общества. «Eзчен зын eмeр мухтавра – трудолюбивый человек испокон в почете», – говорится в чувашской пословице. Поэтому как нельзя кстати будет изучение этой темы урока.
Для начала разгадаем кроссворд
Одно из основных проявлений (элементов) экономики (Обмен)
Трудовое денежное вознаграждение (Зарплата)
Знаменитый скрипичный мастер (Антонио Страдивари)
Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (Потребитель)
Обмен одного товара на другой без помощи денег (Бартер)
Тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг (Производитель)
Специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки. (Квалификация )
Экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли (Бизнес)
Продукт труда, произведенный для продажи или обмена (товар)
Хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров (экономика)
-Какое слово получилось?
-Мастерство
-Каждый ли может стать мастером?
Ответы детей
-Для чего нужно стремиться стать мастером своего дела?
-В том числе, чтобы получать достойную зарплату
План урока на доске:
1. Из чего складывается мастерство работника.
2. Труд и зарплата.
3. Количество и качество труда.
Основополагающий вопрос нашего урока:
Вспомнить из чего складывается мастерство работника и выяснить от чего зависит заработанная плата работника?
Раздаются карточки для актуализации знаний. В них необходимо отметить знаками Знаю+, не знаю-, хочу узнать –смайлик
Вопрос
Из чего складывается мастерство работника?
Что называют трудовым денежным вознаграждением?
Чем определяется размер заработанной платы?
Можно ли судить по объему произведенного продукта и затрачиваемого на труд времени о количестве труда работника?
Что такое резюме?
Начало урока
Окончание урока
Отложите карточки в сторонку. В завершении урока посмотрим, получили ли вы ответы на свои вопросы.
Проверка домашнего задания.
Сейчас я раздам некоторым ребятам карточки. На подготовку дается 3 минуты.
Выполнение работы по карточкам (выполняют 4 ученика);
Карточка №1
На какие вещи согласно притче можно смотреть бесконечно долго?
О ком говорят «мастер – золотые руки». Можно ли это выражение применять к людям разных специальностей?
Карточка №2
Как сохраняются секреты старинных ремесел?
Где можно увидеть изделия народных умельцев?
Карточка №3
Какими чертами характера обладают мастера – ремесленники?
Приведите примеры мастеров прошлого.
Карточка №4
Какие качества работника ценятся в современном обществе?
Где можно получить профессиональные знания?
В каких областях для работы человеку нужны особые способности?
2)В это время беседа с учащимися:
Работа с пословицами и поговорками.
- Ребята, кто придумал выражение "Мастер - золотые руки"?
(народ)
- Также народ придумал много пословиц и поговорок о труде. Какие вы можете назвать? Я буду называть часть пословицы, а вы доскажите другую часть.
Землю красит солнце, а человека труд.
Делу время, а потехе час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Слаще всех плодов плод человеческого труда.
Развернутый ответ учащихся по карточкам.
Слайды к 2 карточке
-И сегодня продолжают жить искусство золотого дерева Хохломы (слайд), жостовских подносов (слайд), гжели (слайд ярких, нарядных дымковских игрушек (слайд) финифти (слайд) лаковой миниатюры Палеха (слайд №).
- К представителям каких профессий можно применить выражение «Мастер – золотые руки»?
- На прошлом уроке мы познакомились с Антонио Страдивари. Можно ли назвать его мастером, у которого золотые руки? Почему?
- В нашем селе тоже есть мастера?
- Кого вы можете назвать, чем они занимаются?
На наш урок приглашен один из умельцев - это учитель технологии и ИЗО нашей школы Николаев Александр Михайлович
- Когда, где и как вы научились творить такие чудеса?
- Кто Вас этому научил?
- Какие изделия вам нравится больше всего «творить»?
Выступление Николаева А.М.
Изучение новой темы
1. Вводная беседа с учащимися:
Задача для учащихся:
- Как вы думаете, ребята, чем же необходимо овладеть человеку, чтобы стать мастером своего дела?
- Нужно получить знания, овладеть умениями и навыками.
Вспомним, из чего складывается мастерство работника:
Ответ ученика
1. Квалификация – специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки.
Учитель: В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта различают какой труд?
Труд:
Высококвалифицированный (сложный)
Например: врач, учитель, инженер, системный администратор;
Малоквалифицированный (простой)
Например: дворник, грузчик, официант.
Работа в группах:
- Сейчас мы с вами побываем в театре пантомимы. Знаете, что это такое?
Работаем в группах. Учитель раздает карточки. Ребята, ничего не говоря, с помощью мимики и жестов изображают профессию, которая там написана. А остальные ребята, должны отгадать какую профессию нам они покажут. И какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
1. Дворник
- Эта профессия высококвалифицированная или малоквалифицированная?
Почему малоквалифицированная?
- А сейчас это же самое проделает вторая группа. А остальные ребята угадайте, какую профессию они показывают.
2. Официант
- Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
3. Врач
- Какая эта профессия?
4. Ветеринар. Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
5. Учитель
Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная? Докажите, что высококвалифицированная.
Учитель:
-Какой труд наиболее востребован? Высоко или малоквалифицированный?
-Высококвалифицированный.
-Ребята, сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд?
Вывод: В современном обществе растет высококвалифицированный труд, поскольку растет компьютеризация производства, появляются новые отрасли и новые специальности, развивается робототехника и автоматизация.
Цитата председателя кабинета министров России Д.А. Медведева
-Ребята, а для чего человек трудится?
-Ответы учеников (чтобы удовлетворять потребности, получать зарплату)
3. Труд и зарплата.
Запись в тетради
28.01.16 г.
Труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Заработанная плата – это плата за выполненную работу или трудовое денежное вознаграждение.
Система оплаты труда:
А) Повременная – заработанная плата работника за отработанное время.
Б) Сдельная – заработанная плата за выполненный объем работы или за количество произведенной продукции работником.
Существует дифференциация (различие) оплаты труда в зависимости от вида экономической деятельности. То есть все работники получают не одинаковую зарплату. Почему? От чего она зависит?
Причины повышения заработанной платы: (работа по учебнику с.101)
Запись в тетради
Сложность труда и уровень квалификации
Условия труда.
Социальная значимость труда.
Степень риска при занятиях данным трудом.
Уникальность труда.
Качество и количество труда.
4. Количество и качество труда.
Количество труда – это объем произведенного продукта.
Качество труда – это качество произведенного продукта.
-Квалификация работника влияет на количество и качество труда. Квалифицированного работника, который трудится быстро и качественно, люди с уважением называют мастером. Среди таких мастеров
Калашников Иван Тимофеевич-создатель стрелкового оружия.
И наши земляки
Григорьев Фирс Григорьевич-врач
Андреев Николай Степанович-руководитель сельскохозяйственного предприятия.
V. Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Знания на каждый день» с. 104-105
-Проанализируйте данные рубрики. Какие знания и умения требуются на рынке труда?
-Наличие образования, лучше высшего, умение работать с компьютером, желателен опыт работы, знания иностранных языков и др.
Резюме (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «течение жизни», жизнеописание) -документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
IV. Закрепление изученного. Подведение итогов урока.
Какие качества требуются от современного работника?
Чем определяется размер зарплаты людей разных профессий?
Какие системы оплаты труда существуют? описаны:
За свой труд рабочий завода получает заработанную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идет домой, уверенный в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно выполненном задании.
(Повременная оплата труда)
Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, так как из-за аварии на линии электропередачи не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1%от каждого собранного компьютера.
(Сдельная оплата труда)
V.Анализ урока. Выставление оценок.
Возьмите карточки, где вначале урока вы отмечали насколько знаком вам материал урока. Получили ли ответы на вопросы, которые вызывали у вас сомнения?
VI. Домашнее задание
Прочитать параграф 9. Вопрос 8 с. 107 письменно
Завершить урок хотелось бы стихами Михаила Исаковского
Пройдут года, настанут дни такие,
Когда российский трудовой народ,
Вот эти ваши руки молодые
Руками золотыми назовет!