Урок по развитию речи в 3 классе по теме Домашние птицы. Утка для школ VIII вида
Конспект урока по развитию речи 3 класс.
Тема: «Домашняя птица – утка».
Цель: Уточнение и расширение представлений о домашней птице-утке.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о внешних признаках утки.
Коррекционные: развивать связную устную речь учащихся через полные ответы на вопросы; обогащать словарь учащихся; развивать произвольное внимание, наблюдательность, память; развивать умение выражать свои эмоции и чувства.
Воспитательные: формировать интерес к предмету, изучению животных; воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Какой сейчас урок?
- Чему учимся на уроке развития речи?
- Где вам это пригодиться?
- Хотите узнать больше об окружающем мире?
Так вперёд со мной за знаниями!
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Проблемное задание с недостающими данными.
- Угадайте по подсказке о ком сегодня пойдёт речь на уроке?
Это живое существо, живёт рядом с человеком и приносит ему пользу.
(Выслушиваю ответы детей.)
…, ты сказал, что это … . Почему так решил?
(1-2 ответа.)
- Животных много, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу, достаточно ли подсказок, чтобы правильно угадать?
(Ученики: нет.)
- Ещё подсказка: у них есть крылья…
- Правильно, а вот какие это птицы мы узнаем, побывав в гостях у бабушки Маши.
3.Актуализация знаний.
- Посмотрите, куда же мы с вами попали?
- На птичий двор. Кого здесь только нет! Перечислите, кого вы видите. (Петух, курица, гусь, утка, индюк)
- Как их можно назвать, одним словом? (Домашние птицы.)
- Отгадав загадку, вы узнаете , о какой именно домашней птице пойдёт сегодня речь.
Пухом богата,
Клюв – лопата,
В речке бродит,
Вперевалку ходит. (Утка.)
- О ком пойдёт речь на уроке?
Тема урока (на доску помещается таблица с темой урока):
Домашние птицы. Утка.
- Сегодня поговорим об особенностях этой птицы.
- Будьте внимательными, активными и у вас все получится отлично!
4.Введение в тему.
- Взошло солнышко. Покормила бабушка своих птиц и присела отдохнуть.
Пока бабушка отдыхает, мы поговорим об утке.
Упражнения на развитие умения анализировать строение тела утки.
Учащимся демонстрируется предметная картинка с изображением утки.
– Кто это? (Утка.)
- А знаете ли вы, ребята, что домашние утки произошли от диких уток крякв, одомашненной около трёх тысяч лет назад. Домашние утки стали намного больше и тяжелее своих предков, поэтому, далеко летать они уже не могут. Кроме того, у них изменилась окраска перьев, они совсем не боятся людей.
И сегодня мы будем говорить, именно, о домашней утке.
Учитель демонстрирует учащимся предметные картинки с изображением утки.
– Рассмотрите внимательно картинку.
Назовите основные части утки.
– Это что? (Голова.)
– Какого размера? Формы? (Голова небольшая, овально-треугольной формы.)
– Это что? (Шея.)
– Какая шея? (Длинная, гибкая.)
– Что ещё есть у утки? (Туловище, хвост, крылья, лапы.)
2.Работа над темой.
– А сейчас мы выполним с вами действия, которые делает утка.
Пёстрая крякушка
В воде купается.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
– Как называют утку? (Крякушкой.) Почему?
– Утка умеет крякать, поэтому её и называют крякушкой.
- А как она крякает? (Кря-кря…)
3. Опыт.
– Ребята, а как вы понимаете такие слова?
Утка в воде купалась,
Сухой осталась.
– Послушайте, почему утки выходят из воды сухими.
– У уток пёрышки покрыты жиром, который не даёт им промокнуть. Тело утки выделяет жир. Птица смазывает им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся на воде.
– Проверим это. Возьмём два ватных тампона. Один из них окунём в масло.
– Какой из них утонет?
– Посмотрите, промасленный - плывёт, а сухой – утонул.
– Теперь вам понятно, почему оперение утки не пропускает воду? Жир отталкивает воду и позволяет птицам прекрасно держаться на поверхности.
4)Рассказ учащимися класса.
– Ребята из класса проявили инициативу и приготовили рассказ. Внимательно послушаем их.
– Утка – водоплавающая домашняя птица с удлинённым телом и длинной гибкой шеей. Плоский и заострённый клюв помогает утке добывать корм в воде. Питается утка мелкими улитками, насекомыми, различными растениями, которые она захватывает вместе с водой, а затем через боковые роговые пластинки воду отцеживает, а оставшуюся пищу проглатывает.
- Три передних пальца утки соединены кожистой перепонкой, поэтому утка во время плавания загребает лапами, как вёслами. Ноги у уток расположены немного дальше от середины туловища, ближе к задней части туловища. Поэтому утка ходит по земле, переваливаясь из стороны в сторону.
- Утки хорошо плавают и ныряют. Над хвостом у уток есть небольшое выпуклое место, в котором накапливается жир. Часто можно наблюдать, как утки смазывают этим жиром свои перья. Надавливая клювом на основание хвоста, они выдавливают капли жира, захватывают клювом каждое пёрышко, пропуская его через щель между верхней и нижней половинками клюва. Смазанные таким образом перья не намокают, и утка выходит из воды почти сухой. Выйдя из воды, утка стряхивает оставшиеся капельки воды. Перья у уток бывают разного цвета – серого, белого, чёрного и др.
- У маленьких, недавно вылупившихся из яиц утят ножки очень слабые. Щипая травку, они часто падают назад. Но зато воды они не боятся, смело прыгают в неё и сразу же плывут. Мать подзывает детёнышей криком: «Кря-кря».
Люди давно поняли, что разводить уток выгодно, ведь они дают человеку вкусное мясо, перо (из которого изготовляют подушки, перины, одежду (пуховики), украшения).
Утка несёт яйца, только яйца утки человек не употребляет в пищу. Из яиц вылупляются маленькие утятки.
- Что нового узнали об утке?
6.Физминутка.
-Проснулась бабушка Маша, а птиц нет.
Давайте разомнёмся, поможем бабушке найти их.
Утка рано по утру
Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (трём ладошки)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Жёлтеньких моих утят. (наклоны головой)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз)
- Успокоилась бабушка, все птицы на месте, и отправилась домой.
5.Словарная работа.
- Во время рассказа вы услышали новое слово: водоплавающая. Как вы понимаете это слово? (Водоплавающие ведут водный образ жизни.)
7. Первичное закрепление (тест)
Ещё раз вспомним содержание нового материала, выполнив следующие задания:
1 вопрос: К какой группе относиться птица - утка?
а) насекомые
б) рыбы
в) дикие животные
г) домашние птицы
2 вопрос: Чем покрыто тело утки?
а) шерстью;
б) перьями;
в) чешуёй.
3 вопрос: Что выделяет тело утки?
а) жир;
б) воздух.
Проверка.
1г2б3а
9.Самостоятельная работа по группам.
Ребята, предлагаю вам выполнить задания по группам.
Первой группе – составить картинки утки и составить предложение о ней.
Работать вы будете у доски.
Второй группе – Подбор слов-действий.
– Что умеет делать утка? Подбери слова-действия, отражающие поведение утки.
– Утка умеет … (плавать, нырять, переплывать, чирикать, отплывать, крякать, щипать, загребать лапками, высиживать утят, варить.)
Третья группа - вам надо дополнить рассказ данными словами.
Дополнение рассказа.
У утки клюв … . Лапы жёлтые, … . Перья утки смазаны … . Утка учит утят …, …, … .
Словарь: жиром, широкий, плавать, перепончатые, нырять, добывать корм.
Спросить ещё раз у детей по группам, что им надо сделать.
Как вы должны работать?
Проверка выполнения заданий.
Все ребята готовы. Проверим, как выполнили задание.
Итак, 1 группа.
Оцените свою работу.
Ребята, вы молодцы! Оцениваю.
Прошу пройти вас на свои места.
Итак, 2 группа.
Оцените свою работу.
Ребята, вы молодцы! Оцениваю.
Прошу пройти вас на свои места.
Итак, 3 группа.
Оцените свою работу.
Ребята, вы молодцы! Оцениваю.
Прошу пройти вас на свои места.
Итог: Ребята мне очень понравилось, что вы работали дружно, и каждый из вас принимал активное участие в работе своей группы.
10.Обобщение
– О ком мы сегодня говорили на уроке?
– Почему эти птицы нужны человеку?
11.Рефлексия.
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.
- Где пригодятся вам эти знания?
Дома, пожалуйста, вспомните, какие сказки знаете, в которых говорится об утке. Придёте домой расскажите своим родным о том, что вы сегодня узнали.
Спасибо за урок! С вами было интересно работать!
А в заключение посмотрите видеофильм про уток.
Домашнее задание по теме: "Домашние птицы"
Дети должны усвоить, названия домашних птиц и их птенцов, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку; любовь человека к домашним птицам и животным.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: домашние птицы, птичник, птицеферма, п+тицефабрика, птич¬ница, цесарка, курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень индюк, индюшка, птенец, клюз, туловище, гребень, перо, лапы, перепонки, когти; гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает.
Грамматический строй
1. «Кто чем питается?» (усвоение категории творительного падежа. Полный ответ!)Утка питается водорослями, травой, червяками(петух, курица, гусь, индюк)
2. «Кто кем будет?» (закрепление названий птенцов + логическое мышление + творительный падеж ;Гусенок будет ... (гусем или гусыней). (утенок, индюшонок, цыпленок)
3. «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе):Гусь гогочЕТ, а гуси ... гогочУТКурица кудахчЕТ, а куры ... кудах+чУТ Индюк болбочЕТ, а индюки … болбочУТ. Петух кукарекаЕТ, а петухи … кукарекаЮТ. Утка крякаЕТ, а утки … крякаЮТ.4. «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных):Гребешок у ПЕТУХА чей? – петушиный(хвост, перья, крыло, бородка, характер)Мясо у КУРИЦЫ чьё? – куриное(яйца, голос, голова)Лапы у УТКИ чьи? -утиные (клюв, перо, лапа)Клюв у ГУСЯ чей? -гусиный (мясо, кожа, пух, перья)Перо у ИНДЮКА чьё? - индюшиное (клюв, голос, голова, яйца)
5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и надеже):Одна утка, две утки, пять уток.(гусь, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок)
Связная речь
Составление рассказа о домашних птица
КТО ЭТО?
ЦВЕТ
ЧАСТИ ТЕЛА
ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?
ГДЕ ЖИВЁТ?
ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ
Что-то на нашем птичьем дворе какой-то переполох!
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей они,
Попадут в беду одни!
- Утка – водоплавающая домашняя птица с удлинённым телом и длинной гибкой шеей. Плоский и заострённый клюв помогает утке добывать корм в воде. Питается утка мелкими улитками, насекомыми, различными растениями, которые она захватывает вместе с водой, а затем через боковые роговые пластинки воду отцеживает, а оставшуюся пищу проглатывает.
- Три передних пальца утки соединены кожистой перепонкой, поэтому утка во время плавания загребает лапами, как вёслами. Ноги у уток расположены немного дальше от середины туловища, ближе к задней части туловища. Поэтому утка ходит по земле, переваливаясь из стороны в сторону.
- Утки хорошо плавают и ныряют. Над хвостом у уток есть небольшое выпуклое место, в котором накапливается жир. Часто можно наблюдать, как утки смазывают этим жиром свои перья. Надавливая клювом на основание хвоста, они выдавливают капли жира, захватывают клювом каждое пёрышко, пропуская его через щель между верхней и нижней половинками клюва. Смазанные таким образом перья не намокают, и утка выходит из воды почти сухой. Выйдя из воды, утка стряхивает оставшиеся капельки воды. Перья у уток бывают разного цвета – серого, белого, чёрного и др.
- У маленьких, недавно вылупившихся из яиц утят ножки очень слабые. Щипая травку, они часто падают назад. Но зато воды они не боятся, смело прыгают в неё и сразу же плывут. Мать подзывает детёнышей криком: «Кря-кря».
Люди давно поняли, что разводить уток выгодно, ведь они дают человеку вкусное мясо, перо (из которого изготовляют подушки, перины, одежду (пуховики), украшения.
Утка несёт яйца, только яйца утки человек не употребляет в пищу. Из яиц вылупляются маленькие утятки.
34480526035
37465367030
12573045085
342265490855
11430104140
408940215900
230505203835