Урок по развитию речи в 1 классе «Дикие и домашние птицы»
Крючкова Оксана Владимировна,
учитель начальных классов,
Урок по развитию речи
в 1 классе
«Дикие и домашние птицы»
Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела!
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше возьмете тепла.
Цели занятия:
Закрепить знания о диких и домашних птицах, учить правильно называть семью домашних птиц.
Формировать желание общаться со сверстниками и взрослыми.
Побудить детей к осознанию собственной внутренней позиции.
Развивать речь учащихся:
- развивать умение учащихся давать полные ответы на вопросы педагога;
- развивать диалоговые формы общения;
- следить за правильным произношением слов;
- активизировать словарь учащихся.
Развивать восприятие, внимание и наблюдательность, память, мышление детей, выразительность мимики, жестов.
Способствовать развитию творческого воображения детей.
Воспитывать желание помочь, поддержать (никто не имеет права смеяться над другими, т.к. каждый имеет "право на ошибку"), посочувствовать, порадоваться за другого.
Оборудование: экран, проектор; карточки, на которых изображены по четыре птицы.
Ход урока.
I. Оргмомент. Настрой на совместную деятельность.
Педагог – психолог. Здравствуйте, дети! (Педагог улыбается детям.)
Ученики. Здравствуйте!
Педагог. Ребята, улыбнитесь, подарите свою улыбку друг другу. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, надо улыбаться и слушать хорошую музыку. Я сейчас включу замечательную музыку, а вы, прослушав ее, скажите, что она вам напомнила. (Педагог включает мелодию со звуками природы, птиц композитора Корциолли.)
Ученики. Мне напомнила эта музыка лето А мне прогулку по лесу
Педагог. Вам понравилось, как пели птицы?
Ученики. Да, понравилось. Очень красиво звучала мелодия, пели птицы.
Педагог. Да, действительно, птицы поют очень красиво, трепетно, их пение завораживает
II. Сообщение целей занятия.
Педагог. Вы уже, наверное, догадались, о ком сегодня мы будем разговаривать?
Ученики. Мы сегодня будем говорить о птицах.
Педагог. Правильно!
III. Работа над темой занятия.
Игра – беседа.
Педагог: Давайте еще раз прослушаем пение птиц и назовем их. ( Педагог включает музыку.)
Педагог. Итак, пение каких птиц вы услышали?
Ученики. Мы услышали пение кукушки, соловья
Педагог: Ребята, эти птицы где живут?
Ученики: Эти птицы живут в лесу.
Педагог: Они домашние или дикие?
Ученики: Птицы, пение которых мы услышали, они дикие.
Педагог. Верно. Покажите, как соловей готовится к пению, как вытягивает шейку. (Педагог вместе с детьми изображает соловья.)
Педагог. Молодцы! Что еще вы услышали?
Ученики. Стук дятла.
Педагог. Изобразим дятла: указательным пальцем правой руки постучим о ладонь левой руки. Молодцы! А теперь указательным пальцем левой руки постучим о ладонь правой руки. Молодцы! (Дети повторяют все движения за педагогом.)
Педагог. А кто в лесу стрекочет? Непоседа птица эта, одного с березой цвета. Верещунья, белобока, а зовут ее
Ученики. Сорока.
Педагог. Молодцы! Кто носит серенький жилет, но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар и кричат, кричат: кар, кар.
Ученики. Вороны.
Педагог. Какие же вы все молодцы!
Игра – перевоплощение.
Педагог. Ребята, в лесу очень – очень много птиц. Давайте представим, что мы – птички. Встаньте. Закройте глазки и присядьте – птички сидят на ветке и спят. Вот пригрело солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись(Дети повторяют движения за педагогом.) Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички Снова птички полетели и опустились на птичий двор Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А во дворе кого только нет: и важный – преважный индюк, и гордый петух, и куры – хохотушки, и утята непослушные, и гусь задира Погостили птички у них и полетели обратно. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули А теперь откроем глазки и снова станем детьми. Ребята, садитесь на свои места.
Игра – беседа с обсуждении.
Педагог. Вспомните, когда вы были птичками, кого вы видели на птичьем дворе?
Ученики. Мы видели на птичьем дворе важного индюка.
Педагог. Давайте, изобразим его. Как мы будем изображать индюка?
Ученики. Зазнайка, шея вытянута, на всех смотрит свысока, руки сложим сзади, ходит важно (Дети вместе с педагогом изображают индюка.)
Педагог. Молодцы! Ребята, а как называют малыша индюка? (Педагог на экране показывает семью индюка.)
Ученики. Малыша индюка называют индюшонком.
Педагог. Правильно! А маму индюшонка?
Ученики. А мама - индюшка.
Педагог. Правильно! Кого еще видели на птичьем дворе?
Ученики. Еще мы видели гордого петуха.
Педагог. Давайте, изобразим и петуха. (Дети «показывают» петуха.) Молодцы! А теперь изобразим кур – хохотушек. (Дети «показывают» кур.) Молодцы!
(Педагог на экране показывает семью петуха.) Назовите детишек петуха и курицы.
Ученики. Детки петуха и курицы - это цыплята.
Педагог. Правильно! Вспомните, кого еще видели?
Ученики. Еще мы видели непослушных утят.
Педагог. А как называют маму и папу утят?
(Педагог на экране показывает семью утят.)
Ученики. Маму утят называют уткой, а папу – селезень.
Педагог. Правильно! Молодцы! И кто же еще был на птичьем дворе?
Ученики. Еще на птичьем дворе был гусь – задира.
Педагог. Давайте-ка, и его изобразим. Почему он задира?
Ученики. Он всех щипает, накидывается (Дети «показывают» гуся.)
Педагог. Молодцы! (Педагог на экране показывает семью гуся.) Назовите малыша гуся.
Ученики. У гуся малыш - гусенок.
Педагог. Правильно! А кто его мама?
Ученики. Мама гусенка – это гусыня.
Педагог. Правильно! Ребята, как называются птицы, живущие на птичьем дворе?
Ученики: Они домашние.
Педагог: Верно. Ребята, вы все молодцы! (Экран закрывается.)
Групповая работа с карточками.
Педагог. Внимание. Я сейчас раздам вам карточки, на которых изображены птицы. Работаем парами. Задание такое: надо назвать птиц и выделить «лишнюю». Понятно?
Ученики. Понятно. (Педагог раздает каждой паре по карточке.)
Педагог. Итак, как вы думаете, какая птичка «лишняя» и почему?
Ученики. «Лишняя» потому, что эта птица домашняя. (Или, «лишняя» потому, что птица – дикая.)
Педагог. Молодцы, ребята! Справились с заданием. ( Слайд с дикими и домашними птицами.) Интересно, а почему одних птиц называют домашними, а других – дикими?
Ученики. Домашние птицы не умеют летать, добывать корм, живут с человеком. А дикие птицы заботятся о себе сами.
Педагог. Правильно!
Составление описательного рассказа о птице по плану.
Педагог. Ребята, а давайте сейчас будем угадывать птицу. Каждый загадает свою, расскажет о ней: домашняя она или дикая, какое у нее оперение, цвет, крылья, хвост, лапки, чем питается. А остальные дети будут угадывать. (Каждый ребенок рассказывает о загаданной им птице.)
IV. Обсуждение занятия с детьми.
Педагог. Ребята, вы – молодцы! Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? Что доставило радость? Может быть что-то огорчило? А что у вас получилось лучше всего?(Педагог обсуждает занятие с детьми.)
V. Ритуал окончания занятия.
Педагог. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и вам будут рады!