Классный час, посвященный 10-летию трагедии в Беслане
-1099185-767715
МБОУ Лицей №8 г. Махачкалы
Республика Дагестан
"
" Когда чужая боль
становится своей"
(классный час, посвященный
10- летию трагедии в Беслане)
Кл. рук. 51 класса
Саратовкина Н.Г.
Цель мероприятия:
- формирование у учащихся представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.
Задачи:
- рассказать о трагических событиях в Беслане;
- вызвать осуждение к террористическим актам;
- развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма;
- раскрыть лексическое значение слов «террор», «терроризм».
Ход мероприятия:
I. Вступительная беседа:
- Ребята, с каким настроением вы идете каждый год в школу 1 сентября?
- А какое настроение у ваших родных в этот день?
- Как вы думаете, почему вы все испытываете похожие чувства в этот день?
II. Словарная работа.
Давайте обратим внимание на значения слов, которые мы будем сегодня неоднократно произносить.
“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы.
Терро́р (лат. terror — страх, ужас) — устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора.
Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Сегодня, 3 сентября, в российском календаре обозначен как день солидарности в борьбе с терроризмом.
Сентябрь 2004-го… Казалось бы, совсем недавно. Но вот настала памятная дата, круглая дата. В сентябре 2014 года исполняется уже 10 лет с момента трагических событий в Беслане — захвата школы и гибели 334 человек, в том числе 186 детей. Пора вспомнить нам всем о событиях тех страшных дней, которые забывать нельзя, поскольку преступлений, подобных этому, история почти не знает.
1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу N1 в городе Беслан в Северной Осетии.
На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвящённая Дню знаний. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству.
Школу захватили 17 террористов, среди которых мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Боевики были одеты в черное, их лица скрыты масками. На террористах были надеты пояса шахидов, они вооружены гранатометами и стрелковым оружием.
В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детских садов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей. Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Террористы были вооружены до зубов. Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они отобрали порядка 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окнам. У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные устройства, в спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с издевательствами и оскорблениями.
Террористы начали озвучивать свои требования. Текст первого послания был таким: «Мы требуем на переговоры президента Республики Дзасохова, Зязикова президента Ингушетии, Рашайло дет. врача. Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, убьём 20 чел, если убьют из нас 5 человек, мы все взорвём. Если отключат свет, связь на минуту, мы расстреляем 10 человек».
Террористы ждали выполнения их требований. Они отказались пускать врача в здание и принимать предложенную им воду и пищу. К тому моменту заложники были вынуждены питаться лепестками принесённых ими цветов и мочить одежду в изредка приносимых помойных вёдрах, высасывая эту жидкость. Но даже при этом до многих вода просто не доходила.
Второй день.
Требования немедленного и безоговорочного освобождения заложников террористами были проигнорированы.
В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу.
Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились: изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом, вынудив заложников пить собственную мочу. Жаркая погода, смрад и отсутствие вентиляции в зале ещё больше усугубляли состояние заложников: многие теряли сознание. На просьбы дать воды террористы отвечали, что она отравлена: выбраться в туалет или душевую удавалось единицам.
Третий день.
К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больные сахарным диабетом, падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации.
В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. После этого заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь, вследствие чего погибли 29 человек. Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую, при этом многих заложников, неспособных самостоятельно передвигаться, террористы добили при помощи автоматов и гранат. Через пять минут после первых взрывов был отдан приказ приступить к операции по спасению заложников и обезвреживанию террористов. Снайперы открыли прицельный огонь на поражение террористов, прикрывая эвакуацию заложников. Носилок не хватало, поэтому местные жители изготавливали их из любого доступного материала, включая одеяла и переносные лестницы. Также не хватало машин «Скорой помощи», и бесланцы увозили пострадавших на собственных автомобилях в городскую больницу.
Штурм.
Прорыв бойцов ФСБ в здание был осуществлён с трёх направлений, но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. В это время террористы вели по спортзалу автоматный и гранатомётный огонь из столовой, заставив заложников встать на окна в качестве «живого щита», в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников. Операция по ликвидации террористов продлилась почти до полуночи.
Рассказ звучит под негромкую классическую музыку, создающую эмоциональный настрой слушателей.
Семикласснику с гордым именем Тамерлан впервые купили дорогие ботинки (которые он вскоре потеряет) и белую рубашку. Когда стали стрелять вверх, его мама, Лариса Мамитова, врач «скорой помощи», подумала: надо же, салют! Первыми опомнились одиннадцатиклассники, которые стояли дальше всех и почти все успели скрыться. А бандиты все стреляли и через двери и окна вдавливали ополоумевшую толпу детей, учителей и родителей в школу. Резко открылась дверь в спортзал, и нас потоком занесло. Мобильники приказали выкинуть. «Сидеть, — кричат, — всем сидеть!». И стали ставить растяжки. Между баскетбольными щитами висели три самодельные бомбы — двухлитровые бутылки из-под пепси, залепленные коричневым скотчем. И в это время по проходу протащили первый труп — плотный мужчина в темно-синей клетчатой рубашке, засунули его в комнатку с инвентарем.
В коридор вывели из зала мужчин, поставили по одному на каждое окно, руки за голову — как живой щит. Другие отцы несли парты, доски — закрывали окна в коридоре.
Одна женщина - террористка выводила детей в туалет. Впереди гуськом — перепуганные малыши, сзади — черная тень с пистолетом, перепоясанная взрывчаткой.
Всех мужчин, которые баррикадировали окна, согнали в один класс. Посадили в круг, руки за голову. Потом прогремел первый взрыв. Боевики забегали, орут: «Видала, ваши штурм начали!». Когда дым рассеялся, поняли, что подорвалась шахидка. Слава Аллаху, в рай она отправилась одна. Детей поручили Ларисе.
Освобожденная заложница рассказала, что первый взрыв в школе произошел из-за оторвавшегося скотча. Взрывные устройства были прикреплены скотчем к стенам спортзала. На одном из них скотч не выдержал, бомба оторвалась, упала на землю и взорвалась, затем последовала целая серия взрывов и атака спецназа.
Первое число растянулось будто на неделю. Это был единственный день, когда дети боялись. Потом, сказал мне Тамерлан, стало все равно. Он тоже сидел в коридоре в мокрой насквозь майке на сквозняке и дрожал.
Главный террорист по имени Али Сказал: «Пиши записку, вынесешь к воротам. Шаг за ворота — снайпер тебя снимет.».
Записку Али диктовал. Сверху сам написал номер мобильного. Остальное Лариса запомнила дословно: «Прийти на переговоры: президент Осетии, президент Ингушетии, Аслаханов тире советник президента, Рошаль тире детский врач». «Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, расстреляем 20 человек. При штурме все взорвем»
Сорвала Лариса маленькую занавеску — белый флаг — и пошла. У окна пристроился снайпер. «Честно говоря, я его чуть-чуть боялась... Что умру, было без разницы, волновало донести записку. И вот стала махать этой белой занавеской. Кричу: «Эй, кто-нибудь, заберите записку!». Люди далеко. Тут из-за угла крайнего дома выглянул парень, оружие положил на траву и побежал ко мне. Кричу: «Передай: нас очень много, пусть не стреляют, они могут нас взорвать». И отдала ему записку. И быстро, как могла, пошла к школе».
Первое сентября все тянулось, бесконечное, как война. Еще разрешали пить и водить детей по 10—15 человек в уборную. Было много малышей, даже грудных — первого сентября закрыли детские сады — говорят, не было газа. Голодные младенцы орали, не умолкая. Ларисе дали для них изюм, сникерсы и финики. Она ходила по залу, просила: «Пожалуйста, только самым маленьким, по кусочку».
На второе утро никто с террористами не связался.
На второй день еще разрешали ходить в туалеты и обливаться водой, было очень жарко. Но пить уже не давали. Ларису предупредили: увидим, что ребенок пьет, — застрелим.
И наверх стреляют... Второй день уже от духоты началась остановка дыхания у детей. После обеда к воде вообще не стали подпускать.
Умерла девочка с диабетом. Дети стали температурить.
На второй день старшеклассникам приказали копать яму в одном из классов. Отхожее место. Чтоб уж никакого доступа к кранам.
«Пока один пописает, другим велишь прислониться к стенке, стенка холодная, а многие до трусов разделись, говоришь им – быстро, животики к стенке, потом спинки… Охладятся немного, заводишь следующую группу… А в этом классе – цветы в горшках. Дети все их оборвали. Съели. Второй день был еще длиннее и намного страшнее. Потому что никаких сигналов от правительства не поступало. Дикая надежда вспыхнула, когда к вечеру получили приказ: быстро расчистить дорогу, никого не выводить, гости придут. Расселись. Заходят боевики в масках и кто-то в черном плаще. Откидывает капюшон – президент Аушев. Аушев договорился – отпустить маленьких детей. Грудничков. С ними вышли мамы.
На третье Уже не пускали даже в яму. Все дела – на местах. Люди задыхались. Тут прогремел взрыв. Пришла в себя от того, что с улицы дико кричал ребенок. Смотрю наверх — небо видно. Крыши нету.. Оглянулась назад — боевик в белой маечке прицелился в меня... Выстрелил — и я упала. Может, он подумал, что я умерла... Тут один ребенок меня за волосы схватил и так сильно потянул, я аж застонала, потом — раз, и отпустил. Повернула голову, смотрю — он уже умер. И кругом лежат дети. Вижу — мой! Хватаю — нет, белые носки, у Тамика были черные. Я положила этот труп. Потом под какой-то скамейкой очутилась. Там туфли: одна мужская, другая женская. Я надела. Стекла кругом. А рядом сидела на стуле директор и ее сестра. Я даже не заговорила с ними. Мне сына надо было найти». А сыновья лежат — все стриженые, глаза открыты, рты открыты... Все без маек, все на одно лицо. Вспомнила, что у Тамерлана шрам на ноге от велосипеда, стала шрамы искать.
А потом обожженную, окровавленную, обезумевшую Ларису нашел брат. И сказал: «Тамик дома, с ним все нормально».
Террористы начали расстреливать школьников еще до начала силовой операции. Об этом заявил один из бывших заложников.
В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии.
Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни.
По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан
Фатима Аликова - одна из заложниц вспомнила один случай, о котором почему-то не говорила раньше. Как только их спасли, то всех сразу же уложили в палатах на чистые постели, пока, как были, — в грязи. И первое время они так и лежали, — просто некогда было ими заниматься всерьез, слишком много было тяжёлых раненых, шли поиски убитых… И вот одна нянечка, в обязанности которой это явно не входило, после рабочего дня пришла в палату, где лежала Фатима с детьми, принесла ведро воды и стала протирать всем лица, руки… и ноги. Фатиму это особенно поразило. Ей было неловко, хотелось избавить человека от этой неприятной работы, и в то же время случай этот ударил в самое сердце: сколько же было в той женщине любви и жалости к другим людям! Фатима не узнала тогда её имени, а потом, сколько ни искала, так и не смогла её найти.
Кладбище, на котором похоронены жертвы теракта, стало мемориалом . Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последний год уже официально именуют “Городом ангелов”.
Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.
Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать.Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.
На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”.
Кладбище-мемориал «Город ангелов», Беслан
У входа на кладбище – памятник «Древо скорби».
Древо скорби. Скульпторы — Заур Дзанагов и Алан Корнаев. Мемориальное кладбище «Город ангелов», Беслан. Это памятник матерям Беслана. Ствол древа — фигуры матерей, крона — их руки, из которых в небо улетают ангелы — души погибших детей
Семиметровая бронзовая композиция, четыре плачущих женщины и пятьдесят устремленных в небо ангелов, символизирует скорбь, всемирную солидарность с Бесланом и вечную память о жертвах теракта.
Кладбище-мемориал «Город ангелов», Беслан
Фигурки ангелочков здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами. Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.
Чужих детей не бывает… По всей стране и в других странах мира после бесланской трагедии стали воздвигаться памятники детям Беслана и бойцам-спецназовцам, погибшим, защищая жизни детей.
Монумент «Память о жертвах трагедии в Беслане», Москва. Скульптор — Зураб Церетели
В Москве 1 июня в 2010 года, в день защиты детей, тоже был открыт памятник жертвам теракта в Беслане. Каждый год 3 сентября в 12.30 там проходит траурное мероприятие. Было предложено к рассмотрению более 10 проектов памятника, и победил проект, созданный коллективом под руководством Зураба Церетели. Как пишут СМИ, проекты, по словам участников церемонии, были представлены жюри на анонимной основе, а автор отказался от гонорара.
Фрагмент памятника Зураба Церетели
Но и до установки памятника каждый год 1 сентября москвичи приходили к представительству Северной Осетии в столице, принося цветы и игрушки в память о погибших детях. Также традиционно к памятным местам, связанным с бесланскими детьми, люди приносят бутылки с водой, оставляя их открытыми. Это связано с тем, что во дни захвата заложников террористы с определённого момента не давали им воды, и дети очень мучились от жажды и духоты.
Памятник Герою России Дмитрию Разумовскому в Ульяновске. Скульптор — Вадим Кириллов.
Уроженец Ульяновска подполковник Дмитрий Разумовский погиб в 2004 г. во время освобождения школы в Беслане.
Мемориал «Детям Беслана» в Санкт-Петербурге. Автор — Виктор Шувалов
Страшная трагедия в г.Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.
Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.