Рабочая общеразвивающая программа Лепка


Муниципальное образовательное учреждение
«Детская школа искусств» города Нарьян-Мара
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
«Изобразительное искусство»
по учебному предмету
ЛЕПКА
Составитель:
преподаватель Сумарокова Е.Г.
город Нарьян-Мар 2015 год
Содержание.
1. Пояснительная записка ………………………………………… 3
2. Требования к уровню знаний учащихся……………………….. 4
3. Контроль и учет успеваемости учащихся ………… …………. 4
3. Перечень учебно-методического обеспечения……. …………. 5
4. Содержание программы………………………………………… 6
5. Список литературы……………………………………………… 21
Пояснительная записка
Курс «лепка» ставит своей задачей развивать у учащихся объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности), а также научить их мыслить пластическими образами.
За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с пластическими материалами (пластилин, глина, соленое тесто) и инструментами, скульптурным станком. Они учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале.
Работая с учащимися над программными заданиями, педагог объясняет и наглядно показывает им принципы построения фигуры животных и птиц, позднее – человека, сосредотачивает внимание учеников на главном, характерном.
Основной акцент в программе поставлен на развитие образного мышления и фантазии детей, так как младший школьный возраст благоприятен для развития творческого потенциала ребенка. Для более эмоционального отклика детей, в программу включен национально - региональный компонент.
Предусмотрены в программе и коллективные работы. Эти работы дают свободу в решении общей задачи. Ребенок сам выбирает себе посильное и увлекательное занятие.
Размер работ по высоте не должен превышать 10-15 см. Для лучшего усвоения учебного материала целесообразно повторять некоторые задания в последующих классах (постепенно их усложняя).
Для закрепления полученных знаний и навыков в конце 3 класса выполняется итоговое задание.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю в 1-2 классах и 2 часа в неделю в 3 классе.

Требования к уровню знаний учащихся.
К концу третьего класса учащиеся должны:
Научиться чувствовать свойства пластических материалов
Изучить разные способы лепки
Приобрести первые навыки работы с натуры
Уметь выполнять композиции по представлению
Знать разные виды скульптуры
Контроль и учет успеваемости учащихся.
Знания учащихся по предмету лепка оцениваются по четвертям.
В конце третьего класса зачет проводится в виде выставки работ.
Перечень учебно-методического обеспечения программы.
Для успешного обучения лепке в 1-3 классах Детской школы искусств необходимо соблюдение следующих условий:
I. Наличие методических и учебных пособий:
Таблицы:
«Поэтапное выполнение кувшина из глины»
«Дымковская игрушка»
«Каргопольская игрушка»
«Русский изразец»
«Основы цветоведения»
«Ненецкая женская одежда»
«Русские матрешки»
« Зарисовки животных»
«Пропорции фигуры человека»
«Рельеф. Барельеф. Горельеф»
«Виды орнаментов»
Репродукции :
В.М. Васнецов «Снегурочка»
М.А. Врубель «Царевна Лебедь»
П. М Кончаловский «Московская снедь»
Образцы готовых детских работ
Муляжи фруктов, овощей и грибов
II. Достаточное количество учебного оборудования и материалов для работы:
Аудио, видео техника. Простейшие станки для выполнения работ, баночки для воды
Для каждого урока учащиеся приносят свои материалы для выполнения работ: глину, пластилин, стеки, материалы для изготовления соленого теста и др.
Помещение для занятий должно быть хорошо освещено и обязательно проветриваться.
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п Раздел Кол-во
часов Практика Теория
1 Введение в мир объемов 12 11 1
2 Сувениры 13 11 2
3 Коллективные работы 10 9 1
Итого: 35 31 4
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Месяц № Тема занятий Всего
часов Практика Теория
Сентябрь
1
2
3 Раздел 1. Введение в мир объемов.
Фрукты и овощи
пластилин
Что бывает круглым? Ежики пластилин
Декоративный сосуд
глина
-лепка
1
1
2

1
1
2 Октябрь 4
5
6
Соленое тесто. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом
Декоративная картина « В траве-мураве»
- лепка цветов
-лепка бабочек и гусениц
-оформление панно природными материалами
Что имеет форму конуса? Чайный сервиз.
(форма конуса и усеченного конуса)
Роспись сервиза гуашью
1
2
1

2
1
1




Ноябрь 7
8
Рельеф: вводная беседа
Декоративная композиция «Русский пряник»
глина или пластилин
Декоративная композиция «Птица»
пластилин
2
2

2

2




Декабрь 9

10
Раздел 2. Сувениры
Какие бывают сувениры?
Символ года
пластилин или глина
- Лепка
-Роспись сувенира
1

2

2
1

Январь 11

Композиция « Любимая игрушка»
Пластилин 3
3

Февраль 12

13
Сувенир на день Святого Валентина
глина
-лепка сувенира (декоративная пластина)
-роспись сувенира

Подарок маме на 8 марта

2

2
2

2


Март 14
Дымковская игрушка
глина
- «Лошадка» (лепка, роспись)
- Лепка любого животного 3


2


1





Апрель
15 Раздел3: Коллективные работы
Коллективная работа «Народные гулянья»
глина
-Лепка мужской фигурки (основная форма цилиндр)
-Сидя на скамейке
-Верхом на птице
-Верхом на ките
-Верхом на козле
- Барыни-подружки
- Гармонист
-Ярмарочные продавцы
Раскрашивание поделок гуашью
5 4 1
Май 16
Пластилиновая картина «Аквариум»
-Подготовка фона (пластилин)
-Лепка рыбок
-Лепка водорослей, цветов
- Оформление работы природным материалом
5
5


Итого: 35 31 4
Содержание предмета
Первый класс
Раздел 1. Введение в мир объемов
Задание 1. Вводная беседа «Введение в мир объемов».
Предмет-лепка. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в скульптурной мастерской. Понятие «композиция» в скульптуре. Круглая скульптура и рельеф.
Лепка предметов простой формы (овощей, фруктов, грибов).
Задачи: познакомить с понятием объемности предметов; дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях, переломах формы.
Задание 2.Предметы круглой формы. Ежик.
Задачи: познакомить со способом раскатывания кусочка круговыми движениями, развивать фантазию и образное мышление.
Задание 3. Декоративный сосуд (глина).
Лепка и роспись декоративного сосуда.
Задачи: познакомить учащихся с произведениями гончарного народного искусства, показать связь формы и декора.
Задание 4.Соленое тесто. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом.
Задачи: познакомить учащихся со способом приготовления соленого теста, с разновидностями декорирования поделок, с материалами и принадлежностями, с техникой безопасности.
Задание 5. Декоративная картина «В траве мураве».
Задачи: Декоративная переработка природных форм, развитие фантазии, образного мышления.
Задание 6. Что имеет форму конуса? Чайный сервиз.
Выполнить из соленого теста посуду в форме усеченного конуса (с дальнейшей росписью гуашью)
Задачи: Познакомить с понятием объемности предметов, с пропорциями.
Задание 7. «Рельеф». Вводная беседа.
Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения, видами рельефов. Выполнить зарисовки древнерусских изразцов.
Декоративная композиция «Русский пряник».
Переработка природных форм. Понятие декоративности.
Задача: дать понятие о декоративном рельефе.
Задания 8. Декоративная композиции « Птица».
Выполнить декоративные композиции: в круглой скульптуре, или в рельефе.
Задачи: Декоративная переработка природных форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Раздел 2. Сувениры
Задание 9. Какие бывают сувениры?
Задача: познакомить учащихся с понятием « сувенир». Разновидности, тематика. Материалы изготовления. Зарисовка сувенира.
Задание 10. Символ года.
Лепка сувенира с последующим украшением.
Задачи: развитие фантазии, образного мышления, добиться завершенности проработки формы.
Задание 11. Композиция « Любимая игрушка».
Принести любимую игрушку и выполнить работу с натуры.
Задачи: дать понятие о пропорциях, развить наблюдательность.
Задание 12. Сувенир на День Святого Валентина (декоративная пластина)
Лепка пластины (10/10/2), орнаментальная роспись гуашью (возможны рельефные украшения)
Задача: пояснение понятия «орнамент», подбор гармонического сочетания цветов.

Задача: передать основные пропорции человека, закрепить понимание кругового обзора.
Задание 13. Подарок маме на 8 марта. Панно «Цветы».
Выполнить декоративные цветы из цветного соленого теста. Оформить композицию, используя цветную бумагу, природные материалы и т. д.
Задачи: закрепить понятие декоративности, развить фантазию и образное мышление у детей.
Задание 14. Дымковская игрушка (беседа, лепка лошадки, роспись).
Задачи: познакомить детей с произведениями народного творчества мастеров с.Дымково. дать понятие о народной игрушке, показать последовательность ее исполнения.
Раздел 3. Коллективные работы.
Задание 15. Коллективная работа «Народные гулянья»
Выполняются различные фигурки людей в движении в русских костюмах.
На листе формата А2 выполняется фон гуашью и все фигурки объединяются в единую композицию.
Задачи: познакомить с народной игрушкой, закрепить понятие пропорций фигуры человека, развить творческий потенциал детей, учить коллективному творчеству.
Задание 16. Пластилиновая картина «Аквариум».
Задачи: закрепить понятие декоративности, умение сохранять цельность в композиции при проработке ее отдельных элементов, выразить эмоциональное состояние в композиции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п Раздел Кол-во
часов Практика Теория
1 Пластилиновые композиции 4 4
2 Красота природы 8 7 1
3 Коллективные работы 3 2 1
4 Волшебное тесто 7 7
5 Фантазия и реальность 13 11 2
Итого: 35 31 4
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (35 часов, 1час в неделю)
Месяц № Тема занятий Всего
часов Практика Теория
Сентябрь 1
Раздел 1 Пластилиновые композиции.
Панорама «Сказочная страна»:
пластилин
-лепка домиков
-веселый поезд
-подготовка фона и оформление композиции
4
4

Октябрь 2

3
Раздел 2. Красота природы
Что такое натюрморт?
-беседа
-«Осенний букет» пластилиновая картина

Орнаментальный рельеф
глина
-подготовка пластины
-украшение ненецким орнаментом 2


2
1


2

1




Ноябрь 4

5
6
Кто живет в нашем лесу?:
-лепка зайчика, лисы, медведя и т.д.
пластилин
«Глиняные елки-зеленые иголки»
глина
Композиция «Зимний лес»:
- раскрашивание поделок гуашью
-составление композиции, оформление природным материалом
2

1
1
2

1
1



Декабрь 7
8 Раздел 2. Коллективные композиции
Артисты цирка
пластилин
- беседа
-лепка клоуна
-цирковые звери
-оформление композиции
Символ года
пластилин 3

1 2



1
1

Январь
9


Раздел 3. Волшебное тесто

Композиция « Совушки»
соленое тесто
-лепка птиц
-оформление композиции

3



3




Февраль 10

11 Портрет сказочного героя
соленое тесто

Сказочный автомобиль
соленое тесто 2
2
2
2


Март 12

13

Раздел 4. Фантазии и реальность
Коллективная картина « Русские матрешки»
пластилин
-пластилиновое размазывание по шаблону
-украшение картины узорами и цветами из пластилина

Открытка к 8 марта.
соленое цветное тесто
-применение ткани, картона, клея ПВА

2



1

1



1



1



Апрель 14


15
Наброски птиц с натуры
пластилин

Пасхальный подарок «Яйцо на подставке»
пластилин
-беседа
-лепка 2

3


2

2




1

Май 16
17
Лепка игрушки северного оленя
глина
-лепка

Композиция на свободную тему
Чему мы научились за год? 3


2 3


2

Итого: 35 31 3
Содержание предмета
Второй класс
Раздел 1. Пластилиновые композиции.
Задание 1. Панорама «Сказочная страна»
Выполнить отдельные элементы и оформить их в единую композицию.
Задачи: Развитие образного мышления у детей. Умение сохранить цельность композиции при проработке ее отдельных элементов.
Раздел 2. Красота природы.
Задание 1. Что такое натюрморт? Беседа. Композиция « Осенний букет»
(пластилиновая картина).
Задачи: дать начальные знания о натюрморте. Декоративная переработка природных форм в рельефе.
Задание 2. Лепка муляжей грибов.
Задачи: Развивать наблюдательность и представление о пропорциях.
Задание 3. Орнаментальный рельеф.
Выполнить рельеф, используя элементы ненецких орнаментов
Задачи: познакомить с элементами ненецкого орнамента, декоративная переработка природных форм.
Задание 4. «Кто живет в нашем лесу» лепка зайчика, лисы, медведя.
Задачи: развитие наблюдательности, способности передавать характер натуры.
Задание 5.Глиняные елки, зеленые иголки.
Лепка декоративных зимних елочек.
Задачи: развитие фантазии и воображения, умения декорировать природные формы.
Задание 6. Композиция «Зимний лес». Роспись игрушек, составление композиций, украшение композиций природным материалом.
Задачи: развитие воображения и фантазии, умения объединять элементы в композицию.
Раздел 3 . Коллективные композиции.
Задание 7. Артисты цирка.
Выполнение фигурок клоунов, животных в костюмах. Оформление всех персонажей в единую композицию.
Задачи: развитие коллективного творчества, понятия о пропорциях человека и животных.
Задание 8. Символ года.
Задачи: развитие фантазии, образного мышления.
Раздел 4. Волшебное тесто
Задание 9. Композиция «Совушки» (барельеф)
Выполнить две птицы разного размера, украсить их декором и оформить в единую композицию. Для украшения использовать природный материал.
Задачи: декоративная переработка природных форм, развитие фантазии.
Задание 10. Портрет сказочного героя (рельеф)
Задачи : передать основные пропорции, развитие способности передавать характер натуры.
Задание 11. Сказочный автомобиль
Выполнить из соленого теста сказочный автомобиль
Задачи: Развитие образного мышления и фантазии.
Задание 12. Коллективная работа «Русские матрешки»
Выполнить пластилиновое размазывание по шаблону. Украсить матрешку цветами и узорами.
Задачи: познакомить детей с произведениями народного творчества, развитие фантазии
Задание 13. Открытка к 8 марта (рельеф из соленого теста)
Выполнить открытку в виде цветов и узоров, используя для украшения ткани и природный материал.
Задачи: развитие образного мышления и фантазии

Задание 14. Наброски птиц с натуры.
Задачи: развить понятие пропорций птиц
Задание 15. Пасхальный подарок «Яйцо на подставке»
Выполнить из пластилина яйцо, украсить узорами. Из полоски картона выполнить подставку.
Задачи: познакомить с пасхальной традицией украшения яиц, развитие фантазии
Задание 16. Лепка игрушки северного оленя
Выполнение игрушки оленя из глины, фантазийная роспись
Задачи: развить наблюдательность, понятие о пропорциях
Задание 17. Композиция на свободную тему.
Задачи: закрепить знания, полученные за год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п Раздел Кол-во
часов Практика Теория
1 Природа и фантазия 8 7 1
2 Настроение и художник 8 8
3 Новогодние сюжеты 14 14 -
4 Северные сувениры 6 5 1
5 Вечная тема всех сказок мира 11 11 -
6 Шутки из глины 13 13 -
7 Человек и животные 8 8 -
8 Оформление выставки 2 2 -
Итого: 70 68 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Месяц № Тема занятий Всего
часов Практика Теория
Сентябрь 1

2
3

4 Раздел 1 Природа и фантазия.
Композиция по летним впечатлениям
пластилин
Образ осени (рельеф)
пластилин
Натюрморт «Дары осени» круглая скульптура
пластилин
Орнаментальный рельеф.
глина 2
2

2
2 2
1
2

2 1

Октябрь 5
Раздел 2. Настроение и художник
Дневная и ночная сказка (рельеф)
глина
- лепка
- роспись 8

8


Ноябрь 6


7

Раздел 3. Новогодние сюжеты
Композиция « Снежная королева»
соленое тесто
- лепка
- роспись
Подсвечник « Новогодний»
соленое тесто
- лепка
- роспись
4


3


4


3




Декабрь 8

9
Символ года
глина
- лепка
- роспись
Праздничный стол
пластилин 4

3

4

3






Январь 10

11

Раздел 4. Северные сувениры
Сувенир «Северяночка»
глина
- беседа
- лепка
- роспись
Сувенир « Северная лайка»
глина
- лепка
- роспись
4




2 3


2
1




Февраль
12
13
Раздел 5. Вечная тема всех сказок мира
Сказочный город (рельеф)
пластилин
Добрые и злые герои
глина
- лепка
- роспись
3
4
3
4

Март 14
15


«Царство феи доброты» (барельеф)
соленое тесто
- лепка
- роспись
Раздел 6. Шутки из глины
«Удивительная посуда»
глина
- лепка
- роспись

4


5


4


5






Апрель 16

17

18 Лепка клоуна
глина
- лепка
- роспись
«Пеппи - длинный чулок» (рельеф)
глина
-лепка
- роспись
Раздел 7. Человек и животные.

Композиция «Кошка» наш друг 4


4





2 4

4




2

Май 19
20 Итоговая композиция «Человек и животное»
Оформление выставки лучших работ за год 6
2
6
2



Итого: 70 68 2
Содержание предмета
Третий класс
Раздел 1. Природа и фантазия
Задание 1. Композиция по летним впечатлениям
Выполнение одно – двух фигурной композиции.
Задачи: Развитие наблюдательности, образной памяти, умения выразить то, что особенно запомнилось.
Задание 2. Образ осени (рельеф).
Задачи: развить понятие декоративности, развить способность создавать цельную композицию.
Задание 3. Натюрморт «Дары осени»
Выполнить натюрморт из трех – четырех предметов.
Задачи: развитие наблюдательности, понятия пропорций.
Задание 4. Орнаментальный рельеф
Выполнить растительный орнамент на глиняной плитке.
Задачи: освоить художественные приемы декора, развить фантазию
Раздел 2.Настроение и художник.
Задание 5. «Дневная и ночная сказка» (рельеф)
Выполнить на глиняной плитке сказочные композиции с одним персонажем на фоне пейзажа.
Задачи: развить умение передавать характер персонажа средствами скульптуры.
Раздел 3. Новогодние сюжеты.
Задание 6. «Снежная королева»
На цветном фоне выполнить образ Снежной королевы, украсить бисером и др. материалами.
Задачи: развитие образного мышления у детей, способности передать характер сказочного героя пластическими средствами.
Задание 7. Подсвечник « Новогодний»
Выполнить подсвечник, украсить его
Задачи: развитие фантазии, умения показать связь формы и декора.
Задание 8. Символ года
Задачи: развитие фантазии, попытаться передать характер персонажа
Задание 9. Праздничный стол
Выполнить натюрморт на столе.
Задачи: развитие наблюдательности, элементарных навыков оформления.
Раздел 4. Северные сувениры.
Задание 10. Сувенир «Северяночка»
Выполнить круглую скульптуру фигурки девочки в ненецкой одежде.
Задачи: познакомить с ненецким женским костюмом, развитие наблюдательности.
Задание 11. Сувенир «Северная лайка»
Вылепить животное в движении или отдыхающее.
Задачи: Развить наблюдательность, умение найти в натуре и передать выразительную поз, движение.
Раздел 5. Вечная тема всех сказок мира.
Задание 12. Сказочный город (рельеф)
Выполнить на цветном картоне Композицию
Задачи: Развитие фантазии, умение сохранить цельность композиции при проработке ее отдельных элементов.
Задание 13. «Добрые и злые герои»
Выполнить фигурки сказочных персонажей и расписать.
Задачи: развитие образного мышления, Способности передать характер пластическими средствами.
Задание14. Царство феи доброты (барельеф)
Выполнить на цветном картоне или на фоне из ткани сказочный персонаж.
Задачи: развитие фантазии, образного мышления.
Раздел 6. Шутки из глины.
Задание 15. «Удивительная посуда»
Выполнить «ожившую» посуду.
Задачи: развитие образного представления, умения найти в натуре выразительность.
Задание 16. Лепка клоуна
Выполнить фигурку клоуна в костюме
Задачи: развитие представления о пропорциях человека, развитие фантазии.
Задание 17. «Пеппи - длинный чулок» (рельеф)
Выполнить на глиняной плите сказочный персонаж.
Задачи : развитие фантазии, закрепление знаний о пропорциях человека.
Раздел 7. Человек и животные.
Задание 18. Композиция «Кошка» наш друг.
Вылепить животное, отдыхающее или в движении. Можно ввести дополнительные предметы.
Задачи: развить наблюдательность, умение найти в натуре и передать выразительную позу, движение.
Задание 19. Композиция «Человек и животное»
Задачи: передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами. Закрепление знаний и умений, полученных за три года обучения.
Список литературы
3. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
4. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.
6. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.
8. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомтесь: глина. – СПб.: Кристалл,1998. – 272 с. (Серия «От простого к сложному»).
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
12. Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
13. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. /Обложка художника Н. Обедковой. – СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
14. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с., - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).
26. Федотов, Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил
27. Халезова, Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
28. Шмигельская, Елена Васильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/ Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.
29. Эренгросс, Белла Ароновна. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ Б.А. Эренгросс.- М.: Детская литература, 1968.- 180с.