План работы педагога-психолога 2015-2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
· Директор МБОУ Тепловской школы
_______________ Е.В.Марочкина
приказ №_______
«___» _________________ 2015 г.
ПЛАН
работы педагога – психолога
МБОУ Тепловской школы
на 2015-2016 учебный год
Симашовой Ольги Владимировны
ЦЕЛИ:
повышение психологической защищенности школьников;
социально – педагогической и психологической компетентности педагогов и родителей;
поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.
ЗАДАЧИ:
подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
профилактика девиантного поведения и дезадаптации обучающихся;
психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Содержание работы
Цель
Форма
проведения
Мероприятие
Сроки
1
2
3
4
5
1.Аналитическая и исследовательская деятельность.
1.Адаптация первоклассника к школе
-Методика«Домики» (О.А.Ореховой)
-Опрос родителей «методика домики»
определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций
фронтальная
групповая
анкетирование
первая четверть
- Методика на «эмоциональную близость к учителю» (автор Р.Жиль)
изучить эмоциональную близость ученика к учителю
групповая
тестирование
первая четверть
-Методики на внимание
определить объем внимания.
групповая
фронтальное анкетирование
первая четверть
-Методики на память
определить объем кратковремен-
ной зрительной памяти.
групповая
фронтальное анкетирование
первая четверть
-Методика на мышление
определение наглядно-образного мышления
групповая
фронтальное анкетирование
первая четверть
-Методика на мелкую моторику
формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии
групповая
фронтальное анкетирование
первая четверть
-Методика на воображение
оценка особенностей творческого воображения
групповая
фронтальное анкетирование
первая четверть
2.ФГОС ООО
Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской
Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска
групповая
первая четверть
-Опросник «чувства в школе»
-выявить какие чувства наиболее часто обучающиеся испытывают в школе
групповая
тестирование
первая четверть
-Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
-изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
групповая
тестирование
первая четверть
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
изучение самооценки
групповая
тестирование
первая четверть
Методика «Наша группа» Моткова О.И.
сплоченность группы, межличностная совместимость
групповая
тестирование
ноябрь
-Диагностика школьной мотивации
Н.Г.Лускановой
-выявление уровня школьной мотивации
групповая
тестирование
первая четверть
3.Адаптация десятиклассника.
-Диагностика самочувствия, активности, настроения (опросник САН);
Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
фронтальная
групповая
тестирование
первая четверть
-Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
-изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
групповая
тестирование
первая четверть
-Диагностика школьной мотивации
Н.Г.Лускановой
-выявление уровня школьной мотивации
групповая
тестирование
первая четверть
4.Диагностика проблемных детей
-Тест агрессивности «опросник Л.Г.Почебут»
-выявление трудностей в обучении и воспитании подростков;
мини-группы
индивидуальная
тестирование
январь
-Тест на толерантность
-определить степень терпимости, уважения к чужому мнению
групповая
тестирование
ноябрь
5.Психологическое обследование детей дошкольного возраста на этапе приема в школу
-Методика Керна-Йерасика «школа будущего первоклассника.
-выявить детей не готовых к школьному обучению и нуждающихся в специальных развивающих занятиях
групповая
индивидуальная
тестирование
наблюдение
апрель
1
2
3
4
5
6.Диагностика
Тестирование на изучение общей самооценки (Г.Н.Казанцева) (5-11)кл
-определить уровень самооценки личности
групповая
тестирование
декабрь
Размышляем о жизненном опыте (тест Н.Е.Щурковой) (5-11кл.)
-выявить нравственную воспитанность учащихся
групповая
тестирование
декабрь
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков) (5-11кл.)
-определить уровень развития ученического самоуправления
групповая
мини-группы
тестирование
январь
Методика диагностики типы школьной мотивации (6-8кл.)
-определение уровня школьной мотивации
групповая
мини-группы
тестирование
ноябрь
Анкета «Подросток и закон» (8кл.)
-определить уровень знания закона
групповая
анкетирование
октябрь
Методика П.В.Степановой ,Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой «Диагностика личностного роста»(6-11)
- исследование системы ценностных ориентаций и диагностика личностного роста
групповая
мини-группа
тестирование
апрель
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса(6-8кл.)
-изучение уровня характера тревожности связанной со школой
групповая
тестирование
октябрь
7. ФГОС НОО
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) (1кл.)
-выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения
групповая
мини-группы
беседа
сентябрь
апрель
Задание на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже; (1 кл.)
-выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи
индивидуальная
беседа
апрель
«Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой); (2,4 кл.)
-выявление уровня школьной мотивации
групповая
мини-группа
анкетирование
сентябрь
апрель
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже; (2 кл.)
-выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи
индивидуальная
беседа
апрель
«Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой); (3кл.)
-выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств
групповая
мини-группа
тестирование
сентябрь
апрель
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) (3кл.)
-выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм
фронтальная
анкетирование
апрель
Методика самооценки «Лесенка» (составитель В.Г.Щур) (4 кл.)
-выявление уровня развития самооценки
фронтальный
письменный опрос
сентябрь
апрель
«Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой (4 кл.)
-выявить нравственные представления учеников
фронтальное
анкетирование
апрель
Занятия с обучающимися 1-4 классов в рамках рH°абочей программы по внеурочной деятельности «Психология общения»
- комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученического коллектива в образовательном процессе
групповая
игры,
беседы, упражнения
В течении года
Психологическое сопровождение выпускников 9-х, 11-х классов при подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ
Тест Филлипса - выявление уровня тревожности выпускников
-изучение уровня характера тревожности связанной со школой
групповая
тестирование
Октябрь
Анкета «психологическая готовность к ГИА и ЕГЭ» Чибисова М.Ю.
-выявить насколько выпускники психологически готовы к сдаче ГИА и ЕГЭ
групповая
анкетирование
Декабрь
Анкета «Стресс-тест»
-выяснить, подвержен ли выпускник стрессу
групповая
анкетирование
Январь
Методика изучения типа школьной мотивации Н.Г.Лусканова
-выявление уровня школьной мотивации
групповая
тестирование
Январь
Занятие «Как лучше подготовиться к экзаменам»
-сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам
групповая
упражнения,игры,
Ноябрь
Заседание круглого стола «Поведение на экзамене»
-дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена
групповая
упражнения,игры,
Декабрь
Групповые занятия по повышению уровня мотивации
создать условия, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации
групповая
упражнения,игры,
Февраль
Занятие «Как повысить стрессоустойчивость»
-осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
групповая
упражнения,игры,
Февраль
Познавательное занятие «Способы снятия нервно-психического напряжения»
- познакомить с понятием «саморегуляция» и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения
групповая
упражнения,игры,
Март
Занятие «Прощай, напряжение»
-обучить снимать напряжение приемлемым способом
групповая
упражнения,игры,
Апрель
Круглый стол «Как управлять своими эмоциями»
Учить детей управлять своими эмоциями
групповая
упражнения,игры,
Май
2.Коррекционно-профилактическая работа
Адаптационная (индивидуальная и групповая) работа с обучающимися 1,5 классов;
-психологическая поддержка дезадаптированных детей.
-создать условия для благоприятной познавательной деятельности 1-ка
-групповая
-мини группа
тренинговые занятия
беседа
-в течении учебного года
Психологическое занятие «Добро и зло» (6-8 класс)
-формирование установки на толерантное поведение; знакомст-
во с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения.
групповая
занятие
октябрь
Беседа по профилактике наркомании (9-10класс)
-повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ
(ПАВ).
групповая
февраль
Акция «Мы выбираем жизнь»
-профилактика суицидального риска
вся школа
сентябрь
Акция «День толерантности»
-сформировать информацию о толерантности
вся школа
ноябрь
Акция « Хрупкий мир детской души»
-профилактика жестокого обращения с детьми
вся школа
октябрь
Круглый стол «Мы за здоровый образ жизни» (с детьми группы риска)
-формирование здорового образа жизни
групповая
сентябрь
Тренинговое занятие « Конфликт – как быть?» (с детьми группы риска)
- обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
групповая
Игра,упражнения
октябрь
Познавательное занятие на тему «Чувства» (с детьми группы риска)
-актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере, развитие умений выражать своё эмоциональное состояние.
групповая
Игра, упражнения
декабрь
Педагогический час «Предотвращение конфликтов»
-определение понятия конфликт,
развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения.
групповая
Игра, упражнения
февраль
Познавательное занятие на тему «Уверенное поведение» (с детьми группы риска)
приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.
групповая
Игра, упражнения
март
Педагогический час «Наше здоровье в наших руках» ( с детьми группы риска)
обучить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья.
групповая
Игра, упражнения
апрель
Педагогический час «Самоуважение» ( с детьми группы риска)
- укрепить позитивную самооценку учащихся,помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки.
групповая
Игра, упражнения
май
«Радуга профессий» КВН по профориентации
-знакомство с различными профессиями, развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии
групповая
Игра
декабрь
3. Работа с родителями
Адаптация первоклассника к школе
- знакомство и рекомендации для благоприятного безболезненного прихода детей в школу
-фронтальная
-мини-группа
беседа
сентябрь
октябрь
Адаптация пятиклассника к школе
-знакомство и рекомендации для благоприятного безболезненного перехода детей на многопредметное обучение
индивидуальная
беседа
сентябрь
октябрь
Консультации для родителей 10 класса «Проблемы адаптации»
-знакомство родителей с проблемами адаптации
индивидуальная
беседа
первая четверть
Психологическое просвещение родителей
-оказание психологической помощи родителям в воспитании детей
индивидуальная
консультация
в течении года по запросу
Работа с семьями «группы риска»
-выявление трудностей в семейном воспитании: коррекция семейных отношений
индивидуальная
беседа
в течении года
Разработка памятки «Как противостоять стрессу» (для выпускников)
-дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам
апрель
Консультации для родителей «Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены»
-информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;
принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Индивидуальная, групповая
беседа
В течении года по запросу
4.Работа с педагогами
М/О начальных классов. Знакомство с результатами адаптации первоклассника к школе
-оказание помощи педагогам работающим в первых классах
-создать условия для успешной адаптации детей к школе
индивидуальная
групповая
беседа
сентябрь
октябрь
Выступление на МО классных руководителей
в течении года
«Мой пятиклассник» (адаптация пятиклассника к школе)
-создать условия для успешной адаптации детей при переходе на многопредметное обучение
индивидуальная
беседа
первая четверть
Консультации по вопросам адаптации десятиклассников
-ознакомить педагогов с результатами адаптации
индивидуальная
беседа
первая четверть
Выступление на педсоветах
-
-
-
в течении года
Разработка памятки для учителей, готовящих детей к ГИА
-
-
-
май
5.Профдиагностика
Методика Е.А.Климова «Определение типа будущей профессии» (8 кл.)
-расширить круг знаний о профессиях, способностях и предрасположенности к той или иной деятельности
групповая
анкетирование
февраль
Вопросник профессиональных предпочтений Д.Голланд (9 кл.)
-определить какая профессия более всего подходит обучающимся
групповая
тестирование
март
Анкета «Ориентация» (9-11 кл.)
-подвести обучающихся к самостоятельному принятию решения в выборе профессии
групповая
анкетирование
апрель
6.Методическая работа
№ п/п
Сроки
Виды работы
1.
Сентябрь
Утверждение плана работы на 2014-2015 учебный год
2.
В течение года
Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, подготовка занятий
3.
В течение года
Обработка и оформление результатов диагностики
4.
В течение года
Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций для учителей
5.
В течение года
Посещение библиотеки
6.
В течение года
Посещение районных семинаров, творческих групп педагогов-психологов
7.
В течение года
Оформление документов
8.
Июнь
Составление отчетов, подведение итогов за 2015-2016 учебный год, планирование работы на 2016-2017 учебный год
15