Открытый урок русского языка на тему Мы очень разные, но мы вместе (8 класс)
План открытого урока русского языка в 8-ом «Г» классе
Кувшинова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1
г. Кирсанова Тамбовской области
Тема урока: «Мы очень разные, но мы вместе» (комплексный анализ текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща»)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – практикум
Цели учителя:
1. Обучающие: продолжить моделирование учебного процесса в 8 классе на текстовой основе и подготовку к ГИА; познакомить учащихся с текстом сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща».
2. Развивающие: развивать у учащихся критическое и образное мышление, речевые умения и навыки, формирующие коммуникативную компетенцию; навыки совместной деятельности в коллективе; способствовать развитию умений и навыков работы с текстом.
3. Воспитательные: создать условия для формирования у восьмиклассников познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к чтению, уважение к слову, создать атмосферу, способствующую воспитанию нравственных качеств.
Цели учащихся:
1. Обучающие:
формирование навыков комплексного анализа текста,
закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора),
формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА в части А, В и С,
повторение:
1. пунктограммы: простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством, приложением, обращением, вводными словами; способы оформления диалога; неполные предложения;
2. средства художественной выразительности текста.
2. Развивающие:
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,
развитие эстетического вкуса.
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому слову посредством анализа текста,
воспитывать терпимое отношение друг к другу.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная и письменная.
Виды деятельности учащихся: аналитическая, творческая, решение речевых и проблемных ситуаций, наблюдение, рефлексия.
Формы работы учителя: слово учителя, фронтальный опрос, аналитическая работа, эвристическая беседа, демонстрация слайдов, создание речевой ситуации, консультирование учащихся.
Оборудование:
Текст Б. Пермяка «Берёзовая роща».
Памятка «План написания сочинения-рассуждения».
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный этап.
Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы продолжим повторение изученного материала по русскому языку в 8 классе, а также продолжим подготовку к ГИА. В этом нам поможет комплексный анализ, исследование текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща». После знакомства с текстом этой сказки мы должны ответить на проблемный вопрос: «Какими должны быть отношения между людьми?»
Работа с текстом.
Выразительное чтение текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща» (читает подготовленный ученик).
Евгений Пермяк
Березовая роща
1)Отгорело жаркое летичко. 2)Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
3)Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. 4)А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. 5)Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
6)Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: 7) «Спите!»
8)Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. 9)Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. 10)Крепко уцепился за сырую землю. 11)Глубоко корни пустил. 12)Ну, а про Крапиву и говорить нечего. 13)Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
14)Березовые семена тоже зеленую поросль дали. 15)Хоть и не ах какую не выше лесного ландыша, все же росточки о три листочка поднялись. 16)Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? 17)Надо расти. 18)На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
19) Засыхали бы уж вы лучше! говорит Крапива.
20) Все равно сгниете, поддакивает ей Репейник.
21)А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
22)Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. 23) Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:
24) Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят.
25)И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:
Засыхайте, березовые недокормыши! 27)Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.
28)Так оно и шло. 29)Их устрашали, а они росли. 30)В тесноте, в темноте, в обиде. 31)А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. 32)Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. 33)Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.
34)Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. 35)Много ли, мало ли лет прошло зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. 36)Густая. 37)Ровная. 38)Зеленая. 39)Разговорчивая. 40)Дружная.
41)Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. 42)Росла в ней и Крапива. 43)И Репейник рос. 44)И Гадючки встречались. 45)Жабы, само собой, тоже не перевелись. 46)Что сделаешь? 47)Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
48)Жабы да Змеи, само собой, иначе судили. 49)В свою черную дуду дудели. 50)Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». 51)Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
2) Речеведческий анализ.
Докажите, что перед вами текст сказки. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса данного жанра (неполные предложения, разговорные конструкции, фразеологизмы, олицетворения). О чём сказка? Назовите героев сказки. Кого они вам напоминают? Работа над термином «философская сказка». Определите тему, основную мысль текста. (Слайд № 1) Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста.
Работа над фрагментом текста (предложения № 8-13).
С какими чувствами живёт Репейник, Крапива? (Слайды № 2,3) Найдите обособленные приложения, эпитеты. Как через них выражено авторское отношение к этим героям?
Работа над фрагментом текста (предложения № 19-27). Выразительное чтение.
Как оформлен данный фрагмент текста? Найдите глаголы говорения, обращение. Как характеризуют они говорящих? Приведите примеры олицетворений. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: ядовитое слово, подлая мудрость, подхалим. Каким способом образовано слово «Берёзки»? Как называется этот суффикс? Как этот суффикс помог вам понять авторское отношение к этим героям сказки?
Самостоятельная работа (1 вариант – предложения № 28-33; 2 вариант - предложения № 34-40).
Найдите номера неполных и односоставных предложений. Укажите виды односоставных предложений.
Работа над фрагментом текста (предложения № 41-51).
Определите основную мысль данного фрагмента. Что нас объединяет? Чем мы отличаемся друг от друга? (Слайд № 4) Подберите синонимы к словам: желчные, судить, дудеть в чёрную дуду.
3. Этап подведения итогов и результатов урока.
Рефлексия учащихся.
Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии. (Работа со слайдами № 5-10) Всем в этой жизни хватит места под солнцем, нельзя уничтожать своих соседей. Всегда найдутся люди злобные и завистливые, но не надо на них обращать внимание. Жить надо по христианской заповеди – «не навреди». А также увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.
Какой момент урока вам был интересен? Почему?
Выставление и комментарий оценок.
4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
Написать сочинение-рассуждение по плану-памятке на тему «Мы очень разные, но мы вместе», используя разнообразные вводные слова.
Литература.
1. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2005.
2. Пахнова Т.М. В пространстве текста. – РЯШ №2. – 2008.
3. Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка. – РЯШ № 5, 1998.
4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.
5. Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.
7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
8. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012. – Ростов н /Д.: Легион, 2011.
9. Ресурсы Интернет.
Заголовок 1Заголовок 215