Конспект урока по музыке на тему Весенние пейзажи рисует музыка (7 класс)
Дата: 22. 04. 15 Класс: 7А
Внеклассное занятие
Учитель: Кузнецова А.И.
Тема: "Весенние пейзажи рисует музыка"
Интеграция образовательных областей: литература, музыка.Цель: расширение кругозора детей, развитие интереса к природе.Задачи: образовательные: познакомить с творчеством Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского. Закрепить знания и представления детей о весенних явлениях и изменениях в природе.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Формировать любовь к музыке, художественные способности, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях.Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки, коллективизм, музыкальный слух, творческие способности.Наглядный материал: презентацияРаздаточный материал: карточки с буквами
Ход занятия:
Слайд 1
Дети входят в класс под музыку, занимают места.
Чтение стихотворения: Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Ребята, сегодня мы поговорим о чарующем времени года – о весне. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна? (ответы детей)
Слайд 2
Начало нового года у многих народов по древнему календарю приходится на начало весны. На Руси новый год начинался с марта. Новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой-свистуньей, который по современному календарю приходится на 14 марта. Первая встреча весны.Слайд 3
По святцам - это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей-Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, таять. В этот день узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На весновку погоже -все лето пригоже».По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали весну своим свистом, навораживали счастливый год и богатый урожай.В языческие времена был бог - Посвист, призывающий на землю весну. А кто из вас знает, как встречали весну 5,10, 15, 30, 100 лет назад? В старину? (Ответы детей)
Слайд 4
Весну встречали с весельем, с радостью, песнями, хороводами. С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости.У ребят была забота - приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.
Весна - это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло великих композиторов писать классические музыкальные произведения о весне.Все мастера классической эпохи пытались захватить магию и красоту весны в своих самых известных музыкальных произведениях. Существует несколько популярных классических произведений, которые заслужили всемирное призвание и до сих пор считаются высшим пиком музыкальной классики.Мы с вами сегодня узнаем, как композиторы из разных стран передавали в своей музыке образ весны.
Слайд 5
Весна в Венеции…
Весна в Венеции начинается рано. В этой солнечной стране в марте уже достаточно тепло температура может достигать 10-15 градусов. Солнечные дни радуют душу… Весна - самый прекрасный сезон в Венеции еще и потому, что в это время распускаются магнолии, олеандры и цветы других благоуханных растений.
Слайд 6
Воздух насыщен ароматами, как в лавке духов. Особенно приятно насладиться весенней Венецией на набережной бочины Сан Марко в районе садов. Весной Венеция расцветает, оживает и радует глаз. Божественная голубизна неба и лазурь воды, терракота дворцов и мрамор колоннад, сочная зелень садов и нежный оттенок цветов, черный глянец гондол и яркие ленты на шляпах гондольеров.
Слайд 7
Мы с вами за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции.
Слайд 8
И однажды он встретил весну такими словами:(А. Вивальди, перевод В. Григорьева)Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.
Слайд 9
Цикл «Времена года» - это 4 скрипичных концерта. Как вы уже догадались, мы познакомимся с «Весной»Послушайте это произведение, и подумайте, какой весну рисует перед нами композитор? (Слушанье, ответы детей)
Весна Вивальди возвращает природу снова к жизни после долгих месяцев увядания. Эта музыка создает образ пышных полей, лугов, цветов, всё то, что символизирует весну.
Слайд 10
Мы с вами узнали о том, какой изображает весну итальянский композитор. А теперь мы перенесемся в Россию.
Слайд 11
Великий русский композитор – Петр Ильич Чайковский восхищался всеми временами года, восхищался красотой природы. И он создал «Времена года»- известный фортепианный цикл, состоящий из 12 пьес. Ребята, а почему этих пьес именно 12, вы догадались? (ответы детей)
Слайд 12Пьесы названы по месяцам. Сейчас за окном самый нежный месяц – апрель. В цикле Чайковского месяц апрель имеет второе название – подснежник. Цветок нежный и хрупкий, прекрасный… Сейчас мы познакомимся с этой музыкальной картиной. (Слушанье)
Дети делятся своими впечатлениями после прослушивания.
Сейчас на минуту задумайтесь и выберите самое теплое, самое главное слово, которое для вас означает приход весны.
Слайд 13
Пока дети думают, я раздаю им бумажных бабочек, они записывают слово.
Слайд 14
Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. А сейчас мы разделимся на три команды по рядам, и составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение надо со слов «весна» или «весной». После того как рассказ будет готов, вы поднимаете руку и один человек от группы его представит.(ответы детей)Слайд 15
Весной появляются первые цветы, а какие мы сейчас и узнаем. Так же делимся на три группы. В конвертах карточки с буквами, из которых вам необходимо сложить названия двух цветов.(мимоза, подснежник, тюльпан, нарцисс, ландыш, пион.)Дети выполняют задания.
- Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку каких композиторов мы слушали? Что в ней общего и чем она отличается?- А теперь возьмите в руки своих бабочек, каждый поделится с нами своим самым главным словом, связанным с весной. На доске – слово ВЕСНА. Дети выходят к доске и по очереди читают, крепят бабочку рядом со словом.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Желаю вам солнечного настроения, как весенняя погода за окном!