Урок по русскому языку Правописание имён прилагательных. Не с прилагательными (карта урока)
Русский язык 6 класс Правописание имён прилагательных Не с прилагательными
Цель: выработка устойчивого навыка орфографической грамотности
1 Образуй степени сравнения Кривой, сладкий, большой, чёрный.
2 Ответь на вопросы Прилагательные какого разряда имеют степени сравнения?
Как изменяются прилагательные в форме простой сравнительной степени?
Как изменяются прилагательные в форме составной сравнительной степени?
Каким членом предложения бывают прилагательные в форме простой сравнительной степени?
Каким членом предложения бывают прилагательные в форме составной сравнительной степени?
Какие качественные прилагательные не образуют степеней сравнения?
Что показывает превосходная степень?
Как изменяются прилагательные в превосходной степени?
Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные в превосходной степени?
3 Реши тест
1 Укажите степень сравнения выделенного прилагательного
После первого гола игра стала более интересной.
A) Простая форма превосходной степени
B) Простая форма сравнительной степени
C) Сложная форма сравнительной степени
D) Сложная форма превосходной степени
E) Начальная форма прилагательного
2 Укажите степень сравнения выделенного прилагательного
Лес – самый верный помощник в борьбе за урожай.
A) Простая форма превосходной степени
B) Сложная форма превосходной степени
C) Начальная форма прилагательного
D) Простая форма сравнительной степени
E) Сложная форма сравнительной степени
3 Определите простую форму сравнительной степени прилагательного мягкий
мягчайший
самый мягкий
очень мягкий
мягче
наиболее мягкий 4 Определите простую форму превосходной степени прилагательного плохой
самый плохой
очень плохой
хуже
плохой
худший
5 Простая превосходная степень прилагательного
А) лучше
В) наименее крупный
С) более громкий
D) спокойнейший
Е) самый спокойный
6 Прилагательное, у которого нет превосходной формы сравнительной степени
А) холодный
В) босой
С) тонкий
D) зоркий
Е) быстрый
7 Определите прилагательное в простой превосходной степени.
А) Строжайший
В) Самый строгий
С) Более строгий
D) Строже всех
Е) Интереснее 8 Определите прилагательное в форме простой сравнительной степени.
A) В лесу берёза выше и стройнее.
B) Зима в этом году была более холодной.
C) Этот ребёнок способнее всех.
D) Байкал - глубочайшее озеро.
E) Он решил самую трудную задачу.
9 Определите прилагательное в форме сложной сравнительной степени.
A) Слово акына острее клинка и нежнее волоска.
B) Здоровье - дороже золота.
C) Необдуманно сказанное слово более опасное.
D) Человек тверже камня, нежнее цветка.
E) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
10 Определите прилагательное в форме сложной превосходной степени.
A) Самые отличные условия.
B) Крупнейший комплекс
C) Наикрасивейший пейзаж
D) Чистейшая вода
E) Высочайшая скорость
4 Записать словосочетания, объяснить написание.
Не был на уроке, ненавидеть ложь, невзлюбить падчерицу, ему нездоровится, начальник негодовал, он со мной не здоровается.
Дополнительное задание: составить с 2-3 словосочетаниями предложения, осложнив их однородными членами предложения. Исправить ошибки в написании не существительными. Исправленный вариант записать.
Не вежа тот, кто позволяет себе грубость. Непечь кормит, а руки. Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение. Не знакомец посмотрел на нас и отвернулся. Во всех её словах и поступках чувствовалась не искренность.
5 слитно
раздельно
1. Не употребляются без НЕ: Неряшливый
2. При образовании слова противоположного значения: неширокая речка (узкая) раздельно
1. Если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая речка; не деревянное окно
2. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями (вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько): вовсе не широкая речка
6. Тренировочные упражнения 1. Задание. Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не.
Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.
2. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.
7 Итог урока Ребята, мы отлично справились с задание, но зловредная частица Не все не соглашается отпустить части речи на свободу. Она требует развлечений. Давайте расскажем ей о том, как мы провели зимние каникулы. Может она развеселиться и сдержит свое слово.
Мини-сочинение «Один день зимних каникул». Не забывайте о частице Не, обязательно употребите в сочинении слова с Не.