Сообщение на тему Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми


Система деятельности
классного руководителя по работе
с трудновоспитуемыми детьми
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
«Трудные» дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям.
 По отношению к ребёнку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
«Трудные» дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию «трудных» попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердиться.
К «трудным» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоционального контакта с ребёнком.
Предлагаю вам пройти тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе с «трудными» детьми.
Тест для классных руководителей.
Отвечать «да» или «нет».
Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями - предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
Обучаю детей методам самовоспитания.
Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
Не ставлю на ребенке крест.
Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
Умею смотреть на вещи глазами ребёнка.
Общаясь с ребёнком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая сегодня проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность.
В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
«Трудный» младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".«Трудный» средний школьный возраст. В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание «ситуации успеха» в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.«Трудный» старший школьный возраст. Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Система деятельности классного руководителя по предупреждению отклонений в поведении и перевоспитании учащихся заключается в следующем:
1. Выявить учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальные психологические особенности личности у выявленных школьников.
3. Наблюдать за трудновоспитуемыми детьми, фиксировать результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
3. Составить индивидуальный план педагогической коррекции личности.
4. Систематически отслеживать посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками. Своевременно оповещать родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения, создавать для таких детей «ситуацию успеха».
6. Обучать правильному отношению к неудачам, умению исправлять свои ошибки.
7. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
8. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ПДН.
9. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).