Опыт апробации электронной формы учебника (ЭФУ) по русскому языку в 7 классе

Опыт апробации электронной формы учебника «Русский язык. 6 класс»
(авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос)

В прошлом учебном году один 6 класс из 4-х в параллели занимался по электронным учебникам (ЭФУ).
Задачи: проанализировать положительные и отрицательные стороны перехода на электронный учебник по русскому языку; выявить роль электронного учебника при организации самостоятельной работы обучающихся с текстом на уроках русского языка в 6 классе.
Отмечается ряд преимуществ по сравнению с обычным учебником: облегчается ранец школьника, исчезает риск для осанки; процесс обучения становится более интересным, повышается грамотность обучающихся в области ИКТ.
Больше всего с электронным учебником обучающиеся работают на уроках русского языка и литературы (9 часов в неделю), при этом учебники содержат различные интерактивные объекты (тесты, аудиозаписи), которые существенно отличают их от традиционного учебника, ЭФУ и ПФУ уже не являются полностью эквивалентными по содержанию.
Переход на электронный учебник прошел очень легко, так как все обучающиеся хорошо владеют компьютерной грамотой, обучение функциям и навигации заняло всего 1 занятие.
При внедрении электронных учебников было опасение, что обучающиеся будут во время урока отвлекаться на другие приложения в планшете. Опыт работы показал, что обучающиеся серьезно относятся к электронным учебникам, большинство воспринимают компьютер не как игрушку, а как средство обучения.
Отмечается улучшение работы обучающихся с текстом за счет функций учебника (поиск по тексту, прокрутка, заметки, увеличение масштаба), активизируются такие виды чтения, как просмотровое, ознакомительное, поисковое.
Электронный учебник позволяет организовать самостоятельную деятельность обучающихся при работе с текстом, что повышает качество урока русского языка. Так, качество обучения по русскому языку в 6 классе в среднем на 14% раза выше, чем в параллельных классах.
При использовании электронных учебников отмечается и ряд отрицательных моментов: планшеты быстро разряжаются, необходимо предусмотреть возможность для подзарядки устройств в школе; планшеты быстро выходят из строя от падения, а дети 6 класса в силу возраста очень подвижны, нужно внедрять планшеты с дисплеями, которые не разбиваются при падении.
Таким образом, использование ЭФУ по русскому языку способствует интенсификации учебного процесса, многоаспектному развитию обучающегося и его подготовку к жизни в условиях информационного общества.
15