Программа внеурочной деятельности Укрась свой мир


   
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Укрась свой мир»
на 2014-2015 учебный год
 
                                                                                         
             
                                                           руководитель:
Грабовская Наталья Евстафьевна                                                                                                
Урай 2014 год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Укрась свой мир» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, цветными нитками, освоили новую технику – вытынанки, квилинг, плетение из газетных трубочек. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Укрась свой мир» рассчитана на детей с 12 до 15 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа - 68 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 5 человек.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
-  закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
-  обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
-   развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-  развитие образного мышления и воображения;
-  создание условий к саморазвитию учащихся;
-  развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
-  воспитание уважения к труду и людям труда;
-  формирование чувства коллективизма;
-  воспитание аккуратности;
-  экологическое воспитание;
-  развитие любви к природе.
Коррекционные:
- коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами, инструкционными картами;
- коррекция и развитие координации движений пальцев, мелкой моторики рук, художественного вкуса.
-  обогащение словарного запаса воспитанников;
-  развитие устной речи.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
-  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
-  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);-  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-  групповой – организация работы в группах;
-  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, цветными нитками, освоят новую технику – вытынанки, квилинг, плетение из газетных трубочек;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога.
- проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе
- участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
- использование сувениров, панно, картин в качестве подарков;
- участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);
- участие в школьных конкурсах.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Квиллинг
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества, один из них - квиллинг. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
2.Вытынанки
 Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.
В Белорусии  называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше – выцинанка.
 Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться  «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи,  дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».
4. Плетение из газетных трубочек.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Тематический план кружка «Укрась свой мир»
№п/п Тема Количество учебных часов
1 Вводное занятие 2
2 Квиллинг20
3 Вытынанки22
4 Плетение из газетных трубочек. 24
Итого: 68
Учебно– тематический план кружка «Укрась свой мир»
№ п/п Раздел Тема занятия Кол-во часов
Вводное занятие - 2 часа. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ножницами. Материалы и инструменты используемые в работе и порядок работы с ними. 2
2. Вытынанки – 22 часа. Знакомство с техникой выполнения вытынанки. Виды вытынанок. 2
Силуэтные вытынанки людей. 4
Силуэтные вытынанки животных. 4
Вытынанка.  «Портреты». 4
Вытынанка. «Новогодние фантазии». 4
Вытынанка. «Зимний пейзаж». Оформление работ к выставке. 4
3. Квиллинг - 20 часов. Знакомство с техникой выполнения квиллинга. Основные формы «капля», «долька», «глаз», «завитки» и т.д. 2
Квиллинг. Панно «Цветочные фантазии». 6
Квиллинг. Фантазии на тему «Панно-Кит». 4
Квиллинг. «Попугай». 4
Квиллинг. «Натюрморт». Оформление работ к выставке. 4
4 Плетение из газетных трубочек - 22 часа. Освоение техники. История и технология плетения. 2
Скручивание трубочек. 4
Плетение основы корзины. 4
Плетение корзины. 6
Плетение ручки корзины. 2
Плетение ручки корзины. Оформление работ к выставке. 4
Итого: 68 часов
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: журналы, газеты, бумага цветная, краски акриловые, клей ПВА, лак, морилка, шаблоны, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины; Инструменты: ножницы, карандаши, кисти, спицы и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
4. С.Ф. Клейменов «Плетение из ивового прута» Народное Творчество, 2005.
5. Закон РФ " Об образовании".
6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
7. Колодин А. Насущные проблемы дополнительного образования./span - / Воспитание школьников, №2, 1997.
8. Конвенция о правах ребенка
9.Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
10.Журнал «Школа и производство».
11. "Сделай сам", приложение к журналу "Юный техник" №4, 2001.
12. Джуди Кардинал, «Узоры из бумаги: Квиллинг»,2010.
13. Диана Боден Крейн «Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг»,2011.