Урок по истории на тему «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» (9 класс)


Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Цели урока:  Образовательная:
Познакомить учащихся с предпосылками, основными событиями и результатами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Отметить полководческий талант советских военачальников.
Доказать, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.
Развивающая:
Развивать умения работать с документами и делать выводы.
Развивать творческие способности учащихся.
Формировать умения и навыки работы с текстом учебника, компьютером, картой.
Воспитывающая:
Прививать любовь к Родине.
Развивать чувство патриотизма на примере героев Сталинградской  и Курской битв.
Формировать личностное отношение учащихся к истории своего края в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный.
Основные знания:
разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение;
битва на Курской дуге и её значение;
встреча «большой тройки» в Тегеране;
итоги второго периода войны.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская (Огненная) дуга.
Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война Советского Союза (1941 – 1945 гг.)», «Курская битва», компьютер и мультимедийный проектор.
Презентация «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне».
Урок разработан на основе учебника «История России, XX - начало XXI века», 9 класс, для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт./
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания. Тестирование.
Тест можно раздать каждому уч-ся на стол или спроецировать на экран с помощью проектора. (слайд 2-6)
Тест
А 1. Какое направление удара немецких войск весной-летом 1942 г. было главным?
1.Центральное направление
2.Южное направление
3.Северное направление
4.Ленинградское направление
А 2. Что было причиной перехода немецких войск к обороне под Сталинградом в ноябре 1941г?
1. Открытие второго фронта
2. Назначение Сталина Верховным главнокомандующим
3. Героическое сопротивление защитников города
4. Сложные погодные условия
А 3. Какой город стал центром сопротивления Красной армии с сентября 1942 г.?
1. Брест
2. Москва
3. Сталинград
4. Севастополь
В 1. Какое название получил военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против Германии, Италии и Японии в период второй мировой войны?
В 2. Дайте оценку приказу от 28 июля 1942 года №227 «Ни шагу назад!»
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Война отзывается болью в сердцах миллионов людей. Сегодня на уроке мы обсудим ключевые события второго периода Великой Отечественной войны: «Сталинградская битва» и «Битва на Курской дуге».(Слайд 7)
План.
Разгром немецких войск под Сталинградом.
Битва на Курской дуге.
Форсирование Днепра.
Встреча «Большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны.
- Взятие Сталинграда позволило бы фашистам не только существенно облегчить задачу наступления на Кавказе, перерезать транспортные пути на Волге, но и добиться серьёзного морально-политического эффекта – взятие города, носящего имя советского вождя. Наступлению на Сталинград 6-й армии генерала Паулюса немецкое командование придавало особое значение.
- В ходе изучения нового материала вы должны выяснить «Почему события 19 ноября 1942г. –декабря 1943 г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
(Слайд 8)
Учитель: Сталинградская битва ( слайд 10-12)
- 2 сентября 1942 года фашистские войска вышли к Сталинграду. Им противостояли силы 62-й и 64-й армий под командованием В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова.
- К середине ноября 1942 года группа армий «Юг» была вынуждена перейти к обороне по всему фронту, ситуацией воспользовалось советское командование. При непосредственном участии Г.К. Жукова и А.М. Василевского был разработан план под кодовым названием «Уран».
Приказ №227 рассуждаем«Батальон капитана Муратова находился в центре боевого порядка полка. Потрёпанный в боях, он насчитывал в своих рядах не больше 20 солдат. Как только небо тронул ранний августовский рассвет, враг обрушил на позиции батальона ураганный артиллерийский и миномётный огонь. Несколько позже группа немецких бомбардировщиков сбросила бомбовый груз. Клубы чёрного дыма протянулись по степи, и под их прикрытием на высоких скоростях пошли танки. Никто из «муратовцев» не дрогнул. Все находились на своих местах и огнём отсекали пехоту от танков. Комбат Муратов не выпускал пулемёта из рук. Он направил на немецких автоматчиков огонь, зная, что танки без пехоты вперед далеко не уйдут. Так оно и вышло. За первой последовали новые атаки. Отбиваться приходилось всё труднее и труднее. К исходу дня в батальоне остались лишь два бойца да раненый Муратов. Кровь сочилась из раны, но комбат, перебегая от окопа к окопу, вёл огонь из винтовки, чтобы показать, что рубеж ещё живёт. Стало смеркаться. На полоске бумаги комбат написал последнее донесение: «Отражено шесть атак. Уничтожено несколько десятков солдат и офицеров противника. Нас осталось двое. Продолжаю вести огонь. Муратов». Доставивший это донесение красноармеец рассказал командиру полка подробности боя. Отважный капитан погиб в бою, не сделав и шагу с занимаемого рубежа».
- Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон.
Просмотр видеофильма о Сталинграде.
Учитель: Курская дуга (слайд 13-15)
- В январе Красная Армия начала наступление под Ленинградом, и 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду города. В феврале началось освобождение Донбасса. Воронежский фронт разгромил 3 немецкие армии и глубоко вторгся в немецкие позиции, образовав Курскую Дугу. Всего в ходе зимнего наступления советские войска разгромили более 100 немецких дивизий.
Презентация, подготовленная учеником «Курская битва».
Показ анимированной карты «Курская дуга».
Учитель: форсирование Днепра.
Сразу вслед за советскими успехами под Курском и Орлом развернулась битва за Днепр, естественная водная преграда которого являлась основой «Восточного вала» – мощной системы обороны противника на пути наступления Красной Армии. Немецкое командование стремилось любой ценой остановить советское наступление на линии Днепра. Битва длилась с августа по декабрь 1943 г. Первые советские части форсировали Днепр 22–23 сентября. В ночь на 24 сентября в районе Канева был выброшен воздушный десант. К концу сентября советские войска захватили на правом берегу Днепра 23 плацдарма.
Зачастую советские части переправлялись через реку с помощью подручных средств (лодок, плотов, обычных брёвен). Вода была уже холодная, но красноармейцы стремились выиграть время, лишить противника возможности организовать сопротивление на западном берегу. Войска несли большие потери, в том числе по той причине, что правый берег Днепра был высоким, и вести с него огонь было очень удобно. Крайнего напряжения бои достигли в сражении за Киев. Шестого ноября силами 180-й стрелковой дивизии генерал-майора Ф.П. Шмелёва и других войск, входившей в состав 1-го Украинского фронта, столица Украины была освобождена.
Освобождение Киева получило широкий международный отклик. Лондонское радио сообщало: «Занятие Киева советскими войсками является победой, имеющей огромное не только военное, но и моральное значение... Теперь времена изменились. Германия слышит звон похоронного колокола. На нее надвигается лавина».
Восьмого ноября 1943 г. был учрежден орден «Победа» для особо отличившихся полководцев. Первыми этой высшей полководческой награды удостоились маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский, осуществлявшие непосредственное руководство битвой за Днепр. На этом участке фронта почти в каждом соединении или части были Герои Советского Союза. Всего за форсирование Днепра звание Героя присвоено 2438 солдатам, офицерам и генералам.
Работа с текстом учебника по теме «Встреча «большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны».
Учитель:
- В конце 1943 г. в Тегеране состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. В ходе этой встречи были подведены итоги второго периода Великой Отечественной войны.
Учитель:
- Какие противоречия могли возникнуть между СССР и его западными союзниками?- Каково значение Тегеранской конференции?
III. Итоги урока.
1). Закрепление изученного материала.Учитель:
Тест на закрепление

1. Контр наступление советских войск под Сталинградом началось:
а) 19 июня 1942г
б) 19 ноября 1942г
в) 18 января 1943г
г) осенью 1942г
2. План разгрома немцев под Сталинградом назывался:
а) «Тайфун»
б) «Уран»
в) «Барбаросса»
г) «Ост»
3. Крупнейшее танковое сражение второй мировой войны произошло:
а) под Сталинградом
б) в Крыму
в) под Прохоровкой
г) у Днепра
4. Закрепление коренной перелома произошло:
а) в результате Сталинградской битвы
б) в результате Курской битвы
в) после освобождения Северного Кавказа
г) после форсирования Днепра
2). Рефлексия.
Показ презентации картин художников о битве под Сталинградом и Курской Дуге, под музыку Священная война.
3). Оценки за работу на уроке.
IV. Домашнее задание.
Учитель:
- §32 (учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт).
подготовить доклады на темы:
- битва под Прохоровкой
- форсирование Днепра.