Статья Особенности формирования компетентностей школьников на уроках истории через интеграцию технологий межкультурной коммуникации и ИКТ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИКТ.
С.А. Узакбаев (г. Актобе, Казахстан)


В современную эпоху глобализации всё человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных отношений. Происходит широкомасштабная интернационализация всей общественной жизни с ростом унификации социокультурной жизнедеятельности различных стран и регионов земного шара. Однако, современный мир только с одной стороны целостен и взаимосвязан, с другой же многообразен и противоречив. Его многогранность объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природы; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, которые далеко не однозначны.
Но тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности. Да, каждый народ, каждое государство нашли свои ответы на проблемы и задачи, которые перед ними ставили природа и время. Эти решения объективно обоснованы, выстраданы опытным путём и неслучайны.
Пониманию этого важнейшего аспекта нашей жизни способствует использование на уроках истории технологий межкультурных коммуникаций. Каждому человеку предстоит жить в обществе, поэтому социальная интегрированность является важным фактором. С самого раннего детства он усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Но также человек в течение всей своей жизни меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы и др. Все изменения происходят под непосредственным влиянием социокультурного окружения, вне которого невозможно обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре.
На уроках истории происходит знакомство с огромными культурно-историческими пластами развития всего человечества в целом, и общества, в котором живет ученик, в частности. При этом происходит погружение в соответствующую культурно-историческую среду, без которого понять причины и механизмы исторических процессов невозможно.
И в тоже время информационно-коммуникационные технологии позволяют один из главных научных методов – принцип историзма – освоить практически. Особенно в современном образовании с его возможностями интерактивного обучения, использования мультимедийного контента (иллюстраций, электронных презентаций, флипчартов, видеороликов) не только в качестве наглядности, но и важнейшего предмета для аналитической деятельности, критического осмысления прошлого и формирования собственной позиции.

В ходе процесса обучения применяются интерактивные технологии, работы в группе и индивидуально, подготовки творческих проектов и презентаций, а также просмотр и обсуждение видеофрагментов. Особое внимание уделяется культурным, социальным факторам развития народов и государств того периода, а также известных исторических личностей, таких как, Оливер Кромвель, Джордж Вашингтон, Наполеон Буонапарт, Токугава Иэясу, Надиршах, казахские ханы Абулхаир и Абылай. При этом особо выделяются социально-бытовые, экономические, психологические и культурные условия их формирования и развития как лидеров нации и в тоже время определенных продуктов своей эпохи и страны.
На заключительном этапе уроков – рефлексии, в ходе повторения пройденных разделов и тем, с учащимися обсуждаются и проговариваются особенности культурно исторических эпох, развития конкретного общества в изучаемый период, дается сравнение с современной эпохой. Без серьёзной технической (компьютеры, планшеты и пр. гаджеты) и информационной (ресурсы Интернета, электронные среды и учебники, и т.п.) поддержки сегодня трудно быть объективным, теоретически грамотным и достаточно хорошо усвоившим на практике учеником.
В связи с переходом на новые стандарты, а это уже не за горами, всё более актуальным становится внедрение компетентностного подхода в обучении. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека: информационной компетенции, коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем.
Для того, чтобы развить эти компетенции у детей, необходимо, чтобы школьные знания перестали быть мёртвым грузом разрозненных сведений, а превратились в средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
Компетентностный аспект при интеграции межкультурной коммуникации и ИКТ формируется через:
1) постановку вопросов в письменных и контрольных работах (например, «Что должно было удивить в жизни и культуре казахов иностранных исследователей?», «Что Вас удивляет в культуре, поступках, образе жизни людей начала эпохи Нового времени, а что является современным и сейчас?» и др.);



2) составление сравнительных таблиц, диаграмм Виенна и т.п. для выделения особенностей культуры и развития государств и народов того периода;


3) комментированное конспектирование и дальнейший анализ в ходе просмотра видеофильмов о жизнедеятельности отдельных личностей (Наполеона, Петра Первого и других);


3) организацию групповой и индивидуальной работы по сравнительному анализу в ходе различных мини-исследовательских работ на уроках и др.


Сегодня практически все участники образовательного процесса понимают бесперспективность увеличения объема знаний или изменения узкопредметного содержания; информация удваивается каждые 5-7 лет, выучить все невозможно. Альтернатива тоже ясна выпускники школы должны жить в быстро меняющемся мире, а для этого им нужно многое уметь.
Наша традиционная школа дает ученикам солидный багаж, но не учит выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. Те же, кто практикуют компетентностный подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Умелое сочетание различных современных образовательных технологий, в особенности с применением ИКТ, есть важнейшее условие успешности как педагога, так и его учеников.
Рисунок 115