Конспект по литературному чтению на тему Олег Григорьев «Витамин роста»

Конспект по литературному чтению на тему Олег Григорьев «Витамин роста».

Класс: 3
Система: традиционная.
УМК: «Школа 2100»
Тип урока: Урок литературного чтения.
Вид урока: Изучение нового материала.
Тема: Олег Григорьев «Витамин роста».
Цель: А) Образовательная: знакомство с произведением Олега Григорьева «Витамин роста», знакомство с жизнью и творчеством Олега Григорьева, дать представление о понятии стихотворема, дать представление о витаминах и их пользе.
Б) Развивающая: развитие устной связной речи, логического мышления, памяти, обогащение словарного запаса учащихся.
В) Воспитательная: воспитывать уважительному отношению к учителю и друг к другу, усидчивости, дисциплинированности, правильного поведения на уроке.
Оборудование: Учебник литературного чтения 3 класс Р. Н. Бунеев, С. В. Бунеева, портрет автора, ТСО.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей

1. Орг. момент
Встаньте ровно ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Руки вверх – все потянулись
Все друг другу улыбнулись
Здоровья всем мы пожелаем
И работать начинаем!
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, посмотрите, чтобы у вас на партах все было готово к року, тихонечко присаживайтесь.


2. Формулирование темы и цели урока.
Прочитайте пословицы:
Здоровье дороже золота;
Ум да здоровье всего дороже;
В здоровом теле – здоровый дух.
Определите общую тему пословиц?

Ребята, знаете ли вы как сохранять и поддерживать здоровье? Что надо для этого делать?

Почему надо есть овощи и фрукты, чем они полезны?

Что вы знаете о витаминах?
Ребята, витамины – это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме.
Как вы думаете, о чем больше всего мечтают маленькие дети?

А что нужно делать, чтобы ускорить процесс роста?
Верно, почти все маленькие дети мечтают вырасти и название произведения, с которым мы сегодня познакомимся – «Витамин роста».
Может быть, существует специальный, особый витамин, который ускоряет рост?
Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
Посмотрите на доску (Марк Твен, Олег Григорьев, Джонатан Свифт). О творчестве одного из данных авторов мы будем говорить на уроке. В его фамилии есть звонкий непарный согласный.



Название произведение вы знаете, автора отгадали, попробуйте сформулировать тему урока.
На доске открывается тема урока: Олег Григорьев «Витамин роста».
Теперь давайте хором прочитаем цель нашего урока. На доске открывается цель: Познакомиться со сведениями из биографии Олега Григорьева и его произведением «Витамин роста».




Все пословицы о здоровье.
Заниматься спортом, правильно питаться, есть овощи и фрукты и т.д.
В них содержится много витаминов.
Варианты детей.




Маленькие дети мечтают вырасти, стать взрослыми.
Употреблять витамины.



Затрудняются с ответом.






Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Олега Григорьева.

Тема урока – Олег Григорьев и его произведение «Витамин роста».

3. Ознакомление учащихся со сведениями из биографии Олега Григорьева.
Ребята, сейчас мы познакомимся со сведениями о жизни и творчестве Олега Григорьева, слушайте внимательно, потом вы мне расскажете, что нового узнали и запомнили о его жизни.
Олег Григорьев – годы жизни 1943 – 1992 г. г. Российский поэт и художник. Родился в эвакуации в Вологодской области. С раннего возраста увлекался рисованием.
Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным детским народным произведением.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки».
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга – «Витамин роста».
Умер 30 апреля 1992 года в Санкт – Петербурге.



4. Словарная работа.
Со сведениями из биографии автора познакомились.
А теперь скажите, читали ли вы раньше Стихи Олега Григорьева? В чем особенность его стихов?



В новом произведении, с которым мы сегодня познакомимся, вам встретятся слова, значение которых стоит уточнить.
(На доске новые слова, после ответов детей появляются определения слов с иллюстрациями).
Первое слово альбинос, кто попытается объяснить значение данного слова?
Альбинос - живое существо, волосяной покров которого лишен пигментов, т. е. белый.
Следующее слово террариум, попытайтесь объяснить значение данного слова?
Террариум - емкость, где созданы необходимые условия для содержания некоторых животных, а также растений.
И последнее слово – тритон. Попытайтесь дать объяснение?
Тритон - хвостатое земноводное, похожее на ящерицу.



Стихи Олега Григорьева короткие, смешные, веселые, герои в них – дети.






Ответы детей.



Ответы детей.



Ответы детей.

5. Введение в тему чтения.
Итак, уточнили значение некоторых слов, теперь по названию произведения попытайтесь определить, о чем пойдет речь?


Предположения детей.

6. Первичное чтение.
Так как произведение длинное, сегодня на уроке мы прочитаем только первую часть. Мы говорили, что произведения Олега Григорьева бывают смешные, с юмором, попытайтесь определить, какие чувства оно у вас вызвало, обратите внимание на необычность стихотворного размера и подумайте к какому жанру его можно отнести. Представьте картины, того о чем читаете.
Начинает чтение учитель, продолжают чтение хорошо читающие дети.


7. Физкультминутка.
Мы с вами прочитали новое произведение, теперь немножко отдохнем. Тихонечко встаньте из – за парт.
Сейчас я буду назвать название овощей и фруктов, если называю овощи, - то вы приседаете. Если фрукты, - то вы делаете наклон вперед и пытаетесь достать пальцами до пола.
(Капуста, картофель, арбуз, морковь, астра, яблоко, банан, редиска).
Молодцы, а теперь тихонечко присаживайтесь на свои места.






Выполняют приседания, наклоны вперед.

8. Проверка первичного восприятия.
Отдохнули, теперь продолжаем нашу с вами работу. Мы прочитали произведение Олега Григорьева «Витамин роста», скажите, понравилось ли вам данное произведение?
Какие чувства оно у вас вызвало?


Какому вопросу посвящена лекция учителя?


Скажите, какой же витамин является витамином роста?

Где он находится?

С кем из героев произошло знакомство?

Как вы думаете, почему учитель выбрал для похода в живой уголок Смирнова?



С какой целью проводился эксперимент?






Как это хотели доказать?




Каков же получился результат?


Предположите, почему так произошло?



Как вы думаете, кто мог это делать?
А вот о том верны ли ваши предположения или нет вы узнаете, когда в следующий раз прочитаете вторую часть произведения.



Ответы детей.
Произведение вызвало радостные чувства. Оно веселое.
Лекция учителя посвящена питанию человека.
Витамин А – витамин роста.

Витамин роста находится в моркови.
С учителем биологии, с учеником Смирновым.

Смирнов ответственный ученик, так как учитель дал ответственное задание.
Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.
Для опыта взяли двух крыс, одной из них давали пищу, богатую витаминами, а другой с их отсутствием.
Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.
Скорее всего, обеих крыс кормили одинаковой пищей, богатой витаминами.
Ученик Смирнов.

9. Литературоведческая работа.
Ребята, обратили ли вы внимание на необычность стихотворного размера? Что заметили?


Можете ли вы отнести данное произведение к изученным нами ранее жанрам?
Произведение Олега Григорьева «Витамин роста» относится к такому литературному жанру как – стихотворема. Встречались ли мы с таким жанром ранее?


Предположите, что может означать это слово?


Верно ребята! По звучанию похоже на стих + поэма. Можно отнести к стихотворению, потому что имеет стихотворную форму. Можно отнести к поэме, потому что большое по размеру и присутствует напряжение, тайна, что же будет дальше.

Большой по размеру, все строфы содержат в себе разное количество строк.

Нет, не можем.



Такой жанр нам не знаком, ранее мы с ним не встречались.
Сочетает в себе два жанра стихотворение и поэма.

10. Творческая работа.
В произведении, с которым мы познакомились, автор не приводит описания учителя биологии. Давайте самостоятельно попытаемся это сделать. Можете закрыть глазки и составить описание, как видите его вы.
Спрашиваю нескольких учеников по желанию.


11.Домашняя работа.
Наш урок подходит к концу, откройте дневники и запишите домашнее задание. Выразительное чтение стр.


12. Итог урока.
Скажите, с каким автором мы познакомились на уроке?


Что необычного из его жизни вы запомнили?
С каким произведением начали знакомиться?

К какому жанру относится данное произведение?

Сегодня на уроке мы познакомились с поэтом Олегом Григорьевым.

С произведение «Витамин роста».
Данное произведение относится к жанру – стихотворема.

13. Рефлексия.
Придвиньте к себе листочки с изображением моркови. Раскарасьте ее желтым цветом, - если понравился урок, и вам было все понятно. Зеленым цветом, - если вам было немножко трудно и не интересно. Синим, - если вы совсем ничего не поняли, и вам было совсем не интересно.





15