Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» (обобщение) в форме игры «Умники и умницы»
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан.
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы 1 квалифационной категории Гайсина Альфия Калимулловна.
Тема: Имя прилагательное (обобщение)
Цели: Обобщить и систематизировать знания по теме
«Имя прилагательное».
Задачи:
Образовательные: Формировать навыки различать разряды прилагательных, их морфологические признаки .Отрабатывать навыки правописания прилагательных
Развивающие: Развивать интеллектуальные умения находить орфограммы, пунктограммы и объяснять их.
Развивать умения составлять монологические высказывания на лингвистическую тему, сотрудничать в совместной работе в группах.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру поведения при фронтальной ,групповой работе, работе в парах. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: определение морфологических признаков, аргументирование правописания прилагательных.
Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности.
Личностные: развитие Я-концепции и самооценки.
Методы и приёмы: подводящий к теме диалог, ИКТ-технологии, задания поискового характера, игра, метод самоконтроля.
Используемое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(тесты).лист оценивания учащихся.
Форма проведения: урок-игра.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мотивирование к учебной деятельности.
Целеполагание.
ІІ. Конкурс творческих заданий.
«Я - исследователь»
1 группа: презентация темы «Имя прилагательное»
2 группа: « Образование прилагательных»
3 группа: « Употребление прилагательных, их роль».
ІІІ. Игра «Умники и умницы»
Языковая разминка (блиц - турнир)
-Назовите и аргументируйте выбор морфологического признака имени прилагательного:
ет
ой
а
и
- Укажите относительное прилагательное:
лисий хвост
звонкий смех
железная дверь
железный человек
-Укажите, какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
умный красивый
жесткий стальной
-Укажите ошибку в образовании степеней сравнения: сильный - сильнее
великий - величайший
мудрый - более мудрее
хороший - лучше
- В какой строке все слова пишутся с НН в суффиксе:
серебря..ый, авиацио..ый, тума..ый
торжествеый, отечествеый, бездоый
- Какое слово пишется через дефис?
(широко)плечий
(лево)бережный
(документально)художественный
(трудо)любивый
- В каких прилагательных НЕ – приставка?
(не)взрачный кустарник
(не)знакомый маршрут
(не)большой, а маленький
(не)известный герой
- Образуйте прилагательные:
отечество-
мужество -
- Подберите синонимы к слову:
мужество
- Образуйте от данных существительных прилагательные.
- Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения:
отважный -
храбрый -
Работа с текстом
Это было 29 апреля 1945 года. Ра(н,нн)ее утро. По небу плыли (свинцово)серые тучи. Потнул втерок и послышался детский плач(?). Солдаты прслушались. Глухо призывно звучал голос ребёнка. Он повторял всем слово Мутти, мутти
Сержант Николай Масалов медленно пполз по песча(н,нн)ому берегу. Добраться до горбатого моста было опасно. Впереди (не)большая площадь. Строчили пулемёты. Радавались раскаты взрывов. Арти(л,лл)еристы прикрыли выход Масалова который вернулся с (трех)летней девочкой на руках.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Озаглавьте текст
- Определите тип текста
- Назовите стиль текста
- Сделайте морфемный разбор выделенного слова.
- Найдите в тексте имена прилагательные.
Определите их разряд.
- Подберите антонимы:
раннее -
медленно –
Определяются учащиеся, участвующие в игре, консультанты, жюри.
Агон:
Подвиг, увековеченный скульптором.
В Берлине, Трептов-парке, высится величественная скульптура русского солдата с гордо поднятой головой, в плащ-палатке, накинутой на могучие плечи. В его правой руке меч, а левой он обнимает прильнувшую к нему девочку.
В этом памятнике народный художник Е.Вучетич увековечил великий подвиг старшего сержанта Николая Масалова.
Словарная работа с использованием толкового словаря:
Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, выдающийся.
Величавый – исполненный внутреннего достоинства, внушающий почтение к себе.
Величественный – исполненный величия.
зеленая дорожка:
- назовите прилагательное, соответствующее схеме (^(
Желтая дорожка:
- Назвать прилагательное с орфограммой «о-е после шипящих в окончании»
Красная дорожка:
- Определите часть речи: увековечил, величественный, прильнувшую
Зеленая дорожка:
- назовите качественные прилагательные
Жёлтая дорожка:
- образуйте степени сравнения: величественная
Красная дорожка:
- определите род, число, падеж прилагательного: могучие
Зеленая дорожка:
- Какие прилагательные не имеют степени сравнения
Желтая дорожка:
- составить словосочетание с прилагательными: великий
Зелёная дорожка:
-составить словосочетание с прилагательным: величественная
- определите часть речи: увековеченный.
ІV. Тестирование.
Тест 1
Укажите, какое слово пишется без Ь?
а)мелоч
б) певуч
в) стрич..ся
г) учишся
2. Укажите притяжательное прилагательное.
а) серебряный
б) летний
в) собачий
г)кожаный
3. Укажите прилагательное ,которое не имеет степеней сравнения.
а)умный
б) жесткий
в) красивый
г) медный
4. В каком слове пишется О?
а) ситцвый
б) шпот
в ) ежвый
г) рощй
5. В каком предложении НЕ пишется раздельно?
а) Впереди показалась (не)большая деревушка.
б) Озеро (не)глубокое, но холодное.
в) У него был вовсе (не)ласковый взгляд.
Тест 2
1. В каком слове пишется О?
а) жлудевый
б) холщвый
в) глянцвый
г)орешк
2. В какой строке пишется НН:
а) песчаый, кармаый, мужествеый
б) лимоый, отечествеый, оловяый
3. Какое слово пишется через дефис?
а) (сине)глазый
б) (паро)ввозный
в) (бледно)синий
г) (лево)бережный
4. Где допущена ошибка?
а) высокий – выше
б) толстый – толстее
в) умный – умнейший
г)чистый – чище
5. Укажите относительное прилагательное.
а) орлиные крылья
б) лисий хвост
в) золотой человек
г) серебряное кольцо
Рефлексия учебной деятельности. Групповая работа. взаимопроверка в парах, оценивание собственной деятельности на уроке .
V. Итоги урока.
15