Эссе Мои педагогические находки
Эссе
Мои педагогические находки в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
и во внеурочное время.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Дистерверг.
Для чего живет человек? Что важнее всего, без чего он не может обойтись? Наверное, каждый в разные периоды жизни отвечает на эти вопросы по-разному.
В детстве, как и большинство детей, я мечтала стать учителем: усаживала младших сестёр за стол и обучала их писать и читать. Легко и просто мы создавали смешные стишки, разыгрывали небывалые композиции.
После школы я уже решила быть педагогом, так как для меня учитель – эталон культуры, порядочности, пример для подражания. Это совершенно бескорыстный человек, который, несмотря на свои жизненные трудности, отдаёт свою жизнь, свою любовь, свои знания, всю свою душу детям, иногда ущемляя в этом своих собственных детей и родных.
Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание. Ещё Максим Горький говорил: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.
Хочу сказать, что я благодарна судьбе, что попала в школу и стала учителем русского языка и литературы
Школа – самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
Происходящие сейчас в общественной жизни изменения требуют от учителя не просто передавать знания традиционным способом, а использовать новые формы и способы обучения, ориентированных на индивидуальное развитие личности, развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи своей будущей профессиональной деятельности. Одним из таких способов является исследовательский метод обучения, с помощью которого происходит формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Поэтому, по моему мнению, качественный результат в обучении может быть достигнут только тогда, когда и учитель, и ученик работают творчески, и это творчество выражается в каком-то конкретном продукте, а не ограничивается только развитием «творческого» мышления. Если нет конкретного продукта (изделия, литературного, художественного, музыкального произведения, изобретения, исследования), нет и творчества, а есть лишь имитация деятельности.
В своей педагогической деятельности я целенаправленно использую исследовательский метод обучения. Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют самостоятельные письменные работы учащихся как изложения и сочинения. В старших классах практикует сочинения на свободную тему. Сочинения на свободную тему близки к работам публицистического характера: в них проявляется гражданская зрелость учащихся, их мировоззрение, умение глубоко и тонко понять проблему, осознать ее.
Характер творческих заданий от класса к классу усложняются. Если в 5-6 классах в качестве индивидуального задания дети должны сочинять небольшие рассказы из жизненного опыта, стишки, то в старших классах предлагаются такие работы, как самостоятельные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов, встречи с интересными людьми.
Для формирования у учащихся навыков выполнения исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время использую различные формы обучения: лекции, заочные экскурсии по литературным местам, практические занятия, в результате которого учащиеся учатся писать небольшие стихи, сочинения, эссе, рефераты, учатся составлять простые и развернутые планы, тезисы, аннотации, конспектировать, писать рецензию, работать с библиотечными каталогами, составлять библиографию, работать с документами, оформлять записи. В результате учащиеся 8-9 классов выполняют самостоятельно небольшие исследовательские работы, а старшеклассникам под силу и более сложные, объемные работы.
Ежегодно в нашей школе проходит общешкольная научно-практическая конференция, где ребята выступают с отчетом о своей творческой работе.
Одним из направлений по развитию творческих способностей во внеурочное время является подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Как правило, победители не отличники, а ребята, у которых вовремя был выявлен интерес к русскому языку и литературе и спроектирована траектория движения к успеху.
Возбудить у школьника желание к познанию, к владению все новыми и глубокими знаниями по русскому языку и литературе мне большую помощь оказывают информационные технологии, так как уроки с использованием компьютера, мультимедийного проектора обеспечивают качественно новый уровень восприятия информаций: учащиеся не просто пассивно созерцают, а активно участвуют в происходящем. Овладев навыками работы в одной из программ, входящих в Microsoft Office, Power Point, я начала с учащимися разрабатывать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета.
При создании презентации учащиеся самостоятельно занимаются изучением дополнительных материалов в книгах и журналах, поиском необходимой информации в Интернете, и поэтому у них глубже формируются навыки исследовательской работы. К тому же, наиболее полно и наглядно раскрываются творческие портреты поэтов и писателей, повышается производительность труда и учителя, и учащихся на уроке, а также перевод текста с русского на родной способствует развитию связной речи.
Использую в своей деятельности очень простой и удобный метод ежедневного итогового контроля метод «пяти пальцев» Лотара Зайверта. Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. (М (мизинец) – МЫСЛИ, информация, знания. Б (безымянный палец) – БЛИЗОСТЬ к цели. С (средний палец) – СОСТОЯНИЕ духа.
У (указательный палец) – УСЛУГА, сотрудничество, помощь. Б (большой палец) – БОДРОСТЬ, физическое состояние). Говорю ребятам: «Если Вы будете ежедневно анализировать прошедший день, контролировать приближение к поставленной цели, то Вы обязательно её достигнете».
Ещё применяю на уроке один из методов познания Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления». (Белая – факт, красная – эмоции, чёрная – критика, жёлтая –оптимизм, зелёная – творчество, синяя – жизненный урок). Этот метод формирует способности к саморегуляции в стрессовой ситуации.
Я уверена, что учитель должен быть примером во всем для своих учеников, потому что он всегда и везде на виду. Дети в большей степени визуалы, они сначала смотрят, что делает взрослый человек, а потом уже что он говорит. И не важно, где ты находишься: в школе или за ее пределами ... Задача учителя – своим примером учить и воспитывать школьников.
15