Методическая разработка занятия Зимующие и перелетные птицы
Методическая разработка занятия кружка
«Юные друзья природы»
«Зимующие и перелетные птицы»
(открытое занятие)
Выполнил:
учитель географии
Михевнина В.А.
Кружок «Юные друзья природы»
Тема занятия: «Птицы - наши друзья»
Цель:
Познакомить учащихся с многообразием зимующих и перелетных птиц родного края и их значением для природы.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- развивать действия самоконтроля и самоорганизации;
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
2. Познавательные УУД:
- углубить знания о зимующих и перелетных птицах своего села и их значении для природы;
- расширить знания учащихся о природных условиях для жизни птиц;
- выявить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
3. Коммуникативные УУД:
- формирование умения работать в коллективе
4. Личностные УУД:
- воспитывать любовь к природе родного края, доброе бережное отношение ко всему живому;
- развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира;
- формирование адекватной самооценки.
Оборудование: электронная презентация :«Зимующие птицы», карточки :«Виды кормов», аудиозапись :«Голоса птиц», кормушки, изготовленные детьми, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Значение птиц зимой.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень) вот, вот наступит зима.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
– Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. А какие еще бывает птицы, те которые не остаются у нас зимовать. (Перелетные) (слайд)
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.) В нашем путешествии мы с вами познакомимся с перелетными и зимующими птицами нашего села и как мы можем о их позаботится в холодное время.
Ученики делятся на две команды. Командам необходимо придумать название команд.
1.конкурс «Загадки» Сейчас я буду загадывать загадки о перелетных и зимующих птицах, а вы постарайтесь их отгадать, и запомнить какие птицы улетают на юг а какие остаются зимовать у нас. (слайды с загадками)
2. Конкурс «Буквы рассыпались»
Из набора букв дети должны составить слово названия птиц. (слайд с заданием)
3. Конкурс «Тройное решето»
По трем подсказкам нужно отгадать птицу (слайд с заданием).
4. Конкурс разминка: перечислятся птицы, если это зимующие птицы, то вам нужно присесть, если перелетные машете руками. Ласточка, сова, кукушка, жаворонок, воробей, ворона, муха, синичка, грач. Цапля.
5.Конкуср «Лесная грамота»
Прочитайте поговорки про себя части поговорок и пословиц о птицах. Соедините две части и прочитайте пословицы и поговорки вслух (командам раздаются карточки с заданием)
Тяжело птицам зимой. Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
Ребята, Ваня Додин нам приготовил небольшое сообщение, о том чем можно прикармливать птичек. (ответ)
Ученик. Воробьев можно угостить крошками белого хлеба, крупой, различными семенами.. Снегири не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы, а так же семенами подсолнуха. А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища. Все кусочки пшеничного хлеба нужно обязательно крошить и хорошо просушивать т. к. на морозе влага превращается в лёд, а для птиц это плохо. Кормить птиц можно только мелкими или раздавленными в ступе семенами. Нельзя кормить птиц и ржаными крошками, а также соленым, острым и сладким кормом у них тогда болят животы. (слайд)
6. Конкурс «Определи корм»
Работа по карточкам, нужно соединить птицу с подходящим кормом.
Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
7. Практическая работа " Операция – «Кормушка»
- Ребята, дома с родителями вы изготовили кормушки. Кормушки бывают разные, но самое главное в кормушке, чтобы было куда положить корм, и чтоб корм в кормушке не намок. Кормушки можно сделать по-разному, например, удобно использовать пустой пакет из плотной бумаги от молока или сока. Можно использовать пластиковую бутылку. Из дощечек, из подручного материала. Вижу, очень хорошо справились, молодцы. (слайд.)
Ребята, кормушки у нас готовы, мы знаем, чем кормить птичек. В течение следующей недели мы с вами будем заготавливать корм, каждый из дома принесет, кто что сможет, не забывайте, что любят птички, и что им нельзя? ( жаренное, сладкое, соленое, острое). (Слайд)
Подводим итоги, подсчитываем количество зернышек.
Заключение
Зачитывается стихотворение «Поделитесь с птицами едой»
Поделитесь с птицами едой,Накрошите хлеба им на блюдце.Пусть они под вьюжною бедойНе опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,Чтоб они, как только снег растает,Пронеслись над полою водойДо своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,С малыми друзьями, земляками,Если дорожите дружбой тойИ сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,И они отплатят доброй песней.Ну а с песней жить то интересней,До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!