Урок окружающего мира Кремль — центр города 3 класс


Учитель: Шиллер Елена Николаевна (МБОУ СОШ №199, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория)
Класс: 3
Продолжительность урока: 45минут
УМК: «Планета знаний»
Номинация: Урок окружающего мира
Название работы: Урок окружающего мира в разделе «Человек в обществе»
Тема урока: «Кремль – центр города»
Цели урока:
Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города.
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, размышлять, высказывать предположения, интерес к истории своей страны.
Воспитывать любовь к своей стране, уважение к памятникам.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки, на фоне музыки читаю стихи
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
- О каком городе говорится в стихотворении? Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Москве? ( На семи холмах, град срединный, город древний, сколько храмов, сколько башен…) (1 слайд)
2. Стадия вызова. Объявление темы урока.
- Верно. Сегодня мы поговорим о Москве. О том, как она создавалась, о её главной достопримечательности. А кто догадался, что же это за главная достопримечательность Москвы? Что такое кремль?
(Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте.)- Итак, тема сегодняшнего урока звучит так: «Кремль – центр города». (слайд 1)
- Что бы вы хотели узнать о Кремле?
3. Стадия осмысления. Знакомство с новым материалом.
Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; (слайд 2) здесь река Неглинка впадала в реку Москву. (слайд 3, 4)
Москва возникла как небольшая пограничная крепость. Постепенно вокруг неё объединялись народы, жившие вокруг. Москва росла, крепла. Сильной и богатой Москва стала при князе Иване Калите. (слайд 5) Слово «калита» значило «мешок, подвесной карман». Князь всегда носил с собой много мелкой монеты и раздавал бедным. За это его и прозвали Иван Калита. Московский князь укреплял границы русского государства, вместо сгоревших стен построил вокруг Москвы Кремль – крепость с башнями, воротами, бойницами и стенами из толстых дубовых брёвен. Стены крепости были дубовыми 200 лет. А потом внук Ивана Калиты – Московский князь Дмитрий Донской (слайд 6) построил Кремль из белого камня, и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Более ста лет простоял белый Кремль, а затем его заменил Кремль из красного кирпича, которым мы любуемся до сих пор.
Постройка стен и башен Московского Кремля из красного кирпича была начата при Иване III (слайд 7). По его указу разрушается старые постройки и возводятся каменные. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля.
Каждая Кремлевская башня имеет свое название и историю. По своей конфигурации башни делятся на круглые и четырехугольные. Если смотреть на Кремль сверху (слайд 8) он напоминает треугольник с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью.
- А сейчас представьте себе, что мы оказались в Москве, на Красной площади. Мы с вами обойдём вокруг Кремля и познакомимся со всеми его башнями.
- Сколько башен у Московского Кремля? (20) (слайд 9)
Работа с учебником с.71 (карта)
По углам треугольника располагались круглые башни ( слайд 9) - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер.
Чтение с пометками текста.
-Что бы побольше узнать о башнях, прочитаем текст на листочках.
Работа со слайдами, анализ прочитанного текста.(слайд 10-20)
После Никольской башни работа с тетрадями на печатной основе с.26, зад.54 (слайд 21)
- О каких воротах Московского Кремля идёт речь? Чем знамениты Спасские ворота? (видео №30)
Физкультминутка под музыку
Работа с учебником с.71-72
- Назовите главную площадь Московского Кремля? (слайд 22) Соборная площадь
- Что на ней расположено? Какие вы знаете? (слайд 23-26)
- Какой музей расположен позади оружейной башни? (слайд 27) Что в нём хранится? (оружейная палата. В ней много старинных предметов: Посуда, украшения, боевые доспехи князей, троны царей и многое другое.) (слайд 28,29)- В какой палате проходили торжественные приёмы и заседания? Почему эта палата получила такое название? (слайд 30, 31)
- Мы сегодня мы много узнали о Московском Кремле, но Кремль был не только в Москве, но и других городах, таких как Псков, Новгород.
- И сегодня вам ребята приготовили проекты о Псковском кремле и Новгородском кремле.
4.Стадия рефлексии
- А сейчас давайте составим синквейн о Кремле. Кто помнит что ( 39 слайд) такое синквейн? (слайд 32)
Дети зачитывают свои синквейны.
5. Подведение итогов
Рефлексивный экран.(слайд 33)
- Мы с вами совершили маленькое путешествие в Московский Кремль, чтобы узнать и полюбить его навсегда.
Самооценка.
Домашнее задание. Использование приёма РАФТ.(слайд 34)
- Наш урок хочу закончить такими словами:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.
Песня О. Газманова “Москва” (слайды 35-42)