Программа дополнительного образования Лекарственные растения нашей местности
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Артюховская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района Курской области
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию исследовательской деятельности учащихся
«Лекарственные растения нашей местности»
Возрастной состав обучающихся – для детей 10 -14 лет
Продолжительность образовательного процесса – 1 год
(во время летнего пребывания учащихся в школе - летний оздоровительный лагерь)
Автор-составитель программы:
учитель биологии
Манжосова Галина Фёдоровна
Курск - 2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя « Лекарственные растения нашей местности» разработана для учащихся 10- 14 лет, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Данная программа имеет эколого-биологическую, образовательно - развивающую направленность.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна и предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии (в разделе «Растения. Лекарственные растения»).
Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.
Актуальность данной программы определяется интересом учащихся к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.
Цель программы:
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, в том числе, о лекарственных растениях;
- развитие индивидуальных качеств личности в области исследования природы, формирование интеллектуальных умений.
Задачи программы:
- развивать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания о живой природе, в том числе, о лекарственных растениях;
- развивать познавательные качества личности, связанные с усвоением основ научных знаний,
- овладевать методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- осваивать опыт практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений;
- формировать умение вести диалог, о воспитании чувства бережного отношения к природе и здоровью человека;
- формировать экологическое сознание.
Общая характеристика программы:
Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей.
Данная программа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся во время летнего пребывания в школе.
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей среднего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений.
Для реализации программы используются следующие методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (восприятие и усваивание детьми готовой информации);
- репродуктивный (воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
- стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение).
Программа предусматривает различные виды деятельности: теоретические занятия, диспуты, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения лекарственных растений своей местности, работа на пришкольном участке, знакомство с определителями, правилами гербаризации, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Формы проведения занятий:
- игры, - конкурсы,
- экскурсии (наблюдательные, поисковые, исследовательские),
- творческие занятия,
- лабораторные и практические работы,
- беседы, -выставки, - проект.
Двигательная активность составляет 70%.
Описание места программы в структуре ООП:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану школы; кроме этого занятия можно проводить во время летнего пребывания учащихся в школе (летний оздоровительный лагерь).
Место проведения занятий: кабинет биологии, пришкольный участок, территория, прилегающая к школе, для проведения экскурсионных занятий.
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность бережного и уважительного отношения к природе – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к природе, бережному отношению к живым организмам, в осознанном участии в природоохранной деятельности.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа дополнительного образования детей «Лекарственные растения нашей местности» разработана для учащихся 10 -14 лет. В этом возрасте у ребят формируется внутреннее «я», идентифицируется новый образ. Подростки хотят найти себя, узнать лучше свои возможности и характер, определиться в этом мире. Дети часто склонны резко менять поведение – от очень взрослого, понимающего и правильного, к наоборот, очень детскому - менять настроение от эйфории к депрессии, изменять свои вкусы и предпочтения, так сказать, искать себя. Часто подростки выбирают для себя какой-то авторитет из звезд, друзей, родителей, в основном, кумира – намного старше и мудрее, его поведение оригинальное, интересное для подростка. Не имея устойчивой, сформированной личности, подростки создают себе образец и подстраивают под него свое поведение, тон голоса, жесты и мимику. Наиболее часто подобные процессы происходят подсознательно.
Также характерной чертой возраста 10-14 лет является высокая восприимчивость, максимализм, желание выделиться, отстаивание своего мнения. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения. В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу. Широкое использование в курсе «Лекарственные растения нашей местности» различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование экологического мышления: умений оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; готовность следовать нормам природоохран-ного поведения;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации экологического образования;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Учебно - тематический план
№ п/п Тема Всего Теория Практика
1 Введение 3 2 1
2 Дикорастущие лекарственные растения 8 3 5
3 Культурные лекарственные растения. 8 3 5
4 Сбор и хранение лекарственного сырья 4 2 2
5 Использование лекарственного сырья 5 2 3
6 Лекарственные препараты, изготовленные из растений. 3 2 1
7 Защита проекта: выставка гербарных экземпляров лекарственных растений. 3 1 2
Итого
34 15 19
Содержание программы
Тема 1. Введение (3 часа).
История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.
Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений
Экскурсия: на пришкольный участок, знакомство с лекарственными растениями.
Тема 2. Дикорастущие лекарственные растения (8 часов).
Лекарственные растения нашей местности. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, ландыш майский, медуница, кипрей и т.д..
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, мать – и мачеха, череда, душица обыкновенная, шалфей, чабрец.
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец птичий, подорожник большой, лопух, пастушья сумка и др.
Практические работы: экскурсия на пустырь для выявления лекарственных растений, сбор и сушка лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственных растений, составление кратких характеристик лекарственных растений
Тема 3. Культурные лекарственные растения (8 часов).
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, чеснок, укроп, репа); плодовые культуры (черная смородина, шиповник, малина, облепиха, крыжовник); полевые культуры (овес, кукуруза, ячмень).
Цветочно – декоративные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ, календула, пион и другие, которые произрастают на школьном опытном участке)
Посев и посадка лекарственных растений, правила ухода за сеянцами.
Практические работы:
Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свеклы; приготовление сока редьки с медом – средство от кашля.
Тема 4. Сбор и хранение лекарственного сырья (4 часа).
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам. Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья
Практические работы:
Изучение способов хранения лекарственного сырья, работа со справочной литературой
Тема 5. Использование лекарственного сырья (5 часов).
Сборы лекарственных трав. Состав пяти – шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практические работы:
Приготовление одного – двух настоев лекарственных трав; работа по изучению состава растительного грудного сбора (промышленная упаковка), работа со справочной литературой
Тема 6. Лекарственные препараты, изготовленные из растений (3 часа).
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.
Практические работ: определение сроков годности лекарственного сырья на промышленных упаковках
7. Итоговое занятие: выставка гербарных экземпляров лекарственных растений (3час).
Подготовка и проведение выставки гербарных образцов лекарственных растений, составление компьютерных мини – проектов, защита проектов.
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности:
Оборудование:
1. Таблицы и наборы открыток «Лекарственные растения».
2. Гербарные сетки.
3. Препаровальный набор.
4. Гербарный материал - лекарственные растения нашей местности.
5. Компьютер.
6. Проектор.
Литература для учителя:
Научно-популярная, справочная, историческая литература по экологии.
Программа «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова, М.:
«Просвещение», 2011г.
Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003г.
В. И. Гулимова Эфирные масла в косметике и медицине - М.: 2003г.
Энциклопедия лекарственных растений народной медицины – Спб., 2006г.
М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009г.
Литература для учащихся:
Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003;
М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
С. И. Смирнов Мир растений - М.: Молодая гвардия, 1981
Интернет ресурсы:
1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru
2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru