Разработка урока по ФГОС по литературе. Образ главного героя в произведении В.П. Астафьева Васюткино озеро



Разработка урока по ФГОС. Литература. 5 класс. Работа по группам
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя.
Тип урока: урок обобщения
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цели урока:

·. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

·I. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

·II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, синквейн, работа по группам
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Литература:
1. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
2. Учебник «Русский язык». 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2012

Ход урока:
Структура содержания:
I. Введение
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
II. Создание проблемной ситуации
III. Целеполагание
1. Тема и постановка задач
2. Планирование (задания по группам)
IV. Применение знаний
3. Блиц-опрос
4. Составление кластера
5. Составление плана рассказа
6. Инсценировка
V. Рефлексия (проверка знаний)
1. Подведение итогов
 
I. ВВЕДЕНИЕ.
1. Оргмомент (весь класс делится на 5 групп (по 5-6 человек) методом жеребьевки «по цвету»). В каждой группе выбирается «Художник», «Оратор», «Исследователь», «Методист», «Аналитик».
2. Актуализация знаний Вспоминаем изученный ранее материал по рассказу «Васюткино озеро»
II. Создание проблемной ситуации (задания для каждой группы на карточках)
III. Целеполагание. Обучающиеся формулируют тему урока, цель и задачи (я хочу узнать, я хочу научиться, мне интересно)
Планирование хода урока учениками
IV. Применение знаний
1. Задание «Художникам».
Найти художественное описание озера в произведении «Васюткино озеро» и нарисовать его. (3 балла)
2. Задание «Блиц-опрос» (однозначные ответы на вопросы, в именительном падеже) (10 баллов)
1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»? (Оно небольшое)
2) Кем был отец Васютки? (рыбак)
3) Чем снабжал Васютка рыбаков? (Орехи)
4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге? ( Хотел убить глухаря)
5) Сколько ночей провел в тайге? (3)
6) К какой крупной реке вышел? ( Енисей)
7) Кто спас Васютку? («Бот Игарец»)
8) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год? (Ружьё)
9) Время года и погода, когда заблудился Васютка? (Осень, дождь)
10) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился? ( Муха, попавшая в паутину)
3. Составление кластера по рассказу (выделение основных частей рассказа) (3 балла)
4. Составление синквейна (3 балла)
Васютка
Находчивый, смелый
Помогает, не сдается, держится
Выживает, благодаря знанию законов тайги, открывает новое озеро с рыбой
Герой!
5. Задание для инсценировки («законы тайги»). По принципу игры «Крокодил» (отгадывают фрагмент инсценировки)
(3 балла – за актерские способности, 1 балл – за узнавание сцены)
1. Ночлежка
2. Приготовление глухаря
3. Охота на глухаря
4. Собирание орехов
5.Разведение костра
Все задания выполняются по группам.
V. Рефлексия
Проверка задания «Художников». Зачитывается текст и сравнивается с иллюстрациями учащихся.
Рефлексия каждой группы (Оценивание работы каждой группы)
Заполнение карт самоанализа:
Я узнал
Я научился
Мне нужно выучить

Подсчет баллов
Выставление оценок учителем

 
 
 
15