Лекция по литературе на тему Любовь в жизни В.Маяковского
Любовь в жизни В.Маяковского
Наиболее популярный портрет Маяковского.
Молодой блестящий поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор стиха, бунтарь и романтик, увидел в Революции сначала также романтику, затем - объективную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение.
Постепенно он втягивается в ее круговерть, становится глашатаем насилия и демагогии и служит уже не Революции, а власти. Здесь он растрачивает всю свою энергию и весь свой талант, попадает в тиски цензуры и бюрократии, видит несостоятельность тех идеалов, которым служил, мучается совестью, мучается раскаянием, обо всем сожалеет и в полном отчаянии кончает жизнь самоубийством.
«Воскресение Маяковского»
Карабичевский Ю.
В.Маяковский и Лиля Брик
Владимир Маяковский влюбился в Лилю Брик с первого взгляда. Их познакомила сестра Лили, с которой у Маяковского вот уже два года развивался бурный роман (1915 г.) В то время он уже понимал, что он безумно красив. На него обращали внимание женщины. Маяковский пришел на встречу с Бриками с рукописью своей первой поэмы "Облако в штанах" и прямо с порога прочел ее до последнего слова.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Хозяева были поражены. Маяковский был поражен не меньше. Увидев Лилю Брик, он мгновенно забыл о ее сестре. С этого дня с Лилей Брик была связана вся жизнь поэта и все его творчество. Каждое стихотворение он неизменно посвящал ей.
Лиле искренне понравились стихи. Внимание молодого поэта ей польстило. Но сам Маяковский был не в ее вкусе. Ося Брик позволял жене заигрывать с другими мужчинами и сам пользовался той же свободой. Бриков связывала не только любовь, но и семейный бизнес, доставшийся Осипу от отца. Они торговали кораллами и были очень обеспеченными людьми. Маяковский в то время жил лишь на скромные гонорары от выступлений. Лиля Брик решила помочь Маяковскому издаться. Деловой интерес Бриков воодушевил Маяковского. Благодаря этому сотрудничеству он мог проводить время рядом с Лилей. Лиля не отвечала на чувства поэта, но и не отталкивала его. Ее мужа это вполне устраивало.
Любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветьгоречь обиженных жалоб.
Чтобы превратить Маяковского в успешного столичного поэта, Лиля взяла на себя заботу о его внешнем облике. Она заставила его вылечить плохие зубы, переодела его. Какие чувства Лиля Брик испытывала к Владимиру Маяковскому в то время? Почему она не отвечала ему взаимностью? Что так притягивало поэта к этой женщине всю его жизнь?
Спустя 15 лет после знакомства с Лилей Брик, 14 апреля 1930 года, Владимир Маяковский покончил собой. Он выстрелил себе в сердце. На письменном столе поэта была найдена прощальная записка со словами: "Это не способ (другим не советую). Но у меня выходов нет". Мог ли кто-то инсценировать самоубийство? Добровольно ли Маяковский ушел из жизни? Споры об этом не прекращались десятки лет. Только в девяностые годы сотрудники Мемориального музея Маяковского отдали одежду, которая была на нем в день смерти, на экспертизу. Был сделан однозначный вывод, что Маяковский застрелился сам.
По словам знакомых, в последние годы Маяковский стал крайне раздражительным и вспыльчивым. Он постоянно был на грани нервного срыва. Сказывались и последствия сильного стресса, перенесенного в юности. В 16 лет он сидел в тюрьме за работу в подпольной типографии. Проведя 11 месяцев в одиночной камере, Маяковский стал плохо переносить одиночество. Страх одиночества преследовал его всю жизнь. Больше всего поэт боялся оказаться никому не нужным, нелюбимым, отвергнутым. Лиля Брик постоянно давила на это слабое место, то отдаляя Маяковского, то приближая его к себе.
Он всегда стремился быть в обществе в центре внимания и в 19 лет примкнул к скандально известным футуристам, поэтам, которые призывали к радикальному отказу от ценностей прошлого, к созданию принципиально нового искусства. Маяковский начал сочинять стихи и записывать их лесенкой, короткими рублеными фразами. Для своего первого большого выступления Маяковский попросил мать сшить желтую рубаху. Тогда было принято выступать в сюртуках или фраках, и Маяковский решил эпатировать публику.
Выступления Маяковского с футуристами всегда вызывали скандалы. Чтобы подчеркнуть ненависть к утонченным буржуазным вкусам, Маяковский использовал слова из обихода дворников и торговцев с рынка.
Именно таким гордым и нахальным хулиганом Маяковский предстал со своей первой поэмой перед Лилей и Осипом Бриками. Осенью 1915 года поэма была опубликована. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Когда слава Маяковского уже гремела по всему Петербургу, он продолжал добиваться взаимности Лили Брик. Поэт ежедневно строчил ей письма, донимал ее звонками, дежурил под окном, присылал цветы. Другие женщины для него не существовали. Страдая от равнодушия возлюбленной, Маяковский угрожал ей покончить собой. В ответ Лиля позволяла ему сопровождать ее в свете. Известный поэт носил сумочку любимой и не сводил с нее глаз.
Безответные ухаживания за Лилей продолжались почти три года, вплоть до революции. В 1917 году жизнь в России резко изменилась. Мечта Маяковского о полном разрушении патриархальных устоев стала реальностью. По всей стране гремели строки "Левого марша" Маяковского, гимна матросам Петрограда.
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
После революции Лиля Брик наконец ответила на ухаживания Маяковского. Из жены бывшего торговца драгоценностями Лиля Брик превратилась в музу авангардного поэта, в одну из ключевых фигур нового советского искусства. Художник Александр Родченко использовал в работах ее фотографии. Она снималась вместе с Маяковским в кино.
Маяковский и Брики будто поменялись местами. Теперь Владимир хорошо зарабатывал и обеспечивал Осипа и Лилю. Понимала ли Лиля Брик, что после революции ее красивой жизни с Осипом пришел конец? Повлияло ли это на ее решение ответить на чувства Маяковского? Любила ли она его на самом деле?
Начав жить с Маяковским, Лиля Брик не желала расставаться с мужем. Отказавшись разводиться, она предложила Владимиру жить с ними, втроем. Маяковский принял условия Лили. Решение Бриков жить втроем с Маяковским, делить одну женщину на двоих прекрасно вписывалось в новую коммунистическую реальность. Одним из первых решений советской власти стал декрет о гражданских отношениях. Отныне заключение брака в России считалось необязательным. Были легализованы аборты. Шла активная пропаганда нового типа отношений между мужчиной и женщиной.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
В Петрограде и Москве проходили парады нудистов под лозунгом "Долой стыд!" Удовлетворить половую потребность в новом обществе должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Ревность была признана чувством, изжившим себя. На этом фоне семья Маяковского и Бриков выглядела образцом для подражания. Что же на самом деле происходило между Маяковским и Лилей Брик? Была ли их совместная жизнь лишь данью политической конъюнктуре, или их связывали настоящие чувства?
Сам Маяковский был счастлив. Впервые за много лет он жил в семье! Что такое домашний уют и благополучие, ему пришлось забыть в 13 лет, когда внезапно умер его отец. Трагедия случилась в Грузии под Кутаиси, где тогда жила семья поэта. Владимир Маяковский-старший был чиновником земельного ведомства. Семья жила в достатке. Однажды отец Маяковского, сшивая деловые бумаги, укололся, видимо, произошло заражение, и он скончался за несколько дней. С тех пор всю жизнь Маяковский панически боялся грязи.
Начав жить с Бриками, Маяковский обрел гармонию. Лиля и Осип стали ему по-настоящему родными. Творческий успех и признание власти позволяли Маяковскому содержать Бриков и обеспечивать им тот уровень жизни, к которому они привыкли.
Рабочий при капитализме работал из-под палки,
был он к фабрике придаток жалкий.
А теперь, пролетарий, все твое:
если ты у машины, – люби, понимай ее!
Общим домом Маяковского и Бриков стала его квартира в Москве. Квартира принадлежала ему, но на двери была вывеска: "Маяковский, Л. и О. Брики". Этот дом и сейчас стоит на Таганке. В квартире, где когда-то жил Маяковский с Бриками, теперь офис.
Маяковский работал вместе с Лилей. Много времени они проводили в мастерской на Чистых прудах. Здесь кипела работа над творческим проектом, из которого выросло новое направление в искусстве. Маяковский был основоположником торговой рекламы. Галоши, конфеты – все стало предметом поэтического и художественного творчества Маяковского. Популярность Маяковского росла. Его любили в народе, его узнавали на улицах. Он всегда в центре женского внимания. У него были мимолетные романы, о которых Лиля Брик знала. Ее это нисколько не смущало. Она была уверена в своей власти над Маяковским.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Лиля считала, что мимолетные романы поэта – это всего лишь способ унять боль, которую она причиняла ему сама. Об этом свидетельствует дневник Маяковского. Поэт вел его в форме письма Лиле, которое он никогда не отправит ей: "Надо иметь мою идиотскую любовь, чтобы сегодня не плюнуть на все. Надо иметь твое безразличие на мое плевательство. Если выживу, я постараюсь найти в себе силы довести это письмо. Если этого не будет продолжения, тогда прощай, Лилик".
В 1921 году, спустя три года совместной жизни с Бриками, Маяковский стал отцом. Но родила его первого ребенка не Лиля Брик, а коллега по "Окнам Роста" Елизавета Лавинская. Сегодня то же имя носит внучка Владимира Маяковского. Лиля Брик не могла иметь детей. Еще подростком она перенесла аборт, который на всю жизнь сделал ее бесплодной.
Мать ребенка Елизавета Лавинская была замужем. Они с мужем разделяли новую идею свободной любви без ревности и обид. Муж Лавинской поначалу не принимал чужого ребенка, но в соответствии с прогрессивными взглядами смирился. Назвали мальчика двойным именем Глеб-Никита и отправили в детский дом. В те годы считалось, что именно в детском доме могут вырастить из ребенка настоящего коллективиста. Отец ребенка Владимир Маяковский в судьбу сына не вмешивался. Когда Глебу-Никите исполнилось три года, Лавинские все-таки забрали его в свою семью. Владимир Маяковский один раз навестил сына.
Глеб-Никита Лавинский стал успешным скульптором, его дочь Елизавета – единственная, кому сын Маяковского доверил свои воспоминания. "Папа относился к нему как к отцу, - говорит Елизавета Лавинская. - Я не помню ни одного дня, чтобы он не читал стихов Маяковского. Он знал Маяковского всего наизусть". Глеб-Никита Лавинский считал, что встречаться с ним поэту запрещала Лиля Брик. Она убеждала и его мать перестать искать встреч с Маяковским. Мол, все равно Маяковский любит только ее, Лилю. Через много лет сын Маяковского простил Лилю Брик, они хорошо общались.
В 1924 году над благополучной жизнью Маяковского и Бриков нависла угроза. Обстановка в Советской России резко изменилась. Умер Владимир Ленин, власть перешла к Иосифу Сталину. С постов были смещены ключевые соратники Ленина, в том числе горячий поклонник Маяковского, один из лидеров революции Лев Троцкий. Эйфория Маяковского от революционных перемен сменилась разочарованием.
Поэт революции постепенно терял поддержку власти, которая отныне не терпела критики. Через несколько месяцев после отставки Троцкого Владимир Маяковский отправился на гастроли в США. Ради этого он впервые за 10 лет надолго расстался с Лилей Брик. В Америке он провел полгода. Здесь он познакомился с Элли Джонс, которая стала матерью его второго ребенка.
Элли Джонс, до эмиграции Елизавета Зильберт, переводила на английский стихи Маяковского. Они часами гуляли по набережным Нью-Йорка. Их роман развивался с невероятной быстротой. Через полгода виза Маяковского истекла. Элли провожала возлюбленного на пароход в Европу. О том, что она беременна, он знал, уже уезжая из Америки.
Мать Патрисии Элли Джонс всю жизнь скрывала имя настоящего отца своей дочери. Патрисия узнала, что ее отец – Владимир Маяковский, только в 9 лет. Мать, рассказав ей эту тайну, запретила раскрывать ее до смерти Лили Брик. Маяковский видел дочь лишь один раз, в 1928 году, в Ницце. "Он позволял мне рисовать на его записях, я думаю, потому что он любил меня, - говорит Патрисия. - Мне было три года, и я смотрела на него снизу вверх. У него были длинные ноги, и я сидела у него на коленях и играла с его бумагами".
Вскоре после этой встречи Маяковский отправил в Америку полное нежности письмо: "Две милые, две родные Элли. Я по вас уже соскучился. Мечтаю приехать к вам". Это одно из немногих из сохранившихся любовных писем Маяковского, которое адресовано не Лиле Брик. Когда Маяковский рассказал Лиле о том, что хочет жить вместе с Элли и Патрисией, Брик восприняла новость болезненно. Поняв серьезность чувств поэта к Элли, Лиля с помощью сестры подстроила Маяковскому свидание в Париже с молодой русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Но вместо мимолетного увлечения знакомство с Татьяной Яковлевой обернулось новым серьезным романом. Маяковский несколько раз приезжал во Францию ради нее, потом сделал Яковлевой предложение. Татьяна попросила дать ей время подумать.
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.
Лиля Юрьевна забеспокоилась, что Маяковский женится на Татьяне. "Мы и так женаты, - написала ему, - друг на друге. Не надо жениться". Что вынуждало Маяковского поддаваться на манипуляции Лили Брик? Хотел ли он расстаться с ней? Почему в последние годы жизни поэт так стремился обзавестись новой семьей?
Брики по-прежнему жили за счет Маяковского и потому ни при каких обстоятельствах не хотели, чтобы он уходил из семьи. Чтобы отвлечь Владимира от мыслей о свадьбе с Татьяной Яковлевой, Брики вновь прибегли к испытанному средству. Они решили познакомить его с актрисой Вероникой Полонской. По замыслу Лили Маяковский не смог бы жениться на Веронике Полонской, потому что она была замужем. Расчет оказался верным: поэт влюбился и начал добиваться взаимности. Но уйти от мужа Полонская не решалась.
В 1929 году в Советском Союзе усилились репрессии. Сталин выдворил из страны Льва Троцкого. Многие из тех, с кем общался Маяковский, были репрессированы. Маяковский всерьез опасался, что завтра врагом назовут и его.
В феврале 1930 года поэт устроил большую выставку, приуроченную к 20-летию своего творчества. Маяковский надеялся, что выставка станет большим событием, она напомнит власти, что он – настоящий певец революции, пролетарский поэт. Перед выставкой Маяковский приготовил пригласительные билеты и отправил их членам правительства. На открытии выставки поэт лично встречал гостей, но никто из руководителей страны так и не пришел. Всего за два дня до смерти, на последнем выступлении Маяковского, в зале некоторые зрители кричали оскорбления в его адрес. Кто-то из-за кулис передал ему записку, в которой было написано, что "все великие люди кончают жизнь самоубийством, когда же вы застрелитесь?"
14 апреля 1930 года Владимир Маяковский заехал на такси за Вероникой Полонской. Он просил ее остаться навсегда, но Полонская утверждала, что не может так сразу уйти из дома. Когда она вышла, прозвучал роковой выстрел. Она вбежала в комнату. Маяковский был еще жив. Она пыталась поднять его голову, он хотел что-то сказать, но уже не мог. Брики тогда гостили у родственников в Англии. Узнав о самоубийстве Маяковского, они прервали поездку и срочно вернулись в Москву.
В своем прощальном письме поэт напрямую обратился к Лиле Брик: "Лиля, люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь, спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам – они разберутся".
Весть о самоубийстве Маяковского разлетелась молниеносно. Уже вечером во всех газетах появились некрологи, воспевающие великого поэта революции. На похороны Маяковского собралось несколько тысяч человек, гроб с телом поэта торжественно проследовал по центральным улицам столицы. На церемонию прощания с поэтом успела вернуться из Англии и Лиля Брик. После смерти поэта не только стихи, но и весь его архив, дневники и письма оказались в руках Лили Брик. Маяковский будто вновь очутился во власти женщины, неразделенная любовь к которой терзала его всю жизнь.
Лиля Брик покончила с собой в 1978 году. Ей было 87 лет. Правду о своих отношениях с Владимиром Маяковским она навсегда унесла с собой. Дневник Маяковского, который она обнаружила уже после его смерти, она решила не публиковать.
Многие мотивы и поступки поэта и по сей день остаются необъяснимы. Но ответы на большинство вопросов можно найти в стихах, где отражены его подлинные мысли и чувства. В поэзии – скрытая причина, по которой Владимир Маяковский почувствовал себя в жизни лишним.
"Как говорят –
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский".