Конспект урока литературы на тему: Любовная лирика Маяковского.
Тема: Любовная лирика В. В. Маяковского
Цели:
познакомить учащихся с любовной лирикой поэта;
открыть другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика;
помочь увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта.
развивать у школьников познавательные и творческие способности;
развивать активное мышление и воображение;
развивать навыки владения монологической литературной речью;
воспитывать читательскую культуру старшеклассников;
прививать любовь и уважение к человеческой личности, литературному наследию;
провести параллель с современностью, применять на практике опыт, полученный на уроке.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации (Приложение4, 5), запись музыкальных произведений (Приложение1, Приложение2, Приложение3).
«Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего».
Владимир Маяковский
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
Учитель. Творчество и личность В. Маяковского всегда были предметом острых споров. О Маяковском написано очень много. Знакомство на предыдущих уроках с биографией поэта, его ранней лирикой, сатирой, скорее всего, послужило созданию вами определённого портрета, представления о поэте. Поделитесь, какой он, этот портрет? Каким видите его вы? Назовите его одним словом. Кто он для вас?
Ответы учащихся помещаются на доске (Примерные ответы учащихся).
1.Талант Маяковского поразил меня своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность - всё охвачено его гением. Даже спустя восемьдесят два года со дня его смерти мы не перестаём задавать себе вопрос: каков он, талант Маяковского? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал?
2.Литературный талант Маяковского проявился прежде всего в том многообразии стилей, жанров, манер письма, которые он использовал. В своём раннем творчестве его стихи, как мне кажется, напоминают работы символистов:
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.
Образность, использование цветов как символов, развёрнутость метафор и в то же время краткость изложения идеи - вот качества, почерпнутые Маяковским у символизма.Но уже в послеоктябрьском периоде поэзия Маяковского совсем другая. Здесь появляется чёткий, жёсткий, размеренный ритм.
3.Маяковский известен не только как лирик, но и как прекрасный писатель. Он пробует себя в прозе, драматургии. Его «Мистерия-буфф» идёт в одном из театров Петрограда. Для Владимира нет ничего постоянного - он пытается охватить весь спектр литературного творчества.
4.Маяковский проявляет себя даже как филолог. Неологизмы, придуманные и использованные им в поэмах, живут и по сей день.
5.Работа в окнах РОСТА сыграла большую роль в художественном развитии Маяковского. По его собственным словам, он «...очистил язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Там же проявляется ещё одна сторона таланта Владимира - талант живописца. Целые поколения людей вырастали, смотря на его агитплакаты и читая сложенные под ними эпиграммы:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!
Едкость, злободневность, яркость, точность - все эти эпитеты подходят к стихотворениям Маяковского. Агитационное дарование поэта стало проявляться в его публичных выступлениях. Никто не мог так, как он, выступать на митингах. На собрании рабочих в Нью-Йорке “...тысячи искрящихся глаз были устремлены на эстраду. Ждали с затаённым дыханием « богатыря новейшей советской поэзии ». Маяковский вёл людей за собой, даже «...наступая на горло собственной песне».
6.Помимо всего этого Маяковский обладал ещё и потрясающими организаторскими способностями. Именно он являлся вместе с Давидом Бурлюком «отцом-основателем» русского футуризма. И при этом он находил время устраивать творческие вечера, поездки по стране, за рубеж, и писать, писать, писать...
7.Маяковский является весьма неординарной фигурой и личностью. Он сумел в своём творчестве воплотить целую эпоху. Я думаю, что, если бы Маяковский направил свой талант не в литературу, а в другую область человеческого гения, там он бы добился не меньшего успеха, потому что настоящий талант нельзя заглушить, настоящий талант живёт вечно.
Учащиеся: (Сатирик, глашатай революции, организатор, новатор, бунтарь, агитатор, гений).
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Итак, у вас уже сложилось определенное мнение о Маяковском. Сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов. Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике В. В. Маяковского». Запишите эпиграф к уроку, который перекликается с темой занятия: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего». Владимир Маяковский.
Учитель. Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь. Наш урок посвящён любовной лирике В.Маяковского. Любовь - вечная тема, и она проходит через всё творчество поэта, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Сегодня на уроке мы познакомимся с любовной лирикой поэта; постараемся открыть для себя другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика; увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики Владимира Маяковского и чтобы вы представили своего Маяковского через его любовную лирику, через его лирическое «я». В. В. Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. Его лирика — ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через сердце все её победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.
Перед вами таблица. В ней вы найдете цитаты из статьи самого поэта «О разных Маяковских», которая не только пародирует, но и воспроизводит оценки критиков о поэте. Прочитаем некоторые из них.
Таблица «Штрихи к портрету В.В.Маяковского. Особенности лирики».
Статья «О разных Маяковских» Маяковский-человек Особенности любовной лирики
«Милостивые государи и государыни!Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.Я – циник, от взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.Я – извозчик, которого стоит впустить в гостиную, – и воздух, как тяжелыми топорами, занавесят словища этой малоприспособленной к салонной диалектике профессии.Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь в надежде найти свое имя.Я – …Так вот, господа, пишущие, говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать, что я так малопривлекателен. Таков и есть Владимир Маяковский…» НО ТАКОВ ЛИ?
Учитель: Таков вот и есть В. Маяковский. Но таков ли? Это один из главных вопросов урока, ответ вы найдете в ходе занятия и заполните 2-ю (Маяковский – человек) и 3-ю колонки (своеобразие лирики) таблицы.
Учитель: Давайте послушаем песню («Кофта фата»).
– Что вас удивило? Ваше мнение? (Очень необычно, здорово, неожиданно)
– Да, это песня группы «Мата Хари» на стихи В. Маяковского «Кофта фата» (фат - франт, щеголь).
– Значит, поэзия Маяковского и сегодня …(продолжите фразу) (имеет своих читателей, поклонников и даже исполнителей) И это замечательно. Хотелось бы, чтобы ряды поклонников творчества Маяковского пополнились.
Учитель: Перед вами – портретная галерея возлюбленных поэта. О них и пойдет речь. В жизни Владимира Владимировича встречались разные женщины. Но любовь в творчестве Маяковского в основном появилась благодаря трем женщинам – Лилии Брик, Марии Денисовой и Татьяне Яковлевой. В течение урока мы создадим небольшой рассказ, в котором главный герой – Маяковский, любимые им женщины, эпоха. Вы – авторы, а я – соавтор. Программа подготовки к уроку стала вашим верным помощником.
III. Работа над темой урока.
1).УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «В ПОЭТИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ МАЯКОВСКОГО»
Учитель. Ребята, вы слушаете сообщения. Делаете записи в тетрадь. Записываете ваши наблюдения и выводы о Маяковском-человеке и поэте.
Давайте послушаем песню группы «Сплин» на слова Маяковского. (Звучит песня). «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг»… Этими словами поэт раскрывает глубину своей любви, величину страданий. Кто же она, эта загадочная Лиличка?
Сообщения учащихся о Маяковском. 1 группа. Маяковский и Лиля Брик.
СЛАЙД №1
Владимир Маяковский и Лиля Брик. Поэт и Муза.
СЛАЙД №2
Январь 1914 года. Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и чудесный романтический эпизод. Владимир знакомится с Марией Денисовой – красивой незаурядной девушкой. По-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась. Как бы то ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах».
СЛАЙД №3
1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.
СЛАЙД № 4
Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она – непредсказуемая. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.
СЛАЙД № 5
Пришла – деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и пошла играть –
как девочка с мячиком. Так возвестил Маяковский о появлении в своей жизни музы и муки – Лили Юрьевны Брик. Эти строчки поэмы “Люблю” предельно ёмко и точно характеризуют “героев” любовной истории и их отношения.
СЛАЙД №6
Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка, холод. Не было овощей, фруктов. Лиля заболела авитаминозом. Маяковский с трудом добывает для неё настоящее сокровище - примитивные овощи.
Не домой,
не на суп,
А к любимой
в гости,
две морковинки
несу
за зелёный хвостик.
Я
много дарил
конфет да букетов,
Но
больше
всех дорогих даров
Я помню
морковь драгоценную эту
И полполена
берёзовых дров.
СЛАЙД №7
Немного раньше, в мае 1918 года. В Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой» Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но, художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви. А ведь она запрещает ему выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком, запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик навсегда останется её официальным мужем, хотя их супружеские отношения давно окончены.
Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви».
В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» – своё самое светлое произведение о любви. Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь –
люблю неизменно и верно!
СЛАЙД №8
В поэме «Флейта позвоночник» Маяковский писал:
Любовь мою
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог,
Тебе в веках уготована корона,
А в короне слова мои –
Радугой судорог.
Любовь великая, любовь-громада, лирический герой готов разнести её и в пространстве и во времени. Он коронует возлюбленную. И в тоже время мы не можем не почувствовать страдание лирического героя.
СЛАЙД №9
Маяковский говорил Лиле Брик: «Ты не женщина, ты – исключение».
Марина Цветаева была уверена, что «внушать стихи – больше, чем писать стихи, большой Божий дар, большая богоизбранность».
А Борис Пастернак писал:
Быть женщиной – великий шаг,
Сводить с ума – геройство
Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Лиля Брик – последняя хозяйка литературного салона в 20 веке. В её салоне говорили только о литературе и искусстве. Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.
СЛАЙД №10
Во время расставаний Маяковский постоянно писал письма Лиле Брик. У него для неё было множество ласковых, нежных обращений: «дорогой мой, милый, ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик и т.д.
Люблю ли я тебя? (05.02.23 г.)
Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему; любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь…
Опять о моей любви. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным… Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет «деятельности» - я мёртв…
Учитель: Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.
Но поэт и его Муза расстались… А жизнь шла своим чередом. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Кто же она?
2 группа. Маяковский и Татьяна Яковлева. Маяковский и Вероника Полонская.
СЛАЙД №1
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. «Эмигрантка» и «невозвращенка» - так говорили о Татьяне Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма. Разве лучший советский поэт может влюбиться в русскую эмигрантку? Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей, долгое время не публиковались. Поэт познакомился с Татьяной Яковлевой в Париже. Она сопровождала его в качестве переводчицы.
СЛАЙД №2
Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую…
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови,
Дай
Про этот важный вечер
Рассказать по-человечьи - писал Маяковский в «Письмe Татьяне Яковлевой».
Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная.
СЛАЙД № 3
Все, видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке.
СЛАЙД № 4
Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский писал: «Иди ко мне, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук». Он звал её в Россию. Но Татьяна была из среды белых эмигрантов, она ненавидела советскую Россию. А поэту запретили выезжать за границу. Может быть испугались любви поэта революции к белой эмигрантке.
СЛАЙД № 5
Маяковский и Татьяна Яковлева были счастливы. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит ее в последний раз. Но, возможно, он предчувствовал что-то недоброе, поэтому оставил в одной из цветочных фирм весь свой гонорар. Чтобы Татьяна не чувствовала себя одинокой. Так поэт напоминал своей любимой, что он рядом. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли цветы - цветы от Маяковского.
СЛАЙД №6
И теперь –то ли первый снег,То ли дождь на стеклеполосками –В дверь стучится к ней человек,Он с цветамиот Маяковского.
СЛАЙД №7
Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное
требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем.
СЛАЙД №8
12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме. Маяковский оставил последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:
СЛАЙД №9
Как говорят –
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться
Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я с жизнью в расчёте»
И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ». Последний базаровский аккорд. Помните, как просил Базаров Одинцову: «Дуньте на умирающую лампаду…»
Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о Лиле Брик.
СЛАЙД №10
"Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые
стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.
Слово учителя: Итак, рассказ завершен. Озвучим результаты вашей самостоятельной работы:
Маяковский – человек.
Вернёмся к вопросу.
– Таков ли Маяковский, каким изображает его критика и он сам? (нет)
– Тогда скажите, какой он? (ответы учащихся).
Работа в группах над идейно-художественным содержанием стихотворений «Лиличка» и «Письмо Татьяне Яковлевой»
Учитель: проанализируем стихотворения, вопросы перед вами.
1 группа «Лиличка!»;
2 группа «Письмо Т. Яковлевой».
Вопросы для анализа стихотворений. 1 группа
1.Какое впечатление возникает от стихотворения? (трогательное, проникнуто глубоким лиризмом).
2.Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения («эпизод» очередной размолвки).
3.Герой – реальный человек или романтический? (реальный).
4.Отметим главную тему стихотворения (любви, прощания, расставания).
5.Хочет ли герой расстаться с любимой? (Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, так как любовь невзаимна.)6.Что волнует героя нашего стихотворения? (желание выразить то безумное состояние, в которое его повергает расставание).
7.Составить логическую схему исследования «Психологическое состояние лирического героя» я предложила группе учащихся.
Вопросы для анализа 2 группе
Какова история стихотворения? (опубликовано лишь в 1956 г.)
Каково впечатление от стихотворения? (нет надрывности, безысходности, драматизма; впервые появились светлые, жизнеутверждающие ноты).
Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» (аналитич еская беседа)
Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? аргументируйте свой ответ.
Перед нами очередное письмо, но похоже ли оно на те, что мы читали раньше?
Не случайно на протяжении всего «Письма» мы неоднократно увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
Выделите элементы стихотворной речи (лексические, образные, интонационно-ритмические и т. д.), благодаря которым поэт воссоздаёт накал страсти.
Покажите, как соединяется в стихотворении чувство глубоко интимное с гражданским. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться, и в этом — источник любовной драмы?
9.Поэтическая речь Маяковского ярко метафорична. Каковы особенности метафоры в этом стихотворении?
Создание и решение проблемной ситуации (в группах)
Маяковский говорил, что у него одна муза — Лиля Брик. И всё-таки два стихотворения о любви он посвятил Татьяне Яковлевой. Сравните чувства лирического героя в стихотворении «Лиличка!» и в «Письме к Татьяне Яковлевой». Чем оно отличается от предыдущего? (1-е – трагическое, безысходное; 2-е – светлое, мажорное, наполнено оптимизмом).
Какие выводы можно сделать из последних строк стихотворения?
Составление акростиха (Маяковский)
Ученик: Тема любви в стихотворении тесно переплетается с темой патриотизма.
Подведение итогов урока
Что можно добавить к сказанному?
Хочу сказать словами Т. Яковлевой о Маяковском: «Он был поэтом по надобности, но лирическим поэтом по призванию».
Любовь Маяковского носила вселенский характер.
Любовная лирика поэта – сплав глубоко личного, общественного и социального.
Я приведу слова из дневника самого поэта: «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…»
Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем. Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:
Домашнее задание:
Ответить на проблемный вопрос. В. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость высказывания.
Кто не сможет найти доказательства, составит связный ответ по вопросу «Маяковский – лирик».
Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта. Мы прощаемся с В. Маяковским, чтобы вновь поговорить о нем. А он из далекого прошлого обращается к нам:
Грядущие люди!
Кто вы!
Вот я, весь боль и ушиб,
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души…
Литература:
Кореневская Е. Любовная лодка разбилась о быт: Лиля Брик — единственная муза. Большое сердце поэта. Две смерти. // Сайт: Аргументы И Факты.
Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского – М.: 1963.
МаяковскийВ.В. Стихотворения. – Л.: 1973.
Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. – М.: 1954.
Тимофеев Л. Поэтика Маяковского – М.: 1941.