Школа Радуга подготовки будущих первоклассников на базе специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков №115 города Донецка


Программа курса подготовки будущих первоклассников.
Обучение грамоте.
Введение
Наши учащиеся - дошкольники пятилетнего возраста, с определенно сформированными навыками, привычками.
В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания учащихся.Особенно важно сохранить по-этапность и последовательность с дошкольным периодом детства, обеспечить дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуального, социального и физического развития.
У дошкольников формируется развернутая обучающая деятельность, путем овладения организационными, речевыми, познавательными умениями и навыками.
Правильную педагогическую подготовку дошкольников к учебной деятельности осуществляют опытные педагоги по ряду предметов, совместно с психологом школы. Все учителя имеют авторские программы по каждому предмету.
Цель: подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в начальной школе.
Задачи: развитие интеллектуальной, личностной и социальной составляющих готовности к школе, а именно:
1.Овладение первоначальными навыками чтения и письма.
2.Развитие навыков речевой деятельности (аудирование, говорение, графическое изображение).
3. Развитие мелких мышц рук.
4.Развитие языковых умений.
5. Развитие социокультурной линии в обучении.
6.Создание атмосферы сотрудничества между учителем, детьми и их родителями.
Гипотеза: развитие интеллектуальной, личностной и социальной составляющих готовности к обучению дает дошкольнику возможность полностью адаптироваться к школьной деятельности.
Основная часть
Создавая данный проект необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Обучение должно доставлять ребенку радость, создавая психологический комфорт. Исключительно важна игра в обучении детей – игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Пути решения поставленных задач
№ Задача Пути решения
1 Овладение первоначальными навыками чтения и письма. Первоначальное обучение – заложить основы умения учиться:
- слушать, говорить, читать, писать;
-сформировать представление о звуковой структуре слова, заложить основы чтения прямого слога с ориентировкой на букву гласного звука и слова с опорой на букву гласного звука и ударения;
- обучить написанию элементов прописных и печатных букв;
- развивать навыки речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
2 Развитие навыков речевой деятельности. Речевая линия предусматривает развитие устной речи, умение пользоваться языком как средством общения, познания, влияния. Дети учатся воспринимать речь на слух путем разучивания считалок, скороговорок, стихотворений, загадок.
3 Развитие мелких мышц рук. В каждый урок включены упражнения на обведение фигур, их штриховку, раскраску, «оживление», тем самым приближая их к реальной жизни.
4. Развитие языковых умений. Содержание обучения предполагает формирование, развитие знаний о языке и языковых умениях:
- расширению активного словарного запаса;
- развитию грамматических умений и навыков (составить словосочетание, построить предложение, определить количество слов в предложении, подобрать предложение к картинке и т.д.)
5. Развитие социокультурной линии в обучении. Работа над коммуникативной и лингвистической линиями. Дети активно усваивают социальные роли во время проведения ролевых игр, формируется национальное самосознание, представление о культуре, обычаях своего народа и проживающих меньшинств на территории государства, а также заинтересованного отношения к языкам, культурам, обычаям, традициям других народов, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения.
6. Создание атмосферы сотрудничества между учителем, детьми и их родителями. Проведение открытых уроков, консультаций, родительских собраний. Разработка методических рекомендаций по предмету для выполнения заданий с учетом возрастных особенностей ребенка.
Школьная деятельность детей сильно зависит от совместной комфортной работы учителя, ребенка, родителей.
Помнить, что игра является неотъемлемой частью учебного процесса, урок становится более доступным, интересным, а главное – заинтересовывает ребенка в подготовке к обучению, стирает границы возрастных особенностей, помогает преодолевать страх перед поступлением в школу.
Программа
курса подготовки будущих первоклассников
«Обучение грамоте»
Старший учитель Панченко И.А.
№п/пСодержание учебного материала Требования к уровню подготовки
1 2 3
1. Знакомство с детьми, классной комнатой, учебными принадлежностями. Ознакомление с правилами посадки за партой. Загадки мудрого портфеля. Дид. игра «Качели», «Поймай звук». Привлечь внимание ребят, учить слышать и называть гласные звуки, выделять их в словах. Развивать умение слушать и анализировать.
2. Знакомство с разнообразием слов русского языка. Слова - предметы. Разучивание стихотворения. Обогащать словарь детей, учить задавать вопросы к словам, различать одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Ознакомление с приемами деления слов на слоги. Разучивание стихотворения «Мои помощники». Делить слова на слоги в процессе ходьбы, счета, составлять слова с заданным слогом.
4. Слова-действия. Разучивание стихотворения «Сорока-ворона». Графическое изображение слов. Учить задавать вопросы к словам, находить слова – действия и подбирать их к предмету. Строить сочетания слов.
5. Составление слов из слогов. Дидактическая игра «Веселый клоун». Разучивание стихотворения с целью выделения главных советов. Учить выделять главное. развивать умение анализировать и синтезировать.
6. Распорядок дня у девочки Маши. Большая буква в словах. Ударение (сильная и слабая позиция гласного звука). Дидактическая игра «Подбери слово». Слушание сказки о двух зайчатах. Развивать монологическую речь. Умение слушать, определять ударный и безударный гласный звук, соотносить слова со схемами.
7. Слова, определяющие предмет по цвету, форме, вкусу, размеру… Знакомство с предложением. Дидактическая игра « Найди свой шар». Учить задавать вопросы к словам, точно подбирать слова- описания к предметам, развивать речь, логику мышления.
8. Интонирование предложений. Разучивание ролевой игры «На корабле», разучивание стихотворения с движениями. Графическое изображение предложений. Учить сопоставлять слова и движения, выразительно произносить свои слова, научить выделять слова в предложении и соотносить со схемой.
9. Считалки, их роль в жизни детей. Графическое изображение предложений и составление предложений по схеме. Отрабатывать навыки подбора предложений к схеме, выделять твердые и мягкие согласные звуки и без призвука гласного, обогащать речь детей считалками, повышать интерес к учебе.
10. Знакомство со словами помощниками, которые служат для связи слов в предложении. Работа с деформированным предложением. Дидактическая игра «Что перепутал Незнайка». Учить находить подходящие по смыслу предлоги, исправлять ошибки, убедиться в необходимости употребления в речи предлогов.
11. Знакомство с пособием «Аквариум» и работа с группой непарных звонких согласных (л, м, н, р, й) Разучивание физминуток. Развивать фонематический слух, зрительную память, умение на слух определять звонкий звук, находить их в словах и составлять с ними слова.
12. Зимние забавы детей. Чтение коротких слов. Звуковой анализ слов. Разучивание стихотворения «Мороз» и подвижной игры «Два мороза». Упражнять в беглом чтении коротких слов, выделении гласного звука, развивать монологическую речь.
13. Как изменились слова. Работа над парными звонкими и глухими согласными. Дидактическая игра «Назови новое слово», «Составь пары слов». Учить различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, запомнить их пары, составлять слова парами.
14. Знакомство с буквами, обозначающими два звука (стоящие в начале слова). Дидактическая игра «Узнай звук», «Карусели». Различать на слух гласные и согласные звуки, произносить цепочку звуков, развивать фонематический слух.
15. Неречевые звуки. Разучивание стихотворения «Апельсин». Звукоподражание: лягушки, поезд, гром. Учить выбирать водящего при помощи считалки, повышать интерес к разучиванию.
16. Русская народная сказка «Репка». Упражнение в распознавании и назывании изученных звуков, произношение звука РРазвивать навыки слушания, аудирования, умение соотносить картинку с эпизодом текста, словом, предложением, воспроизводить в лицах и разыгрывать по ролям.
17. Разучивание скороговорок. Буквы Е и Ё. Моделирование предложений. Чтение по индивидуальным карточкам. Развивать артикуляционный аппарат, следить за дикцией, скоростью и темпом произношения, Самостоятельно отрабатывать чтение « молча, шепотом, вслух».
18. Продукты питания. Отработка чтения и печатания слов. Звуковой анализ слов Дидактическая игра «Озорные буквы». Обогащать речь детей новыми словами, запоминать группы слов, читать плавно. внятно, объяснять значение слов.
19. Вежливые слова. Разучивание стихотворения «Доброе утро». Чтение и печатание слов в столбик Использовать формулы речевого этикета, учить строить свою реплику.
20. Знакомство с твердым знаком, его ролью в написании слов. Разучивание стихотворения шутки. Печатание предложений с доски. Дид. игра «Волшебница буква». Учить соблюдать правила работы в тетради, культуре оформления письменных работ, Развивать речь, память.
21. Разделительный мягкий знак, его роль в произношении и написании слов, звукобуквенный анализ слов. Разучивание скороговорок. Дид. игра «Топай- хлопай». Учить анализировать слова, выбирать правильный ответ, отрабатывать навыки четкого произношения. Повышать интерес к устной и письменной речи.
22. Выразительное чтение стихов. Интонирование предложений. Знакомство со знаками препинания в конце предложения. Учить соблюдать интонацию конца предложения, привлекать ребят к самостоятельному выбору и рассказыванию стихов, учить распознавать знаки препинания.
23-24 Распределение предметов по родовым и видовым понятиям. Упражнение в печатании слов и предложений. Дидактическая игра «Дополни предложение». Учить находить родовые и видовые признаки, группировать слова, дополнять группы, находить лишние слова.
25-26. Алфавит. Обобщение и закрепление изученного материала. Чистоговорки. Разучивание ролевой игры «В библиотеке». Знать отличие буквы от звука, развивать умение распределять слова в алфавитном порядке, составлять мини диалоги.
27. Стихи, песни. Знакомство с текстом. Составление предложений по опорным словам и картинкам. Научить культуре слушания, строить полные ответы на вопросы, сравнивать ответы товарищей.
28. Подбор заглавия к тексту. Работа с деформированным текстом (установление последовательности). Дидактическая игра «Дополни предложение новыми словами». Выделять главное в тексте при помощи наводящих вопросов, воспроизводить текст, заменять рисунки словами и устанавливать последовательность.
29. Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки. Составление текстов- описания к предмету (составление загадки). Учить высказываться, строить связный текст самостоятельно, оценивать содержание высказанного.
30. Значение чтения и письма в нашей жизни. Работа с детской периодикой. Самостоятельное чтение книжки «Читаем сами». Прививать любовь к чтению, к книгам, воспитывать потребность в самостоятельном чтении и воспроизведении прочитанного.