Интеллектуальные состязания — и эффективная форма творческой деятельности школьников.


Интеллектуальные состязания - и эффективная форма творческой деятельности школьников.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для страны в целом. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллектуальное и творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с ними.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителя состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренным детям свойственны:
• высокий уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
•мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Общеизвестно, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес – увлечь ребенка творчеством.
Именно поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются интеллектуальные и творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и викторины, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и могут обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Однако организация и проведение таких интеллектуальных состязаний дает возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников. Таким образом, очные конкурсы, являясь самой популярной и эффективной формой творческой деятельности школьников, не позволяют проявить себя всем учащимся.
Дистанционные конкурсы, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно­образовательным потребностям общества. Это – отличные стартовые площадки для младших школьников, они вовлекают в конкурсный процесс большое количество участников, служат хорошим дополнением к учебному процессу.
Главная направленность таких конкурсов состоит в создании ситуации, не травмирующей детскую психику. Немало важно для младших школьников и то, что все дети получают те или иные знаки поощрения.
Кроме того, дистанционные олимпиады и конкурсы выявляют скрытые возможности учащихся, как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, обрести веру в себя, свои возможности.
Главное, что дают дистанционные конкурсы младшим школьникам – это:
• интеллектуальный рост,
• углубление программного материала,
• расширение кругозора,
• развитие основных компетентностей и творческих способностей,
• развитие умения работать с информацией, поиск информации в сети Интернет,
• совершенствование навыков работы с компьютером,
• «переживание» ситуации успеха,
• повышение мотивации и познавательного интереса,
• результативность участия.
Можно сделать вывод, что участие в дистанционных конкурсах способствует развитию у школьников устойчивых положительных эмоций. Но главное, дистанционные испытания способствует открытию учащимися качественно новых знаний, что говорит об обучающем характере таких мероприятий.
Количественный рост учащихся, принимающих участие в дистанционных конкурсах, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционной формы обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.
За дистанционной составляющей - будущее современного образования.
Список литературы:
Андрианова Г. А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 364-371.
Большая советская энциклопедия 1969-1978.
Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org.