Программа элективного курса Кладовая витаминов
Пояснительная записка
Программа элективного курса создана на основе примерной программы «Окружающий мир» под редакцией Е.В.Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой в соответствии с Государственным стандартом образования для учащихся 4 класса Загустайской средней общеобразовательной школы Селенгинского района РБ.
Использована следующая литература:
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования
Примерная программа «Окружающий мир»
Актуальность программы
Целью школы является воспитание личности, способной к самореализации в условиях динамично развивающего общества, воспитание хозяина земли, человека, знающего и умеющего работать на земле, выращивать и ухаживать за сельскохозяйственными растениями. Реализация программы элективного курса «Витамин роста» обусловлена новым направлением развития школы – агротехнологическим.
Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по-моему мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идёт не только в учебной, но и внеучебной деятельности.
На первой образовательной ступени (начальная школа) в качестве ключевых компетенций учащихся школы « Базовая школа агротехнологического направления» выступают следующие характеристики:
1) самостоятельность, инициативность в обучении и труде;
2) способность к научному творчеству;
3) ориентация в мире профессий;
4) ориентация в мире социальных отношений.
Обозначенные компетенции формируются на основе психических новообразований данного возрастного периода: автономии ребенка, порождающей его инициативность; внутренней мотивации к познавательной деятельности; ответственности за себя и за то, что составляет его мир; интереса к труду других людей.
По реализации данной программы предполагается, что учитывая психолого- педагогические особенности младшего школьного возраста ведущей деятельностью будет учебная при использовании трудовой.
Реализация программы основывается на деятельностном подходе, который предусматривает со стороны учащихся:
- умение планировать свою деятельность;
- умение отслеживать результаты своей собственной деятельности;
- умение контролировать и оценивать свою деятельность, т.е. проводить рефлексию.
Компетентностный подход в начальной школе предполагает формирование учебной самостоятельности, которая формируется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной через организацию коллективных дел, внеурочных и социальных проектов и когда учащиеся овладевают:
1. простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение и опыт;
2. культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями через общение, кооперацию сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается и формирования уважения к окружающим:
умение слушать и слышать партнёра;
умение признавать право каждого на собственное мнение;
умение принимать решения с учётом позиций всех участников;
умение осуществлять контроль действий;
32. основой самостоятельности, инициативности и ответственности личности как условия её самоактуализации:
самоуваженние и эмоционально-положительное отношение к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм;
формирование нетерпимости и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
При планировании программы предусматривается здоровьесберегающий подход. При работе на пришкольном участке по выращиванию овощей учителю предъявляются следующие требования:
- учет физиологических и возрастных особенностей учащихся младшего возраста;
- четкое разъяснение трудовых поручений;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- четкое распределение времени;
- мотивирование;
- создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);
- подведение итогов.
Реализация данной программы способствует соблюдению принципа интеграции и включение в содержание межпредметных связей: окружающий мир и технология.
Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек - природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость, «человек и творческая деятельность» и др.
Цель:
Формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к своему здоровью; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи обучения:
Практическое применение знаний по окружающему миру и формирование технологических умений по выращиванию растений.
Научить учащихся проводить исследования в полевых условиях.
Научить детей элементарным агротехническим приемам выращивания овощей; создать условия для того, чтобы ребенок мог собственными руками вырастить морковь.
Задачи развития:
1. Создать условия для развития творческих способностей.
2. Развитие самостоятельности, инициативности.
Задачи воспитания:
1. Способствовать адаптации детей к современным условиям жизни через трудовую деятельность.
2. Формировать отношения сотрудничества в детском коллективе и взаимодействии с взрослыми.
3. При подведении итогов выполнения трудовых заданий основываться на принципах гласности, объективности, систематичности.
Задачи валеологические:
1. Соблюдать охранительный режим, оптимальную нагрузку через индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
2. Соблюдать правила техники безопасности.
3. Обеспечить условия для укрепления здоровья, формирования бережного отношения к своему здоровью.
Характеристика курса
Курс « Кладовая витаминов» включает ознакомление с овощными культурами, их классификацией, изучением агротехнологических приемов выращивания моркови. Изучение состава почвы и практические работы по изучению свойств почвы. Проведение опытов с морковью.
Требования к ЗУНам
В конце курса ученик должен знать:
- овощные культуры;
- значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных;
- классификацию овощных растений по частям, идущим в пищу;
- что такое почва;
- значение почвы в жизни растений;
- основные требования для роста и развития овощных растений;
- значение полива и рыхления.
В конце курса ученик должен уметь:
- ставить и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений;
- распознавать на живых объектах и таблицах органы изучаемых растений;
- проводить самостоятельный поиск информации: находить в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы курса необходимы условия и ресурсы: - материально-техническое обеспечение пришкольного участка;
- создание санитарно-гигиенических условий, согласно требований СанПина.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 6 месяцев, всего 44 часа, из них теоретических занятий - 7 часов, практических - 17 часов, летняя практика- 20 часов.
Содержание
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом и правилами работы. Знакомство с учебно-опытным участком.
2. Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Классификация овощных растений по частям, идущим в пищу. Сроки созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая.
Почва. Значение почвы в жизни растений. Подготовка почвы. Сохранение влаги в ней.
Практические работы:
1). Определение механического состава почвы.
2). Изучение содержания в почве воздуха.
3). Изучение способности почвы впитывать воду.
4). Степень изменения почвы под воздействием человека.
Подготовка семян овощных растений к посеву (проверка на
всхожесть).
Практические работы:
1). Перекопка, разравнивание почвы, разбивка делянок, посев семян, закладка опытов.
2). Опыты «Влияние сроков посева на урожай моркови», «Влияние густоты посева на урожай моркови».
Уход за овощными культурами. Основные требования для роста и развития овощных растений. Значение полива и рыхления. Подкормка растений особенности ухода за овощными культурами (прореживание).
Составление проекта. Презентация проекта.
Учебно – тематический план
№ п/п
Названия тем
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
1
Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных.
1
Классификация овощных растений по частям, идущим в пищу.
1
Почва. Значение почвы в жизни растений
1
Определение механического состава почвы.
1
Изучение содержания в почве воздуха.
1
Изучение способности почвы впитывать воду.
1
8-9
Подготовка семян овощных растений к посеву (проверка на всхожесть).
1
1
10-12
Перекопка, разравнивание почвы, разбивка делянок, посев семян.
3
13
Основные требования для роста и развития овощных растений.
1
14
Значение полива и рыхления.
1
15
Практическая работа
Летний период
16
Сбор урожая
Осенний период
17-21
Составление проекта.
6
22-24
Презентация проекта.
3
Приложение 1
Методичка
1. Практические работы по теме « Почва»
Практическая работа №1
1 опыт «Механический состав почвы»
Цель: определить механический состав почвы.
Оборудование и реактивы: комочки почвы разного состава, баночки.
описание опыта.
Механический состав почвы определяется простым приёмом скатывания в ладонях слегка увлажнённых комочков земли. Вывод о механическом составе делается исходя из следующей таблицы:
Характеристика комочков почвы
Механический состав почвы
Не скатывается в шарик
Песок, глинистый песок
Скатывается в шарик
Супесь
Скатывается в колбаску с толстым кончиком, легко ломается при изгибе
Легкий суглинок
Скатывается в колбаску с тонким, острым кончиком, при сгибе ломается
Суглинок
Скатывается в колбаску с тонким, острым кончиком, легко сгибается в подкову
Тяжелый суглинок
Легко сгибается в кольцо
Глина
Оптимальными свойствами для растений обладает почва средних по механическому составу категорий, т.е. легкий суглинок, суглинок и супесь. Почвы с преобладанием песчаных частиц слабо удерживают питательные вещества и быстро высыхают.
Вывод: на пришкольном участке почва – тяжелый суглинок, для получения хорошего урожая нужно добавить перегной.
Практическая работа №2
2 опыт «Изучение содержания в почве воздуха»
Цель: изучить содержание в почве воздуха.
Оборудование и реактивы: ведро с водой, пробирки, стакан с делениями, консервная банка.
Описание опыта.
Содержание в почве воздуха определяется следующим образом: в достаточно большой и широкий сосуд с водой (ведро) опускается земляной цилиндрик. Отбор такого образца производится с помощью консервной банки, у которой вырезаны обе крышки. Опустив земляной цилиндрик в воду, заметьте, как долго и интенсивно выделяются из образца пузырьки воздуха. Запишите время выделения пузырьков и оцените интенсивность в баллах:
1 - слабое кратковременное выделение воздуха;
2 – среднее кратковременное выделение воздуха;
3 – интенсивное кратковременное выделение воздуха;
4 – слабое долговременное выделение воздуха;
5 – интенсивное долговременное выделение воздуха.
Почвы с хорошими свойствами выделяют много воздушных пузырьков.
Вывод: в почве мало воздуха, необходимо все время грядки рыхлить.
Практическая работа №3
3 опыт «Изучение способности почвы впитывать воду»
Цель: изучить способность почвы впитывать воду.
Оборудование и реактивы: консервная банка без обоих торцов, пробирки, стакан с делениями.
Описание опыта.
Важным свойством почвы является ее способность впитывать воду. Для изучения этого признака в почвенном разрезе сделайте горизонтальную ступеньку. На ней укрепите консервную банку без обоих торцов, которая использовалась и при отборе цилиндрического образца почвы. В банку налейте 100 мл воды, и отметьте время, за которое впитывается вода. Наилучшими свойствами обладает почва, в которую вода впитывается достаточно быстро.
Вывод: почва плохо впитывает воду.
Практическая работа №4
4 опыт «Степень изменения почвы под воздействием человека»
Цель: изучить степень изменения почвы под воздействием человека.
Оборудование и реактивы: измерительная лента, лопата.
Описание опыта.
Степень изменения почвы под воздействием человека может быть оценена по глубине проникновения лопаты, на которую одновременно становятся два ученика. При наблюдениях и лопата, и школьники должны быть одни и те же. Глубина проникновения лопаты в почву оценивается в сантиметрах. Это показатель будет зависеть от степени уплотненности почвы, а значит, от степени воздействия человека.
Вывод: почва сильно не уплотнена.
II. Практические работы по теме « Морковь»
1 опыт «Агротехнический план опыта»
Цель: составить агротехнический план опыта выращивания моркови.
План выращивания моркови и описание опыта.
1. Подготовка семян.
2. Подготовка почвы. На делянку 10 кв.м равномерно внести 8-10 кг перегноя. Почву перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа.
Сроки: 1 декада мая
3. Посев. Посеять семена на глубину 2 см. Расстояние между строчками 25 см. Сроки: 10-15 мая
4. Прополка и рыхление.
Сроки: 10-15 июня
5. Прореживание. Расстояние между растениями оставить 3-4 см.
Сроки: 10-15 июля
6. Подкормка
Сроки: 15-20 июля
7. Уборка.
Сроки: конец сентября
2 опыт «Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность»
Цель: изучить влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.
Описание опыта.
1 вариант: нормальный посев семян (на 10 кв. м – 4-5 граммов семян, между семенами 1-2 см);
2 вариант: густой посев семян (на 10 кв. м – 10-12 граммов семян)
Вывод:
1 вариант. Урожайность в 10 кв. м – 35 кг т.е. 350 ц/га
2 вариант. Урожайность в 10 кв. м – 26 кг т.е. 260 ц/га
Приложение 2
При работе на пришкольном участке по выращиванию овощей учителю необходимо соблюдать следующие требования:
- учет физиологических и возрастных особенностей учащихся младшего возраста;
- четкое разъяснение трудовых поручений;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- четкое распределение времени;
- мотивирование;
- создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);
- подведение итогов.
Литература
Александров В.А. Справочник садовода-любителя. Издательство «Московская правда», 1985г.
Журнал огородника, 2006г.
Интернет-ресурс
Учебник «Окружающий мир» 4 класс
Рисунок 1H:\скан\Новая папка\1 002.jpghђЗаголовок 1EђЗаголовок 215