Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Автор:
Бекетова Н.Ф.
Место работы:
учитель высшей категории МБОУ ЯСОШ
Тема «Мастер – класса»Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Цель: Познакомить участников мастер – класса с возможностями использования цифрового микроскопа на уроках биологии
Задачи:
Познакомиться с работой цифрового микроскопа.
Освоить правила работы с микроскопом.
Рефлексия своей деятельности
Оборудование: микроскоп, цифровой микроскоп, микролаборатория, лук, гриб Мукор, Культура бактерии
План работы:
1 этап (теоретический)цифровой микроскоп позволяет учителю
2 этап (практический)Проведение лабораторной работы (работа по группам)3 этапПредставление опыта работы с цифровым микроскопом на уроке
4 этап Рефлексия деятельности ( обсуждение участниками своей деятельности в качестве учеников и слушателей)
1 этап (теоретический)цифровой микроскоп позволяет учителю
Начало ХХI в. проходит под знаком модернизации школьного образования.
Появляются новые педагогические технологии, методики, учебники.
Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии.
Сейчас компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски появились во многих школьных кабинетах. Многие уроки биологии проходят с использованием компьютерной техникиК инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.
Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп и цветную цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью микроскопа. Световой микроскоп можно использовать и без камеры, которая устанавливается на место окуляра после настройки изображения. Камера имеет подключение к USB порту компьютера.
Что позволяет сделать цифровой микроскоп?
Точно передать формы, границы и цвета объекта,
Выполнять разнообразные тонкие работы,
Сохранить результаты исследования,
Производить наблюдения с экрана монитора,
Передавать результаты наблюдения на расстояния,
Редактировать изображения и проводить видеосъёмку процессов жизнедеятельности.
Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…
В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники.Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Резкость изображения и в компьютерном варианте микроскопа достигается с помощью поворота винтов.При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
изучать объект в динамике;
создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
использовать изображения объектов на
бумажных носителях.
активизирует работу учащихся на уроке Способствует развитию познавательной, информационной и исследовательской компетенций учащихся
Повышает уровень мотивации обучающихся помогает проводить практические и лабораторные работы индивидуально, фронтально и в группахповышает интерес к поисково-исследовательской деятельности
способствует повышению успеваемости учащихся.
Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.
2 этап (практический)Проведение лабораторной работы (работа по группам)
На столах лежат листы:Приложение №1 (Правила работы с микроскопом»Приложение №2 ( инструктивная карточка лабораторной работы)
Приложение №3 ( лист самооценки)
3 этапПредставление опыта работы с цифровым микроскопом на уроке (Приложение №4)
4 этап Рефлексия деятельности (обсуждение участниками своей деятельности в качестве учеников и слушателей) (Приложение №5 – отзыв слушателей).
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, элективный курс).