Лабораторные работы по биологии 6,7 и 9 классы
Лабораторные работы по биологии 6 класс
Лабораторная работа №1. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: проросшие семена, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5. Подготовьте микроскоп к работе.
6. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз.
7. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку.
8. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
9. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные. Докажите, что семя – это зачаток нового растения.
Лабораторная работа №2. «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»
Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, рисунки учебника на с. 38.
1.Инструктивная карточка
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. На с. 90 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу.
Название растенияТип корневой системыОсобенности строения
6.Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.
Лабораторная работа №3. «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель работы: изучить особенности строения корневого чехлика и корневых волосков, выделить его основные особенности, связанные с выполняемой функцией.
Оборудование: проростки пшеницы, лупа, микроскоп, чернила, вода, лук.
1.Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
3.Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
4.Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
5.Сделайте вывод.
Лабораторная работа №4. «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.
Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.
2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?
3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4.Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника .
5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Чем отличается побег от почки.
Лабораторная работа № 5. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Цель: изучить признаки простых и сложных листьев, способы расположения их на стебле, дать элементарную классификацию листьев по форме листовой пластинки.
Материалы и оборудование: набор простых и сложных листьев с разной формой листовой пластинки, краем листа, комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник, открытки, фотографии листьев.
Ход работы
1. Рассмотрите листья из пакета. Разделите их на две группы – с одной листовой пластинкой и с несколькими. Чем отличаются друг от друга эти листья, как они называются?
2. Рассмотрите листья дуба, липы, березы, клена. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?
3. Рассмотрите листья земляники, клевера, акации, шиповника, малины. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?
4. Рассмотрите общую форму листовых пластинок у простых листьев разных растений. Одинакова ли она? Попробуйте назвать форму листа.
5. Рассмотрите листья клена, дуба, одуванчика, лютика. Чем они отличаются от листа березы, осины, липы? Определите глубину надреза пластинки, количество и расположение лопастей на ней. Заполните таблицу.
РастениеЛист простой/сложный Форма листовой пластинки
6. Внимательно рассмотрите сложные листья (малины, акации, земляники, гороха, шиповника). Найдите черешок, подсчитайте количество пластинок на нем. В чем сходство и в чем различие этих листьев? Продолжите заполнение таблицы.
7. Определите тип жилкования, край, основание и верхушку листа, простой или сложный лист, к однодольным или двудольным растениям они относятся.
Лабораторная работа №6. «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы:
1. Изучите текст учебника «Корневище», рассмотрите рисунок .
2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.
3. Зарисуйте и подпишите части корневища.
4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
5. Изучите текст учебника «Клубень» рассмотрите рисунки.
6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.
7. Зарисуйте и подпишите части клубня.
8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.
9. Изучите текст учебника «Луковица» рассмотрите рисунок.
10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
11. Зарисуйте и подпишите части луковицы.
12. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.
Сделайте вывод: Сравните корневище, клубень и луковицу с побегом.
Лабораторная работа № 7. «Изучение строения цветка»
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Ход работы
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
2.Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
3.Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.
Лабораторная работа № 8. «Ознакомление с различными видами соцветий»
Цель: Познакомиться со строением простых и сложных соцветий. Научиться распознавать типы соцветий.
Оборудование: наборы гербарных листов растений с различными типами соцветий, живые цветы.
Инструктивная карточка.
1. Начертите таблицу:
Особенности строения соцветий
Название соцветияОсобенности его строенияПример растения
2. Ознакомьтесь с гербарными листами растений, соцветия которых нужно определить.
3. Рассмотрите поочередно каждое растение, найдите его название в этикетке. Какое соцветие у данного растения? Заполните таблицу.
4.Сделайте вывод о роли соцветий в опылении растений.
Лабораторная работа № 9. «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
Цель: познакомиться с разнообразием плодов, научиться их сравнивать
Оборудование: карточка с рисунками плодов и муляжи плодов и натуральные плоды с/х растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите плоды.
2. Определите какие из них сухие, а какие сочные.
Разделите их на односемянные и многосемянные.
Оформление результатов: заполните таблицу
Название растения Плод Название плода и его схематический рисунок.
Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?
Лабораторная работа № 10. «Определение всхожести семян растений и их посев»
Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.
Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.
Ход работы.
1.Определение всхожести семян проращиванием.
Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура 15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.
Для посева используют семена с высоким процентом всхожести.
2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.
В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.
Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свекловичным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.
Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.
Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.
Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:
200-100% 196-100
196-х откуда х = 200 = 98%
Процент всхожести семян — 98%.
Оформление результатов.
После окончания работы организуется отчет о результатах опытов.
Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различных видов растений по дням.
2. Посев семян.
Пронаблюдайте за прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.
Лабораторная работа №11. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы.
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых
Лабораторные работы по биологии 7 класс
Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием водных простейших
Цель: изучение многообразия простейших водных организмов.
1. Рассмотрите грязную воду невооруженным глазом. Видны ли в ней движущиеся включения?
2. Поместите каплю грязной воды с выращенными простейшими на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом с малым увеличением.
3. Опишите форму, величину, характер движений увиденных простейших. Предположите, к каким группам они относятся.
4. Изобразите несколько видов наблюдаемых простейших организмов, укажите их названия и группы, к которым они относятся.
В выводе ответьте на вопросы:
Представителей какой группы животных наблюдали в ходе лабораторной работы?
Каковы главные особенности животных этой группы?
Лабораторная работа №2. Знакомство с многообразием круглых червей.
Цель: познакомиться с многообразием круглых червей.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид.
Ход работы.
1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид.
Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений.
2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку. Отметьте, в чем их различие, в чем сходство с теми круглыми червями, которых вы только что рассмотрели.
Оформление результатов:
Зарисуйте культуру свободноживущих нематод, самку и самца аскарид с обозначением части тел.
Лабораторная работа №3. Внешнее строение дождевого червя.
Цель: Изучить внешнее строение червя.
Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.
Ход работы.
1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находятся поясок.
2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она- сухая или влажная?. Как вы думайте , какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?
4.Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, сделайте подписи к рисунку.
5.Сделайте вывод. На основании наблюдений дайте характеристику дождевому червю, как представителю малощетинковых кольчатых червей.
Лабораторная работа №4.Особенности строения и жизни моллюсков
1)Строение раковин брюхоногих моллюсков
Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения брюхоногих моллюсков.
Материалы и оборудование: раковины различных брюхоногих моллюсков, продольные спилы прочных раковин (при возможности).
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (округлая, приплюснутая, конусовидная), толщину стенок и наличие выростов. Раковины каких моллюсков более толстостенные – пресноводных или морских?
2. Найдите линии годового прироста и определите возраст раковин.
3. Рассмотрите внутреннюю поверхность раковин и определите ее цвет. Объясните причину различия окраски раковины изнутри и снаружи.
4. Зарисуйте внешнее строение раковины и (при наличии спила) расположение полостей внутри ее. Объясните, по каким признакам данных моллюсков относят к классу брюхоногих.
2)Строение раковин двустворчатых моллюсков
Цель работы: выявить характерные черты строения раковин двустворчатых моллюсков.
Материалы и оборудование: раковины различных двустворчатых моллюсков.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (вытянутая, овальная, округлая), выпуклость створок, наличие радиальных утолщений («ребер») и толщину стенок раковины. Раковины каких моллюсков обычно более толстостенные – пресноводных или морских? Почему?
2. На раковинах отдельных видов (например на наружном темном роговом слое беззубок или мидий) найдите линии годового прироста и по ним определите возраст.
3. В местах, где верхний роговой слой стерся, рассмотрите средний белый фарфоровый слой. У каких моллюсков на внутренней поверхности раковины имеется перламутровый или кальцитовый слой?
4. При наличии свежих раковин, в месте соединения их створок отыщите упругую связку, за счет которой раковина удерживается в раскрытом состоянии. За счет чего раковина живого моллюска удерживается закрытой?
5. На внутренней стороне свежих раковин постарайтесь найди отпечатки мышц-замыкателей, а при наличии живых моллюсков – найдите сами мышцы. Отметьте их количество.
6. Зарисуйте внешнее строение раковин различных двустворчатых моллюсков.
Лабораторная работа №5. Знакомство с разнообразием ракообразных.
Цель: изучение внешнего строения представителей ракообразных.
Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры дафний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, креветки и др.
Ход работы.
1.Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.
3.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.
Лабораторная работа №6. Изучение представителей отрядов насекомых.
Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.
Ход работы.
1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.
Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.
Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.
2.Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.
3.Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.
Оформление результатов:
Заполните таблицу.
Отряды насекомых Представители
Лабораторная работа №7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Цель: изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.
строение и передвижение рыб
Оборудование: демонстрационные аквариумы (2-3 шт.), аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.
Ход работы.
1.Рассмотрите внешний вид плавающих рыб в аквариуме.
Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя.
Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников;
на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.
2.Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.
Оформление результатов:
зарисуйте контуры тела рыбы и подпишите части тела.
Сделайте вывод, ответив на вопрос.
В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?
Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения птиц.
Цель: изучение внешнего строения птиц и их перьев.
Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, лупа ручная, микроскоп.
Ход работы.
1.Рассмотрите чучело птицы.
2.Найдите голову. Какие органы расположены на голове?
3.Найдите конечности. Сколько их, что они собой представляют?
4.Рассмотрите покровы тела.
5.Рассмотрите каждый вид пера. Рассмотрите их под лупу. Чем отличается пуховое перо от контурного?
Оформление результатов:
зарисуйте чучело птицы, запишите название; подпишите части туловища; зарисуйте виды перьев и обозначьте их.
Сделайте вывод:
Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?
Лабораторная работа №9. Изучение особенностей различных покровов тела.
Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего.
Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория-туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог, микроскоп.
Ход работы.
1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале
невооруженным глазом, затем – с помощью лупы.
Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие клетки образуют покров тела планарии?
3. Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это
рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с
помощью лупы.
Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.
4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.
Оформление результатов:
Заполните таблицу.
Представитель Покров тела Функции покровов тела
Лабораторная работа №10. Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Цель: определение возраста животных.
Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.
Ход работы.
Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.
Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число.
Лабораторные работы по биологии 9 класс
Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует; сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование и реактивы: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса.
Методические указания:
Теория. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:
2 Н2О2 = 2 Н2О + О2
Эксперимент:
1.на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
2.- поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
- прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.
- опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
Ответьте на вопросы:
- Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование и реактивы
- схематически зафиксируйте эксперимент, подпишите наблюдения к нему и объяснения наблюдений
- в качестве вывода ответьте на вопросы
Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов, сравнить строение растительной и животной клетки, выявить сходства и различия.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной, животной, клеток, таблицы о строении растительной и животной клетки
Методические указания:
1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных и животных клеток.
2.Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3.Сравните строение растительной и животной клеток. Результат зафиксируйте в таблице.
Сравнительный критерий Растительная клетка Животная клетка
4.Ответьте на вопросы:
- О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод.
Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»
Цель: познакомиться со статистически закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: линейка или сантиметр.
Методические указания:
1. Измерьте рост каждого обучающегося в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост - 166 см.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-161 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:
Рост, в см150-154155-159160-164165-169170-174175-179180-184185-189
Количество учащихся
3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.
Количество учащихся Рост, в см
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
Ответьте на вопросы:
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой - наиболее редко?
Какие отклонения встречаются в росте учеников?
Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?
Каковы причины отклонений в росте?
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование
- составьте таблицу, а на ее основе вариационную кривую
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод
Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»
Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составить описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
Ход работы
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия растений?
Методические рекомендации:
1.Строение стебля.
Тип стебля: травянистый, деревянистый.
По направлению роста стебля: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие.
2.Строение листа.
Листья простые или сложные.
Тип строения листа: черешковый, сидячий.
Жилкование листовой пластинки: параллельное, дуговое, сетчатое.
Форма края листовой пластинки: цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый.
3.Строение цветка.
Околоцветник: двойной (имеется чашечка и венчик), простой (нет чашелистиков).
Цветки: правильные (лепестки околоцветника располагаются так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии), неправильные (цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии)
Цветки обоеполые (имеется в цветке и тычинка и пестик) или раздельнополые
( одни цветки имеют только пестик, а другие только тычинки)
4.Соцветия.
Кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метелка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток)
5.Плоды.
Простой (н-р пшеница) или сборный (н-р малина).
По количеству семян: многосемянные, односемянные.
По количеству воды в составе околоплодника: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина, померанец); костянковидные (костянка, многокостянка); ореховидные (орех, желудь, семянка, зерновка); коробочковидные ( боб,стручок, коробочки).
6.Корень.
У двудольных – стержневая корневая система (хорошо развит главный корень), у однодольных – мочковатая корневая система (все корни одинаковы).