Конспект по искусству Специфика изображений в полиграфии
Дар созидания ( 11часов)
Урок 4 ( 20)
Тема: Специфика изображений в полиграфии
Задачи: сформировать понятие «полиграфия», сформировать представление о принципах изображения в разных полиграфических изданиях.
Полиграфи́я (от греч. πολὺ- — «много» и γράφω — «писать») — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
1. Детские книги
Внешний вид детской книги.
1. Шрифт.
Крупные буквы относительно безопасны для детских глаз. Полоса набора мелкими буквами недопустима в детской книге - читать ее трудно, количество текста психологически отпугивает ребенка.
2. Объем книги от 30 до 100 страниц для дошкольников.
3. На обложке должно быть указано, для какого возраста книга, а также должно быть краткое содержание.
4. Бумага.
Хорошего качества, плотная, белая, но никак не серого оттенка – это вредно для детских глаз. Малышам – картонные книжки.
5. Вес.
Ребенок должен в любой момент сам доставать книгу, довольно увесистый том может поранить малыша.
6. Текст.
В меру сокращенный и не сильно отличающийся от оригинала, какими то событиями, органично соединен с иллюстрацией.
7. Переплет.
Имеет большое значение для сохранности книги. Представляет собой прочную твердую крышку из картона. Должен эстетически воздействовать на малыша. Рисунок должен отражать идею всей книги, общий фон переплета не должен быть мрачных тонов, а быть ярким и многокрасочным.
8. Иллюстрации.
Чем меньше ребенок, тем большее значение для него имеют цветные рисунки. Маленькие дети понимают образную речь еще не полно, нуждаются в большом количестве иллюстраций. Лучшие художники детской книги: Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина, И. Куприянов, Е. Рачев. Картинки должны быть реалистичными, не пугать малыша своим видом. Иллюстрация должна следовать за текстом.
9. Формат.
Просторные, с широкими пропорциями страницы, удобные для размещения и поиска рисунка в тексте. Величина формата должна гармонировать со шрифтом и строкой.
Значение иллюстрации в детской книге.
Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе все происходящее и иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст.
Плохо иллюстрированная детская книга неинтересна для малыша, а потому нечитаема. Наличием художественности обладает не каждая иллюстрация, а мама должна помочь малышу привить вкус к художественному стилю, а не воспевать диснеевских героев.
Надо учить детей подробно рассматривать рисунки, обращать их внимание на тонкости, которые подскажут им что-то о настроении, переживании героев книги.
Иллюстрации должны раскрывать содержание, стимулировать воображение у детей, формировать эмоции, воспитывать культуру восприятия. Так средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, создавайте его нравственное отношение к окружающему.
Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера.
Вот некоторые художественные иллюстраторы детской книги: И.Билибин, Т. Маврина, Е. Рачев, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич и др.
Музыкальные иллюстрации «Метель» муз. Свиридов Г.
Перед нами повесть А.С.Пушкина Метель. Будучи романтическим произведением, начинается романтически… В поместье Ненарадово живет некий Гаврила Петрович. У него есть дочка, Марья Гавриловна, у которой множество женихов, но она влюблена в бедного прапорщика Владимира. Он также неравнодушен к ней, и они решают тайно обвенчаться, чтобы после броситься к ногам родителей. Влюбленные подготавливают план, по которому в определенный день Марья Гавриловна должна будет притвориться после ужина больной и уйти к себе. В действительности она же должна была выйти через заднюю дверь, и отправиться в заранее приготовленных санях в соседнее село Жадрино, где в церкви бы ожидал ее жених. Наступает назначенный день. Владимир с трудом уговаривает священника и свидетелей, а сам торопится в Жадрино.
Вдруг начинается жуткая метель, и Владимир сбивается с дороги, оказывается в другой деревне. Утром он все-таки добирается до Жадрина, но там никого уже нет. А что же происходит с Марьей?
Она возвращается в дом, родители ничего не замечают, а у героини начинается горячка, в которой она шепчет о своей любви. Родители решают не препятствовать браку, отправляют прапорщику свое согласие на брак. В ответ приходит гневное письмо со словами, что ноги больше его не будет в их доме. Вскоре он уезжает в армию и умирает. Марья Гавриловна бережет его память: книги, подаренные им, стихи, написанные для нее, и отказывает всем женихам. Начинаются благополучные времена: война с французами закончена, полки вернулись. В поместье появляется милый молодой полковник Бурмин, который очень нравится дамам. Он очень нравится Марье Гавриловне, так же как и она, ему, но предложения не делает. Однажды в саду Бурмин признается в любви к Марье Гавриловне и объясняет причину своих терзаний: он женат. Он говорит: Я женат уже четвертый год, и не знаю, кто моя жена, и где она! Вместе с тем он рассказывает свою историю: четыре года назад, когда он ехал в полк, он сбился с пути и поехал на огонек. Это оказывается церковь. Когда он подъезжает, его спрашивают: Помилуй, где ты замешкался? Бурмин заходит в церковь, которая едва освещена. К нему подводят довольно миловидную девушку и начинают венчание. Когда священник говорит: Поцелуйтесь, молодая жена с криком: Не он, не он - падает в обморок. Бурмин выходит из церкви, садится в кибитку и уезжает. Когда он рассказывает эту историю Марье Гавриловне, она бледнеет и говорит, что той невестой была она. Молодой полковник бросается к ее ногам
2. Полиграфия газет
Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обусловливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований.Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным, - умелое использование гарнитур, кегля и начертания шрифтов, шрифтовое и композиционное выделение заголовков на полосе, выразительное иллюстрирование материала и т.п.
Правило 1. Композиция газетной полосы
1. Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.
2. Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Правило 2. Шрифты для набора газетных текстов и заголовковШрифты для набора газет должны быть удобочитаемыми и емкими. Желательно использовать шрифты гарнитур: Новая газетная; Балтика; Школьная; Литературная, Банниковская, Журнальная рубленая или подобные им.
Газетный дизайн
Хороший газетный дизайн является более функциональным, нежели украшающим, и он никогда не приносит в жертву журналистику и полезное содержание, для того, чтобы повысить уровень оформления газеты. Хороший дизайн обеспечивает разумную и приятную подачу новостей и другой информации. В газетном дизайне качество оформления ничего не стоит, если оно не выражает информацию быстро и полностью. У читателей нет ни времени ни желания, ни терпения преодолевать дизайнерские ухищрения для извлечения информации.
Работа газетных дизайнеров состоит в том, чтобы облегчить жизнь читателей, а не затруднить.
Фотографии очень важныИспользовании фото может улучшить или ухудшить оформление газеты. - Красивая фотография должна быть доминирующим элементом на странице. - Если у вас есть хорошая фотография, то сделайте ее большего размера. - Обрежьте умело фотографии. Вы можете посредственную фотографию превратить в хорошую, удачно ее обрезав. Ищите самую важную часть снимка, выделите действие на нем и уберите все ненужное. Использование инфографики для иллюстрации статьи. Возможно, наиболее очевидным прогрессом в газетном дизайне было развитие информационной графики. В информационной графике должен содержаться весь необходимый материал, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи. Главное информативность, а не художественность. Использование инфографики позволяет сделать газету интереснее. Инфографика публикуется под определенным заголовком и содержит источник информации, который может быть напечатан мелким шрифтом внизу. Реклама Рекламодатели часто просят напечатать свои объявления белым шрифтом на черном фоне, так как они считают, что их реклама будет при этом более заметна на странице. Это верно, но они забывают, что читатели мало внимания и времени уделяют рекламе. В первую очередь читатели обращаются к основному тексту газеты. Кроме того "выворотка" дольше воспринимается и ее не так удобно читать. Следовательно читатели, проскользнув взглядом по подобной рекламе, перейдут к другой статье на этой странице, не вникнув в суть содержания объявления.
3.Глянцевый журналы
С уменьшением значения идеологической составляющей и ослаблением государственного диктата женские журналы вновь стали коммерческими проектами. Их эффективность сегодня не обеспечивается добровольно-принудительной подпиской, а напрямую зависит от доли и качества рекламы, публикуемой на их страницах.
Исследователи отмечают, что современная женская пресса характеризуется деполитизацией и популярностью журналов, созданных по западным моделям. Нынешние специализированные издания стали одним из основных каналов рекламы. Их акценты сместились в сторону формирования образа жизни и имиджа женщины как главенствующей фигуры в обществе (в семье, сфере управления и предпринимательства), ориентирующейся на высокий профессиональный уровень и здоровый образ жизни, стремящейся к самореализации.
Цель современных глянцевых журналов – формирование гендерных стереотипов и создание лейбл-культуры, то есть пропаганда образа жизни, когда вещи престижного бренда становятся явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности.
Глянцевая героиня нашего времени – это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, строит свою судьбу собственными руками. Она против архаичного и унизительного деления мира на мужчин и женщин, раз и навсегда отказалась от сомнительной чести носить титул «слабый пол». При этом, пользуется успехом у мужчин, причем не торопится связать себя какими-либо обязательствами, так как имеет карьерные амбиции или собственный бизнес.
Большое значение она придает своей сексапильности и, конечно, внимательна к внешности, исправно практикует специальные технологии сохранения молодости и красоты.
Дети и дом в иллюстрированном женском журнале – только часть образа женственности. Домашняя работа представляется в этих изданиях, скорее, как украшение дома (статьи дизайнеров, флористов и проч.), приготовление пищи – не рутина, а возможность творческой самореализации. Поэтому в кулинарных рецептах делается упор на оригинальность и праздничность оформления.
Суть «глянцевой» жизненной установки – принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить.
Проблемные материалы – удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов, при чтении которых почти всегда непонятно, чего хочет автор и хочет ли он чего-то вообще. Глянцевый журнал строится по принципу экрана – просмотра на плоскости, где все оказывается развернутым в поверхность образным рядом.
Создатели журнала по-своему «берегут» своих читательниц: на глянцевых страницах нельзя столкнуться с теми составляющими жизни, которые не возьмешь напором и силой – болезнью, смертью, судьбой, в конце концов. В результате предполагается удобное воспроизводство журнального стандарта. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. В глянцевой модели ничего не может быть страшнее весенней хандры и авитаминоза. Но и их можно победить стаканом апельсинового сока по утрам и стаканом теплого молока с медом перед сном. Создается иллюзия, будто если читательницы наденут рекомендованное платье или приготовят для любимого блюдо по опубликованному рецепту, то будут оценены по достоинству. Такие журналы сосредоточены исключительно на внешней стороне проблемы, в них советуют, как всегда быть красивой и привлекательной, но ничего не говорят о том, как быть умной, интересной как личность.